Экстренное комбинированное торможение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстренное комбинированное торможение



 

Самым эффективным способом экстренного замедления автомобиля с максимальной скорости является ступенчатое комбинированное торможение. Оно включает импульсное торможение рабочим тормозом и последовательное переключение понижающих передач. Многие водители считают, что комбинированное торможение - это арифметическая сумма тормозных усилий рабочего тормоза и двигателя. Однако здесь возникает более сложная взаимосвязь действий и их результатов, обеспечивающая более высокую безопасность при замедлении.

При торможении передние колеса загружаются, а задние разгружаются. Естественно, задние колеса первыми подвергаются блокированию, вследствие чего способствуют возникновению заноса. Другими словами, тормозные усилия лимитируют задние колеса, поэтому на многих автомобилях имеются специальные устройства, ослабляющие их действие, или спереди устанавливаются дисковые тормоза, а сзади - барабанные.

Если в момент торможения на задние колеса подать крутящий момент от двигателя, то можно предотвратить блокирование колес (на автомобилях с классической компоновкой). Поэтому при торможении целесообразно включать понижающие передачи, так как это не усиливает, а ослабляет (!) тормозной эффект ведущих колес. Тем самым этот прием можно считать антиблокировочным, позволяющим стабилизировать автомобиль при интенсивном торможении. Нужно отметить, что и для переднеприводного автомобиля комбинированное торможение очень эффективно, так как позволяет сохранить управляемость передних колес и устойчивость автомобиля.

Сложность приема комбинированного торможения связана с большим числом разнообразных действий. В управлении задействованы обе руки и обе ноги, притом каждая выполняет действия сложной координации с разными органами управления.

При выполнении комбинированного торможения необходимо соблюдать определенную последовательность.

1. Принять позу готовности (положение рук на рулевом колесе "10-2" или "9-3"), перенести стопу правой ноги с педали подачи топлива на тормозную педаль, выбрать свободный ход педали.

2. Приложить к тормозной педали серию тормозных импульсов, постепенно наращивая силу и продолжительность усилий до возникновения блокирования колес. Каждый цикл растормаживания использовать для коррекции устойчивости автомобиля с помощью резких коротких действий рулевым колесом.

3. Продолжая торможение носком стопы, развернуть ногу пяткой вовне и нажать ею или боковой стороной стопы на педаль подачи топлива. Довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной с помощью "перегазовки".

4. Выключить левой ногой сцепление и включить понижающую передачу быстрым движением правой руки с короткой паузой в фазе прохождения нейтральной передачи, например IV-О-пауза-III. Включить сцепление с короткой задержкой (пробуксовкой) в фазе включения.

5. Далее повторяются действия, указанные в пунктах 2-3-4 с последовательным переключением понижающих передач вплоть до II, а в исключительных случаях и до I.

Дополнительные действия при торможении позволяют повысить эффективность приема и сохранить устойчивость и управляемость. Их конкретное назначение заключается в следующем:

· многоимпульсное торможение позволяет прекратить блокирование колес и максимально использовать эффективность тормозной системы;

· "перегазовка" пяткой необходима для выравнивания частоты вращения коленчатого вала двигателя и коробки передач. Конечная цель - создать антиблокировочный эффект ведущих колес;

· пауза при включении понижающей передачи позволяет снизить частоту вращения до оптимальной, если во время "перегазовки" возник ее излишек;

· задержка включения сцепления необходима для предотвращения ударных нагрузок, которые могут способствовать заносу автомобиля;

· коррекция рулевым колесом способствует противодействию "рысканью" автомобиля при возникновении кратковременных блокирований колес и позволяет сохранить курсовую устойчивость автомобиля.

Хотя прием комбинированного торможения и является самым оптимальным для экстренного снижения скорости в критической ситуации, он практически недоступен оолыпин-ству водителей. Из-за сложной технологии выполнения он требует автоматизма навыков, что возможно лишь при повседневном его применении. Это недоступно обычному водителю, так как требует повышенного расхода топлива, интенсивной эксплуатации автомобиля и т. д. Только постоянно тренирующиеся спортсмены могут достичь совершенства в эффективном использовании этого приема. Однако применение даже его элементов (например, включение понижающих передач) позволит повысить качество торможения за счет использования антиблокировочного эффекта.

 

Рисунок 89. ЭКСТРЕННОЕ КОМБИНИРОВАННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
По ходу экстренного торможения руки активно участвуют 8 противодействии "рысканью" передних колес и микрозаносам задней оси. В те мгновения, когда правая рука выполняет переключение передач, левая рука принимает все функции. Желателен возврат правой руки на рулевое колесо после каждого цикла включения КПП. Передачи переключаются последовательно до П передачи. Включение может быть с задержкой в положении нейтральной передачи для выполнения перегазовки, либо ударным в экстремальном режиме, если дефицит времени или мастерства не позволяет выполнить перегазовку. В отдельных случаях применяется включение с пропуском последовательности, если борьба за устойчивость автомобиля отняла много времени. Резкое включение пониженных передач по ходу торможения может негативно влиять на устойчивость, особенно одноприводных автомобилей. Смягчить эти моменты позволяет прием "перегазовка", который требует активной работы правой ногой на двух педалях. На переднеприводных и полноприводных автомобилях без АВS положительный эффект дает торможение левой ногой. Но эта технология требует специальной отработки чувствительности левой ноги и перестановки ног на педалях (режим "танцы на педалях"). Профессионально подготовленный водитель посылает на тормозную педаль от 4 до 8 импульсов в секунду при этом изменяя их силу и продолжительность. · Импульсное торможение позволяет избежать грубых ошибок, которые возникают при торможении с постоянным усилием. · Способ импульсного торможения зависит от характера внешних условий (коэффициент сцепления, покрытие, качество шин, тормозная динамика автомобиля). · Прерывистое торможение применяется при частой смене участков с разным коэффициентом сцепления. · Ступенчатое торможение применяется при покрытии с постоянным коэффициентом сцепления. · Вариативное торможение - это комбинация разных способов по ходу торможения.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.004 с.)