Лексико-грамматическая тема №5 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-грамматическая тема №5



Обмен веществ микроорганизмов.

Понятие о подстилях научного стиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. Сфера употребления, особенности изложения, цель, характер разных подстилей.

Цель: сформировать представления о подстилях научного стиля,научить анализировать тексты собственно научного, научно-учебного, научно-популярного подстилей.

СРСП. Подбор текстов собственно научного, научно-популярного подстилей.

СРС. Толкование терминов.

Практические задания.

Глоссарий

Метаболизм (от греч. μεταβολή — «превращение, изменение»), или обмен веществ — набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни.

Катаболизм (от греч. καταβολή, «сбрасывание, разрушение») или энергетический обмен — процесс метаболического распада, разложения на более простые вещества (дифференциация) или окисления какого-либо вещества, обычно протекающий с высвобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ.

Анаболизм (от греч. ἀναβολή, «подъём») или пластический обмен — совокупность химических процессов, составляющих одну из сторон обмена веществ в организме, направленных на образование клеток и тканей.

Ферменты или энзи́мы (от лат. fermentum, греч. ζύμη, ἔνζυμον-закваска) — обычно белковые молекулы или молекулы РНК (рибозимы) или их комплексы, ускоряющие (катализирующие) химические реакции в живых системах.

 

Задание 1. Прочитайте текст, выполните послетекстовые задания.

Обмен веществ микроорганизмов

Многообразное проявление деятельности микроорганизмов в природе определяется особенностями их метаболизма. Метаболизм, или обмен веществ, — совокупность процессов распада и синтеза, обеспечивающих поддержание, рост и размножение организма. Обмен веществ имеет две стороны: он слагается из энергодающих процессов, которые объединяются понятием катаболизма, и из энергонезависимых процессов синтеза макромолекул, или анаболизма. Существует принцип биохимического единства жизни на нашей планете, который заключается в универсальности определенных процессов и явлений. Так, универсальны «строительные блоки» (например, белки состоят из аминокислот), кванты биологической энергии (АТФ), генетический код, пути расщепления сахаров, дыхательная цепь. На фоне этого единства у микроорганизмов прослеживается много специфического в процессах катаболизма и анаболизма, что выражается различиями источников энергии, источников углерода и восстановителя (водорода пли электронов). Источниками последнего либо служат реакции катаболизма, либо он поступает извне. Все реакции обмена веществ в микробной клетке происходят при помощи биологических катализаторов - ферментов. Большинство ферментов состоят из белковой части и простетической небелковой группы. В простетическую группу могут входить такие металлы, как железо, медь, кобальт, цинк, а также витамины или их производные. Некоторые ферменты состоят только из простых белков. Ферменты специфичны и действуют только на одно определенное вещество. Поэтому в каждом микроорганизме находится целый комплекс ферментов, причем некоторые ферменты способны выделяться наружу, где участвуют в подготовке к усвоению сложных органических соединений. Ферменты микроорганизмов используются в пищевой и других видах промышленности.

● 1.1. Выпишите термины, определите вид.

1.2. Составьте вопросный план к тексту.

1.3. Передайте основную мысль текста. Определите подстиль.

1.4. Назовите морфологические особенности текста.

1.5. Составьте кластер к тексту.

Задание 2. Прочитайте данную информацию, ответьте на вопросы.

Запомните! Подстили научного стиля

Традиционно в научном стиле выделяют четыре подстиля:

Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный и научно-деловой, а также научно-публицистический и научно-фантастический. В последнее время добавились еще два: научно-информативный и научно-справочный.

В научном стиле можно выделить следующие жанровые разновидности:

1. собственно научный – статьи в журналах, научных трудах, диссертации, монографии, доклады, тезисы;

2. научно-популярный – очерки, книги, лекции, статьи;

3. учебно-научный - учебники, учебные и методические пособия и материалы, программы, лекции, конспекты, сборники задач и упражнений, лекции, учебно-методические материалы;

4. научно-информативный – рефераты, аннотации, патентные описания;

5. научно-справочный – словари, каталоги, справочники;

6. научно-деловой – техническая документация (контракты и инструкции для предприятий, сообщения об испытаниях и анализах, формулы изобретений, инструкции, отчеты, докладные записки, служебные письма, уставы, правила, положения, приказы).

Языковые особенности научного стиля

Общеупотребительная + Терминологическая + Общенаучная лексика + Межнаучные термины + Общенаучные термины + Узкоотраслевые термины = научный стиль.

Собственно научный стиль

Отличительные признаки научного стиля с наибольшей полнотой проявляются в собственно научном подстиле. Данный подстиль характеризуется академическим изложением, адресованным специалистам. Важными признаками научного подстиля являются точность информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность формы. Важнейшим компонентом лексики являются термины, слова, общенаучная лексика (термин, элемент, процесс, функция, система), которая часто употребляется в научном тексте.

Яркая отличительная черта собственно-научного подстиля – преобладание имени существительного. В научном тексте в среднем существительных употребляется почти в 4 раза больше, чем глаголов.

Употребление другой части речи – глагола – также имеет в научном стиле свои особенности.

Форма 1-лица множественного числа глагола (мы считаем) служит объективности научного сообщения: система доказательств развертывается как бы совместно с автором и оппонентом.

В собственно научном подстиле доминирует логический, книжный синтаксис.

В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении.

Научно-популярный подстиль

Одним из подстилей научного стиля является научно-популярный, который адресован не специалисту, а широкому кругу читателей, поэтому научные данные излагаются в доступной и занимательной форме. Научно-популярный подстиль используют при написании научно-популярной литературы, газетных статей, научно-популярных журналов, а также в выступлениях ученых и специалистов перед массовой аудиторией.

Научно-популярный подстиль предназначен для читателя, интересующегося

вопросами науки; терминологическая лексика присутствует

в минимальных количествах; научные понятия вводятся с опорой на

бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии.

Особенности текста научно-популярного стиля и языковые средства характерные для него.

Языковые средства, делающие текст популярным:

примеры для иллюстрации отдельных научных положений, сравнение, перифраза, вводные слова, модальные частицы, риторические восклицания.

Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей, привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме.

Учебно-научный подстиль.

Важным подстилем научной литературы является учебно-научный. В учебной литературе дается изложение основ наук. Отличительные признаки, вытекающие из направленности адресату – будущему специалисту: тематическое ограничение изложения основ наук, обучающий характер, изобилие определений, примеров, иллюстраций, пояснений, толкований.

Основными жанрами учебно-научного подстиля являются: учебники,

учебные и методические пособия, программы, сборники задач и упражнений, лекции, конспекты, учебно-методические материалы.

По своим отличительным признакам учебно-научный подстиль находится между собственно-научным и научно-популярным подстилями: он не такой «строгий» и не такой «увлекательный». Функция подстиля – обучающая.

Посредством учебно-научного подстиля происходит общение с будущим специалистом, который уже владеет определенным знанием, чтобы усвоить сообщаемую ему новую информацию. При этом научная информация для него не хобби, а обязательный компонент знаний, необходимый для получения и приобретения специальности. В то же время объем сообщаемой информации ограничивается строго учебной программой, а система доказательств должна быть упрощена.

Вместе с тем учебно-научный подстиль более строг, чем научно-популярный. Вузовские учебные пособия по стилю изложения ближе к собственно-научной литературе, а школьные учебники ближе к научно-популярной. Учебно-научный подстиль близок к собственно-научному подстилю.

Научно-информативный подстиль.

Научно-информативный подстиль имеет следующие отличительные признаки: стереотипность композиции, максимальная стандартизация языковых средств, унификация синтаксических конструкций. Основное назначение – сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов и правовая, юридическая защита этой информации.

Основными жанрами научно-информативного подстиля являются: реферат, аннотация, конспект, тезисы.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных текстов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

● 2.1. Каковы особенности каждого подстиля?

2.2. Назовите языковые особенности собственно-научного подстиля.

2.3. Перечислите жанры подстилей.

2.4. Каждому подстилю подберите тексты.

ТСК №5

1. Совокупность процессов распада и синтеза, обеспечивающих поддержание, рост и размножение организма –

a) метаболизм

b) катаболизм

c) анаболизм

d) ферменты

e) генетическая информация

 

2.Все реакции обмена веществ в микробной клетке происходят при помощи биологических катализаторов –

a) ферментов

b) углеводов

c) липидов

d) органических веществ

e) белковых веществ

 

3. Стилевыми чертами научного стиля являются...

a) логичность, точность

b) эмоциональность, непринужденность

c) неподготовленность, экспрессивность

d) образность, метафоры

e) призывность, побудительность

 

4. Сообщение и доказательство теоретической научной информации - это стиль...

a) научный

b) разговорный

c) публицистический

d) официально-деловой

e) художественный

 

5. Учебник, учебное пособие - это стиль...

a) научный

b) разговорный

c) публицистический

d) официально-деловой

e) художественный

 

6. Статьи в журналах, научных трудах, доклады – подстиль…

a) научно-популярный

b) научно-учебный

c) собственно научный

d) научно-информативный

e) научно-справочный

 

7. Рефераты, аннотации, патентные описания – подстиль…

a) научно-информативный

b) научно-учебный

c) научно-популярный

d) научно-справочный

e) собственно научный

 

8. Словари, каталоги, справочники – подстиль…

a) научно-справочный

b) собственно научный

c) научно-информативный

d) научно-учебный

e) научно-популярный

 

9. Определите стиль предложения.

Эритроциты — это сложные вещества красного цвета, состоящие из белковых и небелковых элементов.

a) научный

b) публицистический

c) художественный

d) официально-деловой

e) разговорный

 

10. Энергетический обмен, процесс метаболического распада, разложения на более простые вещества, протекающий с высвобождением энергии в виде тепла и в виде АТФ.

a) катаболизм

b) анаболизм

c) метаболизм

d) ферменты

e) таксон

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.046 с.)