Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность



В связи со спецификой работы, ориентированной на страховое обслуживание внешней торговли, страховым организациям чаще приходится иметь дело с международными, автомобильными, же­лезнодорожными, воздушными и морскими перевозками. Эти пе­ревозки в своем большинстве регулируются международными конвенциями по каждому из перечисленных видов перевозок.

Автоперевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (или, как принято ее называть, CMR), принятой европей­скими государствами в 1956 году. Всякая перевозка по условиям этой конвенции оформляется автонакладной с большими буквами CMR в середине листа накладной.

С практической точки зрения страховую компанию больше всего должны интересовать сроки предъявления претензий и ис­ков по несохраненной перевозке. Сроки исковой давности уста­новлены в 1 год со дня выдачи груза, а в случае утраты всего гру-за— с тридцатого дня по истечении согласованного срока Доставки, а если таковой не был согласован — с шестидесятого Дня со дня принятия груза к перевозке. Очень существенным является то, что согласно п. 1 ст. 31 CMR иск может быть предъяв­им как в суд страны отправления груза, так и в суд страны назначения. Предъявление претензий перевозчику приостанавливает срок исковой давности вплоть до дня получения ответа на претензию. При этом такое приостановление срока давности может бы неограниченно долгим.

Важно отметить, что при выдаче груза всякое замечание по поводу его неудовлетворительного состояния или ненадлежащего качества, адресованное перевозчику, должно быть сделано грузо­получателем в письменном виде не позднее чем через 7 дней со дня принятия груза. При перевозке по накладной CMR такое за­мечание можно сделать непосредственно на накладной. В против­ном случае бремя доказывания вины перевозчика будет лежать на грузополучателе (или, соответственно, на страховой компании), а вина перевозчика не будет резюмироваться.

Конвенция CMR удобна и тем, что она применяется даже и то­гда, когда одна из стран (назначения или отправления груза) не является участником этой конвенции. Достаточно участия хотя бы одной стороны.

Железнодорожные перевозки осуществляются и регулируют­ся:

а) в странах Евразийского континента действуют две основные международные железнодорожные конвенции: СМГС (среди стран бывшего соцлагеря) и Котиф. В соответствии с этими кон­венциями установлена солидарная ответственность железных до­рог, то есть такая, когда в принципе претензия может быть предъ­явлена к одной из железных дорог при фактической вине железной дороги другой страны и отвечать по претензии и иску должна та дорога, к которой такие требования предъявлены. По­сле удовлетворения претензий или иска железные дороги произ­водят взаиморасчеты;

б) в России и в большинстве стран СНГ действует Устав же­лезных дорог (УЖД) СССР, соблюдение норм которого о порядке предъявления претензий и исков строго обязательно; невыполне­ние, казалось бы, несущественных требований может повлечь правомерный отказ со стороны железной дороги;

в) по международной конвенции Котиф и по УЖД СССР Д° заявления иска предъявление претензии обязательно;

г) нормативными актами, регулирующими отношения между железными дорогами, установлены сокращенные претензионные исковые сроки: по СМГС — претензионный и исковой срок а месяцев, а по Котиф — годичный срок исковой давности без обязательного соблюдения претензионного порядка урегулирова­ния разногласий по несохранной перевозке.

В претензионно-исковой работе с железными дорогами необ­ходимо руководствоваться ст. 168—173 УЖД. Согласно Закону РФ «О страховании» и УЖД к страховой компании переходит право требования к железной дороге лишь от тех лиц или организаций, которые согласно УЖД имеют право предъявлять к ней претензии и иски.

УЖД строго ограничивает круг таких лиц: в случае утраты всего груза это грузополучатель, грузоотправи­тель, их вышестоящие организации и транспортно-экспедиционные организации при условии передачи им такого права грузоотправителем или грузополучателем; в случае недостачи, порчи или повреждения груза это грузо­получатель, грузоотправитель только при условии передачи ему прав грузополучателем, их вышестоящие организации или транспортно-экспедиционные организации; при этом грузоотправитель при передаче такого права должен в свою очередь иметь свидетельство переуступки права от грузополу­чателя.

Поэтому очень важно, чтобы перед предъявлением претензии к страховой организации о выплате страхового возмещения грузо­владелец должен получить переуступочные надписи на железнодорожных накладных от одного лица к другому. Без переуступочной надписи предъявить претензию невозможно.

При принятии Закона РФ «О страховании» страховые органи­зации не входят согласно ст. 192 УЖД в перечень лиц по переус­тупке требований и соответственно не могли выставлять иски через суды железной дороге по возмещению ущерба по застрахованному грузу. С принятием закона суды считают, что такое право у страховых компаний имеется, и иски к судебному разбирательству принимаются.

Претензии по грузам могут быть заявлены в течение 6 месят и должны быть рассмотрены в течение 3 месяцев. Иски могут б предъявлены по месту нахождения управления железной дороги Ь двухмесячный срок со дня получения ответа железной дороги претензию или со дня истечения трехмесячного срока, установленного для ответа на претензию.

Все сроки исчисляются со дня выдачи груза, когда и обнаруживается несохранная перевозка. При обнаружении факта недостачи или повреждения груза станция железной дороги должна составить коммерческий акт с подробным изложением характера не сохран­ности груза. Составление коммерческого акта — очень важный мо­мент, ибо от того, насколько правильно и подробно он составлен зависит и дальнейшая судьба требований к железной дороге. Это касается и всех коммерческих актов, составляемых на транспорте. На практике же нередки случаи, когда железная дорога отказывает­ся от составления коммерческого акта или внесения исправлений в неверно составленный акт. Такой отказ необходимо обжаловать в течение 24 ч. начальнику отделения железной дороги. При международных перевозках, где задействованы железные дороги разных стран, нужно исходить из требований тех конвен­ций, ссылки на которые даются в конкретной железнодорожной накладной. Бывают случаи, что груз на какой-либо узловой стан­ции, передается одной железной дорогой другой. Там же выдается и другая накладная. Значит, нужно внимательно следить за тем, име­лись ли в новой накладной какие-либо отметки о ненадлежащем состоянии груза при передаче его одной дорогой другой. Кроме внесения таких отметок в накладную при передаче может состав­ляться и коммерческий акт. Если эти условия надлежащим образом выполнены, то принимающая железная дорога не будет нести от­ветственность. Отсутствие таких пометок или отсутствие коммерче­ского акта говорит о том, что груз принят в надлежащем состоянии. Воздушные перевозки регулируются конвенцией, унифици­рующей некоторые правила, касающиеся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929 г.; Воздушным кодексом СССР; Правилами международных перевозок (утвержденными Министерством гражданской авиации СССР).

Заключение договора воздушной перевозки груза удостоверяется выдачей авиатранспортной накладной. По своей юридической значимости она тождественна коносаменту. Самым важным для страховщика в этой накладной является оборотная сторона, где указаны условия перевозки. Страховщик должен уделить самое пристальное внимание положению о сроках претензионного и искового порядка урегулирования спора по поводу несохранной перевозки. Согласно ст. 26 и 29 Варшавской конвенции до предъявления иска перевозчику соблюдение претензионной стадии уре­гулирования разногласий обязательно. Теми же статьями установ­лено, что при повреждении груза претензия должна быть заявлена в течение 14 дней со дня его выдачи, а при утрате — в течение двух лет. Срок исковой давности установлен продолжительностью в два года. Таким образом, претензионный срок по утрате груза сов­падает с общим сроком исковой давности.

Однако ряд зарубежных авиакомпаний, несмотря на положе­ния Варшавской конвенции, установили сроки предъявления пре­тензий по недостачам целых мест от 120 до 160 дней. Это в прин­ципе противоречит конвенции. Аэрофлот таких сокращенных сроков не установил.

Документы, обосновывающие претензию к авиакомпании:

оригинал авианакладной;

коммерческий акт;

счета и спецификации на груз;

при необходимости — акт осмотра аварийного комиссара.

При несохранной перевозке грузополучатель еще до заявления страховой претензии должен заявить претензию авиакомпании с приложением указанных документов. Если отечественная авиа­компания не ответила на претензию по утрате или повреждению груза в течение 4 мес, то можно согласно Правилам международ­ных перевозок грузов считать груз утерянным и обращаться с ис­ком в судебные органы.

Ограничение ответственности авиаперевозчика устанавлива­йся не за целое место, а за вес. Размер такого ограничения­ми Долл. США за 1 кг утраченного или поврежденного груза. При­казом по Аэрофлоту такой же предел установлен и для отечественных авиаперевозчиков.

При заявлении обратных требований авиаперевозчику важно соблюсти сроки исковой давности;

исходить из пределов ответственности за 1 кг груза;

иметь на руках копию претензии, заявленной грузополучателем авиакомпании (и желательно ответ на нее).

 

Контрольные вопросы

1.Что входит в понятие «транспортное страхование»? Виды транспортного страхования, краткая их характеристика.

2.Каков порядок страхования автотранспорта? Документы при заключении договора и на выплату страхового возмещения.

3.Каков порядок оформления страхового возмещения при угоне, ДТП?

4.Что из себя представляет комбинированное страхование ав­тотранспортного средства?

5.Страхование железнодорожного транспорта.

6.Дайте характеристику страхования морского транспорта, его особенности, страхуемые виды.

7.Какова особенность страхования воздушных судов?

8.Каковы возможные риски при страховании морских судов, их характеристика?

9.Принципы и порядок страхования морских платформ.

10.Аварийный комиссар, его роль и место в страховой дея­тельности.

11.Клубы взаимного страхования, их назначение и принцип деятельности.

12.Каковы особенности страхования средств воздушного транспорта? В чем суть кумуляции риска при страховании воз­душных судов?

13.По каким рискам и какие виды страхования применяются страховании воздушных судов?

14.Причины, по которым в авиационном страховании ущерб не возмещается.

15.Авиационные пулы, принципы их создания и действия.

16.История и причины возникновения космического страхования.

17.Классификация видов страхования ракетно-космической техники.

18.Особенности страхования космических рисков.

19.Какова необходимость и сущность страхования космиче­ских рисков?

20.Причины и возможные риски, побуждающие необходи­мость страхования грузов.

21.Каков порядок и условия принятия груза на страхование с учетом его вида и состояния перевозочного средства, способа и сроков транспортировки.

22.Каков порядок оформления возмещения ущерба при утрате или повреждении страхуемого груза? Что не является страховым событием?

23.Страхование экспортно-импортных грузов. Каков порядок и условия их страхования?

24.Нормы и правила, регулирующие перевозочную деятель­ность автомобильным, железнодорожным, авиационным и мор­ским транспортом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.017 с.)