Источники муниципального права: понятие, система, особенности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники муниципального права: понятие, система, особенности.



Источники МП - форма выражения норм муниципального права, т.е. акты, содержащие муниципально-правовые нормы. + Европейская Хартия местного самоуправления

 

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

§ К первому уровню относятся НПА федерального уровня, содержащие нормы муниципального права. Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права. Среди этих законов первостепенное значение имеет ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон определяет основы местного самоуправления в РФ, закрепляет общие принципы организации и деятельности муниципальных образований. Также относятся:1) Указы Президента РФ, содержащие нормы муниципального права (например. <Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ> 2) постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления 3) постановления Правительства РФ (например, <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ>); 4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления.

 

§ Ко второму уровню источников муниципального права относятся НПА субъектов РФ - конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах депутатов ОМС, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в том, чтобы они не противоречили КРФ

 

§ Наконец, к третьему уровню источников муниципального права относятся локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права – Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме, распоряжения главы местной администрации

 

Конституция РФ о местном самоуправлении. Позиции КС РФ.

К федеральным источникам муниципального права относится в первую очередь Конституция Российской Федерации.

Статья 3 КРФ устанавливает, что одной из форм осуществления власти народа являются органы местного самоуправления. Данную норму развивает ст. 32, устанавливающая, что российские граждане имеют право избирать и быть избранными не только в органы государственной власти, но и в органы местного самоуправления. Кроме того, ст. 33 закрепляет, что российские граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в различные органы, включая и органы местного самоуправления.

 

Вместе с тем согласно ст. 46 решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд, что свидетельствует о взаимной ответственности местного сообщества и муниципальной власти.

 

Статьи 8 и 9 Конституции РФ устанавливают право муниципальной собственности, в том числе на землю.

 

Главной нормой, без которой не было бы смысла существования иных положений Конституции РФ, закрепляющих статус местного самоуправления, является норма ст. 12, признающая самостоятельность местного самоуправления. Именно то обстоятельство, что местное самоуправление осуществляется в пределах своих полномочий, а его органы не входят в систему органов государственной власти, порождает и остальные конституционные нормы, закрепляющие правовое положение самоуправления на местах.

 

Местному самоуправлению посвящена отдельная глава Конституции РФ — гл. 8.

 

Правовые позиции конституционных (уставных) судов

 

Одним из первых в области местного самоуправления Конституционным Судом РФ было принято постановление от 16 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем КС РФ высказал согласие с тем, что в определенных случаях полномочия ОМС могут быть прекращены по решению органов государственной власти.

 

В постановлении от 3 ноября 1997 г. по делу о проверке конституционности ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть

избранными в ОМС» в связи с запросом Тульского областного суда, Конституционный Суд подтвердил исключительное полномочие каждого субъекта РФ устанавливать собственное административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство.

 

Интересным является постановление Конституционного Суда от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава Курской области. В этом постановлении Суд подтвердил норму Конституции РФ о том, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только на основании законов. Также Суд пояснил, что органы государственной власти не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

 

Показательна позиция Уставного Суда Свердловской области, выраженная в постановлении от 11 февраля 1999 г. по делу о проверке соответствия отдельных положений Устава муниципального образования «Ревдинский район» Уставу Свердловской области. По мнению Суда, учреждение должности муниципального служащего — управляющего администрацией района относится к вопросам местного значения, решаемым местным сообществом самостоятельно. Однако его компетенция должна определяться уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и не должнабсовпадать с компетенцией главы муниципального образования.

 

 

Федеральное и региональное зак-во в системе источников муниципального права.

Конституционные нормы развивает ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

Вопросы организации муниципальных выборов определяет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вопросы государственной регистрации уставов муниципальных образований регулирует Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

На отношения муниципальной службы направлен Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации».

Акты Президента РФ и Правительства РФ также дополняют систему федеральных источников муниципального права. Активное регулирование местного самоуправления актами Президента РФ приходилось на период с 1991 по 1999 г. Так, например, 15 октября 1999 г. Президентом РФ издан Указ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».

Что касается постановлений Правительства РФ, то они, как правило, посвящены хозяйственным вопросам. Таково постановление от 3 марта 2004 г. «Об утверждении правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию».

 

Региональные источники???

В соответствии с п.«н» ст.72 Конституции организация МС находится в совместном ведении РФ и её субъектов.

Общие полномочия органов гос. власти субъектов в области МС определены в ФЗ «Об общих принципах…» (ст.5 или ст.6 Проекта). В данном случае надо иметь в виду два условия:

1. соблюдение границы между компетенцией РФ и её субъектом (ст.4, 5 ФЗ «Об общих принципах…»

2. необходимо отграничивать полномочия органов гос. власти субъектов федерации от предметов ведения, которые непосредственно отнесены к тому или иному уровню МС.

 

Базовыми актами в области МС на уровне субъектов являются конституции и уставы субъектов. В них степень детализации положений о МС различна (например: в Уставе Иркутской области указанные вопросы рассматриваются очень подробно, МС посвящено 14 статей; в Уставе Пермской области всего 3 статьи посвящены МС).

Законы субъектов должны более детально регулировать вопросы МС по сравнению с федеральными актами, поскольку федеральное законодательство не в силах учесть всех особенностей того или иного субъекта.

В процессе законодательного регулирования вопросов МС в субъектах федерации необходимо исходить из следующих положений:

1. субъекты федерации должны признавать для себя обязательными нормы Конституции РФ и федерального законодательства

2. требуется неукоснительно реализовывать те нормы, которые являются общими и не требуют юридической детализации

3. важно чётко определить пределы и объём законодательного регулирования субъектами РФ

4. необходима конкретизация некоторых норм Конституции и ФЗ «Об общих принципах…»

5. предстоит урегулировать вопросы организации и деятельности МС, относящиеся к ведению субъектов РФ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)