Факторы, влияющие на эластичность спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на эластичность спроса



Эластичность спроса

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается -- величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше

Сопоставления абсолютных величин при этом не показательны (10 ед. хлеба и тракторов). Следовательно необходимы относительные:

1. Приростный подход: как меняется значение функции при изменении независимой переменной на единицу

2. Темповый подход: на сколько процентов меняется значение функции при изменении независимой переменной на один процент

Для нивелирования значимости единиц и масштабов (н-р, изменение спроса на сахар в кг/руб не равно ц/руб) и обеспечения сопоставимости используется Эластичность (введенная А.Маршалом) – измеряемая в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значений другой сопоставляемой с ней величины.

Так ценовая эластичность:

В целом говорят, что ценовая эластичность показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%, пренебрегая методикой расчета, однако:

1. Точечная эластичность (при незначительной дельте – менее 5% от исходных величин)

2. Дуговая эластичность (при значительном разбросе начальных и конечных показателей) – берутся средние величины, т.е.

Абсолютное (берут в модуле, т.к. может быть отрицательной) значение эластичности может меняться от нуля до бесконечности. Однако важной границей является 1.

Менее 1 – товар неэластичного спроса. Единичная Эластичность. Более 1 – товар эластичного спроса.

Крайние случаи – нулевая эластичность (кривая спроса – строго вертикальна); бесконечна эластичность (кривая спроса – горизонтальна).

Кривая спроса с единичной эластичностью – степенная функция – гипербола

Кривая предложения с единичной эластичностью – линейная, выходящая из начала координат.

Сущность дисконтирования

Дисконтирование - это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент). Ставка дисконтирования отражает стоимость денег с учетом временного фактора и рисков.

Время - это критический фактор для ожидаемых выгод и издержек любого проекта, описываемого в бизнес-плане, потому что деньги, полученные в настоящий момент, более предпочтительны, чем деньги, которые будут получены в будущем: "нынешние" деньги могут приносить процент или доход, будучи сбереженными или вложенными.

Помимо изменения ценности денег, время важно для продолжительности проекта. Чтобы установить временные границы проекта, необходимо в его начале назначить срок его окончания, определяемый как ожидаемое число лет (месяцев или дней), в течение которых проект будет технически допустимым (например, ограничено сроком полезного использования применяемого оборудования) и будет приносить доход. Важность правильных временных границ и влияние на допустимость проекта становится очевидной, когда концепция ценности денег с учетом будущих доходов включается в выгоды и издержки проекта в бизнес-плане. Сокращение или удлинение продолжительности проекта устанавливает интервал времени, в котором будут поступать доходы и начисляться издержки. Таким образом, продолжительность проекта должна быть реалистичной оценкой его существования, независимо от того, насколько такой период времени делает проект привлекательным или непривлекательным.

Ценность денег во времени (с учетом будущих доходов) непосредственно включается в анализ проекта путем применения дисконтированного потока финансовых средств - ДПФ (иначе - дисконтированного потока наличности, денежных средств - Cashflow - Кэш-фло). Данный вид анализа показывает потоки выгод и издержек на протяжении жизненного цикла по мере их образования в каждый год проекта, отражая конкретные потоки денежных средств за каждый данный период времени (например год, месяц, пять лет). Преимущества такого отражения издержек и выгод за весь жизненный цикл состоит в том, что можно хорошо видеть главные факторы, влияющие на структуру потоков выгод и издержек, такие как инфляция, изменения цен и риск или неопределенность. Способность Кэш-фло включать изменения в главных потоках выгод и издержек благодаря прогнозируемым или предполагаемым изменениям тех же цен является наиболее полезным свойством анализа потоков денежных средств. Чтобы включить ценность денег во времени в Кэш-фло применяют дисконтирование.

С экономической точки зрения ставка дисконтирования - это норма доходности на вложенный капитал, требуемая инвестором. Иначе говоря, при помощи ставки дисконтирования можно определить сумму, которую инвестору придется заплатить сегодня за право получить предполагаемый доход в будущем. Поэтому от значения ставки дисконтирования зависит принятие ключевых решений, в том числе при выборе инвестиционного проекта.

Для вычисления приведенной к текущему моменту (вложения средств в проект) ценности будущих денег пользуются дисконтированием. При этом берутся будущие количества денег и приводятся назад к значению на нынешний день путем их уменьшения с каждым отчетным периодом проекта.

Способы определения ставки дисконтирования

При этом используют ставку дисконта, которая является ожидаемой будущей альтернативной стоимостью денег, иногда текущей или реальной ставкой процента.

Формула дисконтирования: PV=FV*1/(1+i) n

Где PV - приведенная к настоящему времени ценность выгод или издержек

FV - будущая ценность выгод или издержек

Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

-Основные административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Существует 2 политики применяемых государством: дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

Деньги играют ключевую роль в процессе обмена на всех рынках. Поэтому спрос и предложение денег должны воздействовать на все базовые макроэк-ие рынки. Отсюда вытекает особая роль денежно-кредитной политики для функционирования экономики в целом.

Кредитно-денежная политика — сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания эк-кой стабильности, макс-го уровня пр-ва и занятости при минимальной инфляции. ЦБ может воздействовать на объем ден. массы, контролируя и управляя объемом резервов в банковской системе в целом. Когда ЦБ повышает объем резервов, процесс депозитного расширения ведет к созданию денег. Когда ЦБ уменьшает объем резервов, кол-во денег в эк-ке сокращается вследствие депозитного сжатия.

1. Операции по продаже и покупке государственных ценных бумаг. ЦБ может прямо воздействовать на резервы, покупая или продавая гос-ые ценные бумаги (н-р, облигации министерства финансов) на открытом рынке. Покупая гос-ые облигации, ЦБ увеличивает избыточные резервы всей банковской сис-мы, стимулируя депозитное расширение и, следовательно, увеличение банковских денег в эк-ке. Напротив, продавая облигации, ЦБ уменьшает резервы банковской системы, что ведет к уменьшению ден. массы. ЦБ может купить облигации не только у банков, но и у фирм или у отдельных лиц. 2. ЦБ устанавливает обязательную норму резервов не произвольно, а в определенных пределах. Обязательные резервы — резервы, которые любое финансовое учреждение обязано держать по норме, установленной ЦБ. Такая норма является пропорцией (долей) от депозитов банка. Если ЦБ стремится снизить ден. массу, она может увеличить норму резервов. Если ЦБ, напротив, решило увеличить ден. массу, она может снизить норму резервов. В реальности ЦБ не часто меняет норму резервов, потому что ее изменение даже на 0,5% приводит к резким сдвигам. 3. Учетная ставка – ставка, по к-ой ЦБ предоставляет ресурсы ком. банку; рыночная ставка – предоставляет рес-сы населению. Если ЦБ хочет повысить ден. массу в стране, он уменьшает учетную ставку по сравнению с рыночной (ком-ий банк будет выдавать кредит).

Помимо этого, ЦБ осуществляют денежно-кредитную политику при помощи менее значительных мер. В любой развитой стране с рыночной эк-кой имеются фондовые биржи — рынки ценных бумаг компаний. ЦБ устанавливается так называемая маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая должна оплачиваться из собственных средств покупателя. Установление маржи позволяет ЦБ контролировать тот объем купли-продажи ценных бумаг на фондовой бирже, кот-ый зависит от займов.

№ 18 Теории международной торговли и торговая политика.

Мировые хоз-ые связи берут свое начало в международной торговле, исторически это 1-ая форма м/ународных эк-их отношений. Мировой рынок представляет собой совокупность национальных рынков, взаимодействующих через различные формы эк-их отношений. Мировой рынок на основе конкуренции опр-ет структуру и объем пр-ва, степень развития международного разделения труда. Современная м/ународная торговля все в большей степени трансформируется в долгосрочные устойчивые отношения м/у поставщиками и потребителями. Организационной формой таких международно-региональных и глобальных систем производственной специализации выступают транснациональные компании (ТНК) ведущих отраслей промышленности. В современных условиях предметная специализация сдает свои позиции, на смену приходит технологическое разделение труда (подетальная, пооперационная) разных стран. ТНК – это крупные корпорация, штаб-квартиры к-ых базируются в Сев. Америке, Европе, Японии, а филиалы по всему миру. ТНК – это многоотраслевые компании, огромные по масштабам и интеллектуальной мощи. На мировом рынке в условиях м/ународной торговли конкуренция сильнее, чем на национальном рынке, усиливается ее «технологическая» составляющая – технические знания становятся особым товаром. Внешнеторговый обмен товарами – важнейшая составная часть м/ународных эк-их отношений. Внешнеторговый оборот характеризуют пок-ли: объем экспорта на душу населения и др., к-ые показывают степень включения страны в мировые хоз-ые связи.

Торговая политика – самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с гос-ым регулированием объема внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт, экспорт. Виды ограничения торговля: 1) тариф – таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой. Внутренняя цена импортного товара = мировая цена + ((мировая цена *тарифная ставка)/величина тарифа). Тариф на импортное обеспечение защиты отечественных производителей аналогичных товаров. Аргументы за импортные товары: 1) таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, к-ые необходимо развивать; 2) в результате ограничений импорта возрастает величина экспорта; 3) необходимы для защиты новых отраслей национальной экономики, от более зрелых иностранных фирм; 4) необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга – продажи импортного прод-ции по цене, ниже внутренней рыночной цены страны-изготовителя; 2) прямая субсидия отечественным производителям – стимулирует рост отечественного пр-ва; 3) нетарифные ограничения – стандарты качества, санитарные ограничения, требования к экологическим хар-кам оборудования. Наибольшее распространение имеют квоты – ограничивает кол-во товара (ввоз, вывоз).

А.Смит – объяснял возможность международной торговли различиями в «абсолютных издержках» производства товаров в разных странах. Принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта переносятся на сферу международной торговли: лучше производить то на чем специализируешься, а остальное покупать, следовательно - международное разделение труда и специализация.

Д.Рикардо. теория сравнительных преимуществ – производит та страна, в которой отношения издержек производства этого товара к издержкам производства всех других товаров – ниже, чем аналогичное соотношение в других странах. Однако, при полной специализации появлялось следствие кривой возрастающих издержек замещения (т.е. при расширении данной отрасли производство каждой следующей единицы означал отказ от все большего объема продукции в других отраслях), поэтому растущие издержки замещения ставят границы специализации и максимальная общая выгода достигается при частичной специализации.

Теория внешней торговли Хекшера-Олина. Постулат: в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях; обеспеченность стран факторами производства – неодинакова. Следовательно страны будут экспортировать те товары, которые требуют «избыточных» факторов и импортировать товары с «дефицитными» факторами. Однако – «парадокс Леонтьева», доказавшего, что в 50-е гг США экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию. Это послужило толчком к разукрупнению факторов производства: различные виды капитала, труд различной квалификации и т.д.

М.Портер. говорит о том, что сейчас теория Хекшера-Олина исчерпала себя, т.к. в современных условиях устраняется зависимость конкурентоспособности страны от наличия факторов пр-ва, а зависит от:

- факторов определенного количества и качества

- условий внутреннего спроса на данную продукцию

- наличия конкурентоспособных родственных и поддерживающих отраслей

- стратегии и структуры фирм, конкуренции на внутреннем рынке

а также действия правительства и случайные факторы

Сейчас также учитываются условия международной торговли: в целом вывод - кроме предыдущих условий также необходимо рассматривать равновесные рыночные цены на мировом и внутреннем рынке. Также необходимо помнить, что для производителей рост экспорта – плюс, для потребителей – минус, т.к. цена доводится до равновесной мировой.

Торговая политика – относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт и экспорт.

Тариф – таможенная пошлина на импорт

В результате отечественные производители в выигрыше, однако, потребители – оплачивают налоги через возросшие цены.

В теории таможенные тарифы практически всегда снижают уровень благосостояния нации, т.к. потребители теряют больше, чем получают в сумме производители и государство. Однако причины применения тарифов:

1. Зашита оборонных и молодых отраслей промышленности

2. Увеличение внутренней занятости ресурсов и стимулирование совокупного спроса

3. Защита монокультурных экономик от мировых колебаний

4. Защита от демпинга

Нетарифные ограничения:

1. прямые субсидии отечественным производителям (дотации или снижение налогообложения)

2. Квоты на экспорт и импорт (в отличие от тарифов абсолютно нивелируют воздействие иностранной конкуренции, т.к. в этом случае нет возможности менять предложение в зависимости от спроса

3. Нетарифные барьеры – стандарты качества, санитарные ограничения, ограничения лицензирования и т.д.

+ экспортные пошлины как возможность дополнительного дохода государства в основном при наличии монопольных производителей.

Тенденция к созданию таможенных союзов: частичная открытость – позволяет создавать определенную специализацию, но не попадать под значительное экономическое влияние других стран (имеет и политические причины).

Эластичность спроса

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается -- величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше

Сопоставления абсолютных величин при этом не показательны (10 ед. хлеба и тракторов). Следовательно необходимы относительные:

1. Приростный подход: как меняется значение функции при изменении независимой переменной на единицу

2. Темповый подход: на сколько процентов меняется значение функции при изменении независимой переменной на один процент

Для нивелирования значимости единиц и масштабов (н-р, изменение спроса на сахар в кг/руб не равно ц/руб) и обеспечения сопоставимости используется Эластичность (введенная А.Маршалом) – измеряемая в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значений другой сопоставляемой с ней величины.

Так ценовая эластичность:

В целом говорят, что ценовая эластичность показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%, пренебрегая методикой расчета, однако:

1. Точечная эластичность (при незначительной дельте – менее 5% от исходных величин)

2. Дуговая эластичность (при значительном разбросе начальных и конечных показателей) – берутся средние величины, т.е.

Абсолютное (берут в модуле, т.к. может быть отрицательной) значение эластичности может меняться от нуля до бесконечности. Однако важной границей является 1.

Менее 1 – товар неэластичного спроса. Единичная Эластичность. Более 1 – товар эластичного спроса.

Крайние случаи – нулевая эластичность (кривая спроса – строго вертикальна); бесконечна эластичность (кривая спроса – горизонтальна).

Кривая спроса с единичной эластичностью – степенная функция – гипербола

Кривая предложения с единичной эластичностью – линейная, выходящая из начала координат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.036 с.)