Физическая культура в странах древнего востока: вавилоне, египте, индии, китае, персии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура в странах древнего востока: вавилоне, египте, индии, китае, персии



Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрознен­ные сведения о физической культуре государственных об­разований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из ко­торых набирали простых воинов.

Важную роль в развитии физической культуры Месопо­тамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изо­бретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на кон­ной тяге. Среди памятников, свидетельствовавших об этом событии, основное место занимает «Книга тренинга» ми-таннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей.

Из различных источников было установлено, что в Ме­сопотамии изготавливали палки из очищенного стержня листа финиковой пальмы, в дальнейшем служившие для игры в мяч с битой, а затем и в конное поло.

Этому же району принадлежит самый древний памят­ник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали бое­вые приемы пленения противника, — бронзовая статуя, из­готовленная примерно в 2800 году до н.э. (сейчас она вы­ставлена в Багдадском музее).

О развитии физической культуры Вавилона свидетель­ствуют терракотовые изображения охоты, загона живот­ных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязания на ко­лесницах.

Из древней Персии до нас дошли записки древнегрече­ских историографов Геродота и Ксенофонта, которые крас­норечиво свидетельствуют о том, что они обучали своих детей (в возрасте 7-16 лет) в воспитательных домах, дейст­вовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. (В даль­нейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до рас­пространения современного школьного физического воспи­тания и спортивных организаций Ирана.)

Последующей подготовке юношей служили обязатель­ные охотничьи испытания на смелость, состязания по кон­ному пол и игра индийского происхождения «шатранг шахматнах», воспитывавшая способность к стратегическо­му мышлению.

В Древнем Египте примерно в 3000 году до н.э. мифи­ческий царь Менес основал первую единую империю. Наи­более древний из известных рельефов на спортивную тема­тику изображает победу Джосера (2778 - 2723 гг. до н.э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога объясняется желанием победить и быть достойным избранником.

Затем испытания в беге были вытеснены борьбой, луч­ше показывающей превосходство в силе и ловкости. Требо­вание, чтобы цари обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классо­вого государства, где фараоны обладали безграничной цен­трализованной властью.

По мере распространения рабовладения в физической культуре происходили важные изменения. Магический об­ряд уходил на второй план, все большее значение стал но­сить эстетический аспект зрелищности.

Фараоны Среднего царства (2040 - 1730 гг. до н.э.), что­бы повысить уровень развития физических качеств у слу­жащих им людей, стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов.

К этому периоду относятся и описания парных игр с мячом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фа­раоны и знать меньше стали уделять внимание собственной спортивной форме, но с большим удовольствием наблюда­ли за ловкостью движений своих рабов.

В период Нового и Позднего царства (1562 - 332 гг. до н.э.) физическая культура обогащается новыми чертами. Появляются изображения с соревнованиями гребцов и вои­нов, бегущих за колесницами, а также состязания лучников и кулачных бойцов.

На праздниках царя Рамзеса II (1290 - 1223 гг. до н.э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию на пали­цах с нубийцами, ливийцами и др. народами, результат этих соревнований оценивали судьи.

Египтяне не следовали обычаям других народов. Этот факт подтверждается тем, что среди памятников физиче­ской культуры Древнего Египта не встречается следов, сви­детельствовавших о соревнованиях на колесницах, играх в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов Древнего мира.

Население Древней Индии располагало наиболее цен­ными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве мас­сажа.

В древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела против­ника, а также проведением удушающих приемов и создание системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе рас­копок в окрестностях Гаранны в Пенджабе была найдена каменная пластина-печатка, изготовленная в III тыс. до н.э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой «лотос» (падма-сана). Характерной особенностью физической культуры Древней Индии является ее деление по кастовой принад­лежности - каста арийцев (привилегированные касты): брахманов (священников), кшатриев (военное дворянство), вайтья (занимавшиеся почетными ремеслами). Неарийцы (сельские жители) - каста шудров. Потомки рабов парии (неприкасаемые) не принадлежали ни к одной касте.

Так, для неарийских каст стали «неприкосновенными» верховая езда, все упражнения с оружием, йога. Кшатрии почитали неприемлемыми для себя танцы шудров, упраж­нения с чучелами, кубиками, обручами и др. видами состя­заний.

О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и древнеиндийских эпосов, свидетель­ствующих об атлетических соревнованиях, состязаниях по самообороне, с оружием и без него, скачках и соревновани­ях на колесницах, игре в мяч с битой, игре на доске чату-ранга (чатур - 4 и анга - боевой порядок). Ходы шахматных фигур из этой игры - раджи (короля), боевых колесниц (ла­дьи), кавалериста (коня), пехотинца (пешки) — остались неизменными до наших дней.

Система философии йоги основана на том, что челове­ческий организм есть уменьшенная копия вселенной, рав­новесие которой обеспечивается праной (дыханием, жиз­ненной силой). Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны (чакры), в нижнем, в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника, свернувшись, дремлет «источник жизненной силы», так называемая «змея кундалини». Она под влияни­ем упорно выполняемых человеком умственных и физиче­ских упражнений просыпается и ползет вверх от чакры к чакре, достигая макушки. В этот момент йог достигает ста­дии самадхи, т.е. состояния физического и психического равновесия, покоя, далекого от земных забот. После этого остается лишь одна ступень, на которой кундалини покида­ет последнюю чакру, в результате чего йог - через поки­нувшее его тело «второе-Я» - приобретает сверхъестест­венную оккультную силу и начинает свое слияние с боже­ством.

В Китайских хрониках, относящихся к периоду VIII -VI вв. до н.э., сообщалось, что первые ростки физической культуры, получившие развитие в долине Хуанхе и Янцзы, появились в начале III тыс. до н.э.

В 2698 г. до н.э. была написана книга «Кунфу», в кото­рой впервые систематизированы распространенные среди народа, различные упражнения лечебной гимнастики, боле­утоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев.

Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях.

Судя по письменным памятникам и результатам раско­пок, можно сделать вывод, что древняя китайская физиче­ская культура достигла расцвета во время господства дина­стии Чжоу (XI - III вв. до н.э.).

Народ, за исключением рабов, играл в игру - предшест­венницу современного футбола - «чжу кэ». Эта игра ис­пользовалась как дополнительное средство для развития скорости, ловкости и находчивости в подготовке пеших воинов. В центре игровой площадки, на расстоянии 4 м друг от друга, в землю вкапывались 2 бамбуковые палки высотой около 4 м, между которыми натягивали сетку. В верхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см. Это были «ворота». Игроки передавали друг другу мяч, нанося по нему удары ногами и руками, используя при этом около 70 различных видов ударов по мячу. Существовало и около 10 правил игры. Проходили также соревнования по борьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягива­нию каната, танцам и соревнования на воде.

В Древнем Китае сложилась своя система идеалов в об­ласти физической культуры, которая нашла выражение в принципе «сань мэй». В этом принципе, как и в различных жанрах искусства, нашли отражение требования принесе­ния пользы для общества, обладая способствующей мо­ральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответ­ствии с принципом «цзинь и цзянь» «сань» выражал внут­реннее, а «мэй» - внешнее совершенство. Особый упор де­лался на формирование воли и характера. Если участник игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймили его как «сяо цзянь», что означало высокую степень общест­венного презрения. Во время кулачного боя, носившего характер борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника (цзянь), а ловкое увертывание от ударов про­тивника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение (цзинь).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.007 с.)