Реклама в Древней Греции, риме, Египте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реклама в Древней Греции, риме, Египте



Первые источники рекламы относятся ещё к глубокой древности. Египетская, вавилонская, греческая и римская культуры удивляют высокими темпами развития рекламной информации. Её выражали в письменном, изобразительном и словесном виде. Даже в то время древние предприниматели в лице торговцев рабами ставили перед собою цель склонить на свою сторону потенциального потребителя, захватить его внимание и заставить совершить выгодную для них сделку.
Первой рекламной информацией древнего мира был египетский папирус, информирующий о продаже раба. Также некоторые египтологи полагают, что рекламные сообщения могли быть написаны на камнях. Один такой камень был найден в городе Мемфис, который был первой столицей древнего Египта.
Помимо этого рекламный текст можно найти на стенах и плитах, нацарапанных или написанных краской. В Греции и Риме до н.э. все рекламные сообщения писали на специальных дощечках, позднее уже на пергаменте. На рыночных площадях зачастую читали при большом скоплении народа различные объявления.

Реклама существовала и в античные времена. Протореклама явилась первичной формой коммерческих коммуникаций, которая объединяет первичные формы коммуникационных средств, получивших с течением времени свое самостоятельное развитие. В качестве элементов проторекламы мы можем выделить зачатки таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и пр.

В Древней Греции и Древнем Риме преобладали устные варианты рекламных текстов. К ним относились выкрики торговцев, которые впоследствии даже выделились в отдельный жанр. Письменная реклама в Древнем мире не получила достаточно широкого распространения. Вероятно, это связано с относительной немногочисленностью грамотных людей, дороговизной написания проторекламных текстов и дефицитностью их носителей (папируса и пергамента). У древних римлян были распространенны торжественные процессии, которые служили завершением триумфальных событий. Можно сказать, что эти процессии, включали в себя элементы рекламы: хвалебные речи, демонстрацию трофеев, добытых в сражениях. Той же цели и с не меньшей эффективностью служили торжественные восхваляющие надписи в честь правителей и полководцев, которые римляне высекали не только на статуях, но и на фронтонах триумфальных арок, возводившихся по случаю чествования воинов-героев. Так наглядно и осязаемо демонстрировалось могущество римской державы, оказывая огромное положительное воздействие на патриотические чувства граждан.

К этим средствам вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т. д. Посредством молвы сведения о качестве производимых и продаваемых товаров распространялись иногда на достаточно большие расстояния, стимулируя древних предпринимателей заботиться о своей доброй репутации. Формирование благоприятного образа продавца уже изначально являлось одной из основных целей проторекламы. В дальнейшем хорошая репутация работала на ее владельца.

Таким образом, уже в период античности наблюдается активное развитие рекламного процесса в устных и предметно-изобразительных формах. Помимо этого имеются свидетельства регулирования рекламной деятельности со стороны властных структур, требования соблюдения правдивости и достоверности в рекламных сообщениях.

В Средние века четко прослеживается стремление к профессионализации рекламы. Большое значение приобретает рекламная деятельность городских глашатаев и рыцарских слуг – герольдов. Появляется профессия стационарных зазывал, в обязанности которых входило привлечение покупателей в торговые лавочки, трактиры, мастерские ремесленников и реклама товара.

Книгопечатание привело к изменению форм рекламы и создало предпосылки для новых жанров. Появляются такие формы рекламы как печатный листок, прейскурант, каталог, проспект. Происходит изменение способа изготовления и соответственно вида уже ставших привычными рекламных продуктов, например, афиш, вывесок, эмблем, они стали печатными.

 

Становления рекламы

XIX – XX века прошли под знаком технического прогресса. Новые изобретения человечества, такие как фотография, кинематограф, радио изменили привычные форма рекламы, сделали ее более разнообразной, а главное массовой, доступной одновременно огромному числу людей.

К рекламированию привлекаются все возможные виды искусства. Особое значение приобретает жанр плаката, достигший своего расцвета именно в это время. Дифференциация стилей искусства способствует становлению оригинальных рекламных стилей. Рекламная деятельность приобретает творческий характер.

Появляется тенденция к специализации рекламной деятельности. Продолжается развитие информационных агентств, использующих возможности прессы для рекламирования. Начинают проводиться массированные рекламные кампании, в которых применяются новые формы рекламирования. В частности, особое внимание уделяется упаковке товара, придумываются слоганы, сочиняются джинглы. Постепенно информационные агентства превращаются в рекламные агентства современного типа, применяющие весь набор рекламных средств, составляющие полный цикл рекламирования товара.

В Европе в рекламных целях устраиваются промышленные выставки, многие их которых приобретают международный характер. Производители могли за счет проведения таких выставок расширить границы сбыта своего товара, а система вручения медалей за качество являлась мощным рекламным средством.

 

Развитие рекламного процесса в российском государстве проходило по тому же пути, что и в Западной Европе. Однако отличительные особенности русской культуры наложили свой отпечаток на типы и формы рекламирования. Аналогом европейских глашатаев на Руси были бирючи, упоминаемые в «Повести временных лет» уже с 992 г. Фольклорная устная реклама представляет собой богатейший пласт русского народного творчества. Известно рекламное творчество разносчиков товара (они назывались «коробейники», «офени»), стационарных зазывал, ярмарочных торговцев, «балаганных дедов» (ряженых зазывал на балаганные зрелища), все они внесли весомый вклад в дело становления рекламирования в России.

Рекламное изобразительное искусство изначально было представлено в русском государстве «лубком». Лубок — это картинка с емким и доходчивым образом, изображающая сюжеты торговой, религиозной, социальной и политической рекламы. От лубка берут начало и другие жанры изобразительной рекламы, в частности, плакат. В конце XIX — начале XX вв. лубочный стиль был востребован художниками примитивистами М. Ларионовым, Н. Гончаровой, а так же К. Малевичем и в Окнах РОСТА В. Маяковского.

Афиши, вывески, плакаты, все они, так или иначе, были представлены в России, как один из видов рекламы, однако, своего расцвета они достигают в творчестве художников объединения «Мир искусства», которые создавали не только выдающиеся произведения изобразительного жанра, но и многие шедевры рекламы.

Печатная реклама, известная в русском государстве с XVII в. со времени реформ Петра I становится довольно широко распространена. Появляются печатные афиши, летучие листки, затем газеты, театральные программки, буклеты, каталоги, визитки, рекламные карточки и вкладыши. Реклама в российской прессе имеет те же особенности развития, что и в Европе и США. В XIX в. начинается переход от печатания объявлений к масштабным рекламным кампаниям, происходит коммерциализация прессы, профессионализация рекламы, что выразилось в создании рекламных агентств, наиболее известным из которых была фирма Л. Метцеля.

Развитие торговли и промышленности в России привело к появлению таких видов рекламы как торговые знаки, фирменные марки, упаковка, этикетка, деловые бумаги на фирменных бланках и др. Все они, имея внутреннее сходство с аналогичными видами рекламирования в Европе и США имели свои отличительные особенности, обусловленные возможностями и задачами отечественной экономики и традициями русской культуры.

Изменения, произошедшие в России с приходом к власти большевиков в октябре 1917 г., наложили свой отпечаток и на процесс развития рекламы. В. И. Ленин и руководство большевистской партии очень хорошо понимали роль агитации, пропаганды и рекламы в деле управления государством. Задача удержания власти предполагала установление контроля над информационным пространством, поэтому в числе первых были выпущены «Декрет о печати» и «Декрет о введении государственной монополии на объявления», которые запрещали все печатные издания, а также передавали государству монопольное право на информацию не только в политической сфере, но и в сфере экономики и торговли.

В период Новой экономической политики (НЭПа) государство отказывается от принципа монополизации торговли и промышленности, оставляя под своим контролем только крупное производство, внешнюю торговлю и рекламу. Монополия на осуществление рекламной деятельности была закреплена за государственными предприятиями законодательно. Создаваемые государственные рекламные агентства, хотя и выполняли заказы частных рекламодателей, основной своей задачей все же считали продвижение товаров государственных корпораций. Коммерческая реклама в этот период выполняет значимые для власти политические и идеологические задачи, что прослеживается через всю историю Советской России.

Индустриализация СССР и переход к плановому хозяйству изменили не только структуру экономической деятельности, но и основы рекламирования. Если в западном обществе реклама помогала ориентироваться потребителю на рынке товаров и услуг, то в плановой советской экономике при низкой покупательской способности населения и отсутствии конкуренции рекламная деятельность имела задачу формирования спроса на продукцию государственных предприятий.

Реклама в СССР теснейшим образом была связана с задачами агитации и пропаганды. Яркие примеры политической и социальной рекламы, созданные в Советском Союзе, актуальны и сегодня. Рекламные плакаты периода Великой отечественной войны — это лучшие образцы социального рекламного творчества.

Социально-экономические изменения, произошедшие в России, распад СССР, переход к рыночным реформам совершенно изменили подходы к рекламированию. Свобода слова, отмена цензуры позволили использовать для рекламы самые разнообразные сюжеты и предметы рекламирования. Процесс приватизации собственности, возникновение «финансовых пирамид» происходили при помощи широкомасштабных рекламных кампаний таких как реклама финансовых компаний и банков «МММ», «Русский дом Селинга», «Русская недвижимость», «Хопер-инвест», «Гермес», «Московская недвижимость», Банк «Империал» и др. Социально-культурные условия развития постсоветского общества способствовали огромной популярности рекламных роликов данных компаний и успеху их деятельности, связанной, к сожалению, с мошенническими технологиями.

Спад производства во всех отраслях народного хозяйства и открытие российского рынка для зарубежных товаров привели к экспансии транснациональных корпораций, которые проводили мощные рекламные кампании своих продуктов. С 1995 года в качестве лидеров рекламных бюджетов надолго обосновались на российском телевидении Cadbury, Procter&Gamble, Mars, Wrigley, Stimorol, Nestle. Первенствующее положение на рекламном рынке прочно заняли марки потребительских товаров и, соответственно, продвигающие эти марки фирмы. Первоначально они использовали уже опробованную на мировых рынках рекламу, но затем перешли к созданию отечественных роликов, ментально близких потенциальному российскому потребителю.

Сегодня рекламный процесс в России представляет собой полномасштабное экономическое и культурное явление, влияющее на развитие всех сфер жизни общества.

На рекламном рынке представлены тысячи как отечественных компаний, так и зарубежных, выполняющих заказы рекламодателей, используя все доступные средства рекламирования.

 

Прочные позиции на рекламном рынке занимают телевидение, радио, пресса, но семимильными шагами развивается интернет-реклама. Ни одна фирма не осуществляет свою деятельность, обходясь без услуг рекламирования. Реклама стала неотъемлемой частью жизни всего российского общества, а процесс перехода к информационному обществу делает рекламу не только «двигателем торговли», но и культуры.

47. Графические символы. Геральдика. Особенности развития рекламы в Средневековой Европе.

Символ - 1) предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи. 2) художественный образ, воплощающий, воплощающий какую-либо идею. Графические символы безусловно являются архаичными символами, но в начале 21 века они заняли свою специфическую нишу в сфере рекламы. Графические символы в сфере рекламы выполняют задачу маркирования. Но в формате социальных групп большинство графических символов на упаковках и этикетках решают главную задачу- привлечение и удержание внимания. Графические символы: Иконки, знаки, обозначения, навигация, эмблемы.

 

Геральдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.

Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блазонами (от фр. blason — щит). У аланов и тюркских народов фамильные гербы существовали в виде родовых знаков (тамги).

В России геральдика заимствована с Запада во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20 томов, включает около 5 тысяч гербов). Теория геральдики — свод правил составления и описания гербов — разрабатывалась с середины XIX века.

Цвета в геральдике

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зелёный, жёлтый и пурпурный. Жёлтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха — горностаевый и беличий.

Символика цветов

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

· Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

· Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

· Червлень — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

· Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

· Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

· Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

· Чернь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.027 с.)