Методика начального обучения плаванию Б.Н. Никитского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика начального обучения плаванию Б.Н. Никитского



Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды: плотностью, вязкостью, температурой, испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется инстинктивный страх перед водой, появляется умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды.

Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности.

Освоение с водой проходит одновременно с изучение простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания.

Особое внимание уделяется упражнениям в скольжениях, которые содействуют постановке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости при плавании, тренируют умение напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение – основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела.

Элементарные гребковые движения руками и ногами типа «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и другие вырабатывают чувство воды: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.

Умения дышать и смотреть в воде, получаемые на первых уроках, также являются необходимыми составляющими грамотного передвижения в воде. Навыки погружения под воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. Некоторые упражнения для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза», «Погружения в воду с головой») после того, как обучаемые научаться погружаться с головой в воду, всплывать, лежать на воде и т.д., становятся ненужными и не включаются больше в уроки.

Упражнения для освоения с водой обязательно должны выполнять занимающиеся всех возрастов, любой подготовленности – от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих по-своему. Они служат основным учебным материалом первых уроков плавания, а также игр и развлечений на воде.

Все эти упражнения выполняются на мелком месте (глубина воды – до пояса или груди занимающегося).

Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления со специфическим свойствами воды, погружения в воду с головой и открывание глаз в воде, всплывание и лежания на воде, выдохи в воду и скольжения.

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды. Выполнение этих упражнений помогает: 1) быстрее освоиться с водой, «снять чувство страха перед новой, непривычной средой; 2) ознакомиться с температурными условиями, а также плотностью, вязкостью и сопротивлением воды; 3) научиться опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами.

Погружения под воду и открывание глаз в воде. Освоение упражнений этой группы помогает: 1) устранить инстинктивный страх перед водой; 2) почувствовать выталкивающую подъемную силу воды; 3) научить открывать глаза, тем самым улучшить ориентировку в воде.

При помощи этих упражнений всплывания и лежания новички: 1) знакомятся с непривычным для них состоянием невесомости; 2) осваивают навык лежания на воде в горизонтальном положении.

Для обучения основам дыхания в воде и его вариантам (имеется в виде выработка навыка ритмичного дыхания и согласования его с плаванием) занимающиеся осваивают: 1) навык задерживать дыхание на вдохе; 2) умение делать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе; 3) выдохи в воду.

Выполнение скольжений с различными положениями рук помогает освоить: 1) равновесие, обтекаемое положение тела, 2) умение тянуться вперед в направлении движения, 3) оптимум мышечных усилий для поддержания рабочей позы пловца.

Отличие начального обучения плаванию в данных методиках заключались в применении различной последовательности ряда схожих упражнений, а также в наличии разных упражнений (табл. 3).

 

Таблица 3

Содержание методик начального обучения плаванию детей

№ п/п Группа упражнений
Экспериментальная группа Контрольная группа
1. Элементарные движения рук и ног Ознакомление со специфическими свойствами воды
2. Передвижения по дну Погружение под воду и открывание глаз в воде
3. Погружение и дыхание Всплывание и лежание
4. Всплывание Выдохи в воду
5. Лежание Скольжение
6. Скольжение -

 

 

3.3. Сравнительная оценка методик обучения плаванию

девочек 7-11 лет

 

По итогам заключительных контрольных испытаний оценивалось влияние применения различных методик на освоение плавательного навыка девочками младшего школьного возраста. Результаты испытаний представлены в таблицах 4 и 5.

У детей из экспериментальной группы показатели плавательной подготовленности по сравнению с контрольной группой выше. Так, дистанция проплывания при скольжении оказалась на 0,5 больше, а длина дистанции, проплытой спортивным способом плавания «кроль на спине», - на 2,6 м.

 

 

Таблица 4

Итоговые результаты контрольной группы детей

Дети Задержка дыхания под водой, с Скольжение, м Проплывание дистанции, м
1.   2,5 9,0
2.   1,4 5,1
3.   1,6 6,4
4.   2,1 6,0
5.   1,5 11,0
6.   2,5 8,5
7.   2,3 9,0
8.   1,8 8,0
9.   1,9 6,0
10.   1,8 7,6
11.   2,0 6,9
12.   1,5 8,3
13.   1,5 7,0
±Δ 16±3 1,9±0,2 7,6±0,9

 

 

Однако, нам не удалось выявить отличий во времени задержки дыхания под водой, т.к. различия между группами по этому показателю оказались статистически не достоверны.

Таким образом, мы полагаем, что из двух сравниваемых методик начального обучения плаванию девочек младшего школьного возраста в данных условиях предпочтительной является методика Б.Н. Никитского.

 

 

Таблица 5

Итоговые результаты экспериментальной группы детей

Дети Задержка дыхания под водой, с Скольжение, м Проплывание дистанции, м
1.   2,5 11,0
2.   3,1 14,0
3.   1,8 7,1
4.   2,1 10,0
5.   2,9 12,0
6.   2,5 12,7
7.   2,3 10,0
8.   3,0 13,0
9.   1,9 6,0
10.   2,5 10,0
11.   2,0 6,9
12.   2,8 11,5
13.   2,0 8,1
±Δ 17±2 2,4±0,2* 10,2±1,4*

 

Примечание: * - различия по сравнению с контрольной группой достоверны.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Анализ и обобщение методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста в научной и методической литературе показал, что в настоящее время данный вопрос в плане эффективности различных методических подходов недостаточно разработан.

2. Влияние исследуемых методик на освоение плавательного навыка девочками младшего школьного возраста различно. Из двух сравниваемых методик (Н.Ж. Булгаковой и Б.Н. Никитского) начального обучения плаванию девочек в данных условиях предпочтительной оказалась методика Б.Н. Никитского, т.к. результаты её контрольных испытаний (скольжение и проплывание дистанции) оказались выше, чем результаты методики Н.Ж. Булгаковой. В то же время обе методики оказали одинаковое влияние на показатель времени задержки дыхания под водой.

3. По результатам исследования нами были даны практические рекомендации инструкторам плавательного бассейна «Дельфин» г. Губкин, занимающихся с девочками младшего школьного возраста, по использованию методики обучения плаванию Б.Н. Никитского.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Проведенное исследование позволило разработать практические рекомендации инструкторам плавательного бассейна «Дельфин» г. Губкин, занимающихся с девочками младшего школьного возраста, по использованию методики обучения плаванию Б.Н. Никитского.

Обучение плаванию необходимо начинать с выполнения занимающимися более простых упражнений, используемых для того, чтобы приучить их к выполнению движений в воде и внушить уверенность в том, что они смогут научиться плавать.

Отдельные плавательные движения нужно разучивать в различных вариантах, по-разному сочетая их между собой. Переходить к усвоению техники плавания с пол­ной координацией движений необходимо, как только это станет возможным. В дальнейшем необходимо сочетать упражнения в плавании с полной координацией движений с упражнениями в плавании по элементам.

Особое внимание необходимо уделять упражнениям в скольжениях, кото­рые содействуют постановке равновесия, горизонтального положе­ния тела, улучшению обтекаемости при плавании, тренируют уме­ние напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличи­вая длину скольжения.

Выявленная эффективная методика начального обучения плаванию девочек младшего школьного возраста может применяться инструкторами по плаванию.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абсалямов, Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов [Текст] / Т.М. Абсалямов, Т.С. Тимакова. – М.: ФиС, 1983, – 80 с.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 100 с.

3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 95 с.

4. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 120 с.

5. Борисенко, В.Ф. Учитесь плавать брассом [Текст] / В.Ф. Борисенко. – 2-е. изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 48 с.

6. Булах, И.М. Плавание от рождения до школы [Текст] / И.М. Булах. – Мн.: Полымя, 2001. – 106 с.

7. Булгакова, Н.Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет) [Текст]: автореф. канд. дис. / Н.Ж. Булгакова. – М., 1954. – 14 с.

8. Булгакова, Н.Ж. Плавание [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 288 с.

9. Бурханов, А.И. Физическое развитие младших школьников в процессе занятий плаванием [Текст] / А.И. Бурханов // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 9. – С. 24-26.

10. Васильев, В.С. Обучение маленьких детей плаванию [Текст] / В.С. Васильев. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 70 с.

11. Витке, К. Плавание для начинающих [Текст]: пер. с нем / К. Витке. – М.: Знание. – 1991. – №4. – С. 86-190.

12. Волегов, В.П. Ускоренное обучение плаванию молодежи [Текст] / В.П. Волегов // Плавание. – М.: Физкультура и спорт. – 1986. – С. 50-54.

13. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волов. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 130 с.

14. Ганчар, И.Л. Технология обучения плаванию [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / И.Л. Ганчар. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 271 с.

15. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: уч. пос. для студ. высших педагич. уч. заведений / Е. Н. Гогунов. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 245 с.

16. Давыдов, В.Ю. Плавание в школе [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Ю. Давыдов. – Волгоград, 1993. – 180с.

17. Дмитриев, Р.А. Предупреждение появления чувства страха у новичков в процессе обуче­ния плаванию [Текст] / Р.А. Дмитриев // Плавание. – М.: Физкультура и спорт. – 1999. – С. 41-42.

18. Дорошенко, И.В. Учись плавать [Текст] / И.В. Дорошенко. – М.: Советский спорт, 1989. – 64 с.

19. Дорошенко, Ю.П. Повышение плавательной подготовленности детей нашей страны [Текст] / Ю.П. Дорошенко, И.В. Дорошенко // Теория и практика физ. культуры. – 1992. – № 1. – С. 40-43.

20. Егоров, Г.И. Оптимизация методики обучения плаванию по программе физического воспитания вузов [Текст]: автореф. канд. дис. / Г.И. Егоров. – М., 1980. – 18 с.

21. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Aкадемия, 2001. – 264 с.

22. Жукова, О.Т. Научитесь плавать (в помощь начинающим) [Текст] / О.Т. Жукова. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 80 с.

23. Иванов, В.С. Основы математической статистики [Текст]: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / В.С. Иванов. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.

24. Кислое, А.А. Организационно-методические основы массового обучения детей плаванию [Текст] / А.А. Кислое. – М., 2006. – 24 с.

25. Кистяковский, И.Ю. Рекомендации по методике обучения детей плаванию [Текст] / И.Ю. Кистяковский // Плавание. – 1976. – Вып. 1. – с. 46-52.

26. Кистяковский, И.Ю. Рекомендации по методике обучения детей плаванию [Текст] / И.Ю. Кистяковский // Плавание. – 1996. – Вып. 2. – С. 47-55.

27. Козлов, А.В. Плавание доступно всем [Текст] / А.В. Козлов. – Л.: Лениздат, 1986. – 94 с.

28. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 233 с.

29. Левин, Г. Плавайте с малышами [Текст] / Г. Левин. – Мн.: Полымя, 2001. – 144 с.

30. Лях, В.И. Координационные способности школьника [Текст] / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 56 с.

31. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта [Текст] / Э. Майнберг. – М., 1995. – 108 с.

32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт,1991. – 189 с.

33. Никитский, Б.Н. Плавание [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры / Б.Н. Никитский. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 320 с.

34. Оноприенко, Б.И. Учите детей плавать [Текст] / Б.И. Оноприенко. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 48 с.

35. Осокина, Т.И. Как научить детей плавать [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Т.И. Осокина. – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.

36. Парфенов, В.А. Тренировка квалифицированных пловцов [Текст] / В.А. Парфенов, В.Н. Платонов. – М.: ФиС, 1979. – 110 с.

37. Погребной, А.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию [Текст] / А.И. Погребной // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 5. – с. 45- 46.

38. Полевой, Г.Ф. Методика одновременного обучения спортивным способам плавания [Текст] / Г.Ф. Полевой // Теория и практика физической культуры. – 1958. – Т. XXI. – Вып. 6. – с. 412-415.

39. Пыжов, В.В. Ускоренный метод начального обучения плаванию с ластами [Текст] / В.В. Пыжов // Плавание. – 1993. – Вып. 2. – С. 53-55.

40. Рябенко, З.М. Обучение плаванию детей [Текст] / З.М. Рябенко // Теория и практика физ. культуры. – 1984. – Т. XVII. – Вып. 4. – С. 272-274.

41. Савельев, Ю.М. Преподавание курса плавания в ИФК для студентов, специализирующихся в разных видах спорта [Текст]: автореф. канд. дис. / Ю.М. Савельев. – М., 1987. – 16 с.

42. Сахновский, К.П. Плавание: От массовости к мастерству [Текст] / К.П. Сахновский. – Киев: Здоров'я, 1996. – 72 с.

43. Семенов, А.В. Формирование двигательной готовности при обучении спортивной технике плавания [Текст]: автореф. канд. дис. / А.В. Семенов. – Малаховка, 1992. – 23 с.

44. Скворцов, Б.Л. Массовое обучение спортивному плаванию на основе учета переноса навы­ков [Текст] / Б.Л. Скворцов // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – Т. XXI. – Вып. 4. – С. 271-278.

45. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 221 с.

46. Филин, В.П. Основы юношеского спорта [Текст] / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 110 с.

47. Фирсов, 3.П. Оздоровительное плавание для всех [Текст] / 3.П. Фирсов // Плавание: Ежегодник. – 1984. – с. 35-42.

48. Фирсов, З.П. Плавание для всех [Текст] / З.П. Фирсов. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 64 с.

49. Фридман, М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха [Текст] / М.Г. Фридман. – М.: Просвещение, 1991. – 75 с.

50. Черняев, Э.Г. Как научить детей плавать: Альбом [Текст] / Э.Г. Черняев, В.И. Чепелев. – Киев: Рад. школа, 1997. – 76 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.236.96 (0.044 с.)