Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство.



Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

v тоталитарная (государство выше права и им не связано). Право- есть следствие государства, находится в подчиненном отношении к государству. Это этатистский подход – приоритет государства над правом.

v либеральная (право выше государства). Праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

v прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им). Позволяет интегрировать этатистские и либеральные взгляды. Связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. В настоящее время преобладает этот подход.

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

v единство. Выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, гарантируют права личности. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие - единый процесс. Поэтому его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни. Это не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

v различие. Различия вытекают уже из определений этих понятий, их общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право - волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.

v взаимодействие. Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Не менее существенно обратное влияние права на государство.

Зависимость государства от права проявляется:

· во внутренней организации государства;

· в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.

Основания юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителям компетентным государственным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке.

Основания юридической ответственности – те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.

Основания юридической ответственности делятся на две группы:

v фактические;

v юридические.

Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.

Юридическими основаниями являются:

• наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);

• наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);

• отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности (например, если деяние перестало быть общественно опасным).

• наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.

Основания освобождения от юридической ответственности - все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности.

Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от нее существенно отличаются друг от друга. У них разные основания. Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или физического состояния лица, то во втором – ответственность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее. Такими основаниями могут быть:

1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным.

Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения. Это может быть связано с политическими, экономическими, организационно-хозяйственными изменениями в масштабе страны и т.д.

2. Деятельное раскаяние виновного.

3. Примирение с потерпевшим.

4. Освобождение от уголовной ответственности, особенно в отношении несовершеннолетних. Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.

5. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии.

Освобождение от ответственности не тождественно освобождению от наказания. От ответственности может быть освобожден или подозреваемый, или обвиняемый, или подсудимый. Причем это делается и органом дознания, и предварительного следствия, и прокуратурой или судом, а от наказания освобождается уже осужденный, и только судом.

Билет №2.

Содержание правоотношений.

Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон правоотношения.

Субъективное право - это предусмотренная нормой права мера возможного поведения лица, направленная на пользование определенными социальными благами. Известны две теории, направленные на раскрытие сущности субъективного права: 1) волевая теория; 2) теория интересов. По смыслу волевой теории сущность субъективного права сводится к воле. Правовые нормы - это выражение воли народа или общества, в котором они действуют. Правомочие, то есть субъективное право есть та сфера, где господствует индивидуальная воля, защищенная правовой системой данного общества. Волевая теория подвергалась критике. Субъективное право, в соответствии с ней не совпадает с волей. Так, например, недееспособные лица имеют субъективные права, но не обладают осознанной волей. Согласно теории интересов сущностью субъективного права является интерес лица. Субъективное право слагается из двух элементов - материального, то есть интерес, выгода лица, обеспечиваемого правом, и формального, который состоит в защите или охране интересов лица от возможных посягательств. Следовательно, субъективное право - это защищенный интерес. Однако интерес лица и субъективное право могут не совпадать и даже противоречить. Например, родители, далеко не всегда заинтересованы в осуществлении родительский прав. Если бы интерес составлял сущность права, то прекращение интереса влекло бы прекращение права, а в действительности это не так.

Субъективное право - это не интерес и не воля. Оно составляет ту сферу внешней свободы, которая предоставляется лицу совокупностью правовых норм. Цель права состоит в том, чтобы определить эту сферу внешней свободы. При предоставлении правомочия праву безразлично соответствует ли это правомочие интересам данного лица, выгодно оно ему или нет. Центральным элементом субъективного права является свобода выбора варианта поведения управомоченным лицом.

Субъективное право состоит из нескольких правомочий: 1)право на свои собственные активные действия или вступление во взаимодействие в интересах получения какого-либо социального блага; 2) право требования с обязанной стороны выполнения каких-либо необходимых действий или требование воздержаться от совершения действий, нарушающих права управомоченного лица т.е. право на чужие действия; 3) право обращения к специальным государственным органам в случае нарушения субъективного права для принудительного обеспечения исполнения обязанности нарушившей стороной; 4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. Определяющей чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае это будет не субъективное право, а простая дозволенность. Никому, например, не возбраняется купаться на море, слушать музыку. Каждая из дробных частей субъективного права именуется правомочием.

Юридическая обязанность - это установленная законом и обеспеченная государством мера должного поведения участника правоотношения, которое он должен осуществить для того, чтобы субъективное право другого участника было реализовано. Юридическая обязанность конкретного субъекта отличается от общих обязанностей тем, что она непосредственно вытекает из юридического факта и относится к определенным лицам, от которых закон требует как правило, совершения каких-либо действий.

Субъективные права и юридические обязанности в конкретном правоотношении находятся в неразрывном единстве. Они корреспондируют, соответствуют друг другу, выражают связанность участников регулируемого правом общественного отношения. Пределы субъективных прав и юридических обязанностей, их объем, мера предусмотрены нормами права, содержащими идеальную модель правового отношения. В конкретном правоотношении волеизъявление субъектов конкретизирует субъективные права и юридические обязанности применительно к своей индивидуальной ситуации при условии соблюдения пределов, установленных нормами права. Правоотношения - это одно из основных звеньев механизма правового регулирования, одно из средств действенного стимулирования, упорядочения и развития общественных отношений.

Билет №15.

Виды правоотношений.

Возникающие и существующие в жизни правоотношения крайне многообразны и могут быть классифицированы в зависимости от оснований, на различные виды.

Так, если взять за основание функции права, то правоотношения можно разделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения представляют собой правомерное поведение субъектов, то есть поведение, возникающее на основе нормы права и им строго соответствующее. Их подавляющее большинство. Это имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов, как реакция государства на такое поведение. Цель охранительных отношений - защита общества, общественного порядка, наказание правонарушителя. В рамках охранительных правоотношений, ответчик, к примеру, обязан возместить нанесенный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности. Целиком охранительной отраслью является уголовное право.

Виды правоотношения, различаются по отраслям права. Каждой отрасли соответствуют свои особенности правового регулирования, которые определяют особенности соответствующих отраслевых правоотношений. Например, гражданские правоотношения характеризуются принципом равенства сторон. Кроме них, выделяют, уголовные правоотношения, трудовые, семейные, финансовые и другие

Большое значение имеет разделение правоотношений на материально-правовые и процессуально-правовые. Первые возникают на основе норм материального права. Суть их определяют права и обязанности, составляющие интерес субъекта. Процессуальные правоотношения возникают на основе норм процессуального права, они производны от материальных правоотношений и предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей, порядок разрешения юридического дела. Особенность процессуальных правоотношений состоит в том, что их существование, связано с существованием процессуальных норм. Если материальные правоотношения - это результат правового оформления уже существующих отношений, то процессуальные правоотношения целиком порождаются процессуальной нормой.

В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные. Абсолютные правоотношения характеризуются тем, что одна сторона правоотношения располагает только правами, а другая несет обязанности. В таких правоотношениях отсутствует взаимность прав и обязанностей. Абсолютным правоотношением является, например, право собственности. В относительных правоотношениях их участники обладают взаимными правами и обязанностями. Так, в договоре купли продажи продавец обязан передать вещь покупателю и имеет право получить за нее деньги, покупатель обязан заплатить условленную цену и имеет право получить вещь.

По структуре взаимосвязей следует различать простые и сложные правоотношения. Простым является правоотношение, для которого характерна одна взаимная связь права и обязанности. Например, договор о единичной услуге, договор бытового займа. Сложным является правоотношение в котором стороны связаны двумя и более правами и обязанностями. Таковы почти все хозяйственные договоры, отношения в области образования, здравоохранения.

Правоотношения также можно разделить на односторонние и многосторонние. Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны. К таким правоотношениям относится договор дарения, составление завещания. В многосторонних правоотношениях участвуют две и более стороны, каждая из которых несет права и обязанности по отношению к другой.

Говоря о классификации правоотношений, следует отметить, что в юридической литературе присутствует их деление на общие и конкретные. Это объясняется тем, что конкретные правоотношения, где стороны определены, не могут охватить всего разнообразия правового регулирования общественных отношений.т«Кроме конкретных правоотношений, возникающих результате применения норм права к частным случаям, событиям фактам, существуют еще и общие правовые отношения, возникающие в результате воздействия таких норм, которые направлены на регулирование явлений более широкого порядка (например, установление правового статуса (положения) граждан в государстве)».

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Виды норм права.

Классификация правовых норм позволяет 1) определить место нормы каждого вида в системе юридических норм; 2) лучше уяснить сущность и функции правовой нормы; 3) определить границы действия правовых норм.

1. По функциям в механизме правового регулирования нормы права делят на исходные нормы и нормы - правила поведения. Исходные нормы имеют общий характер, высокую ступень абстрагирования. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования. Посредством указанных норм определяются цели, задачи, принципы, направления правового регулирования. Исходные нормы получают логическую конкретизацию в нормах-правилах поведения. Исходные нормы подразделяются на нормы-начала, нормы-принципы, нормы-дефиниции. Нормы-начала определяют цели, задачи отраслей права, предмет, форму, сферу правового регулирования. Например, указание на задачи Конституционного суда. Нормы - принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Например, принцип равенства перед законом и судом, принцип состязательности. Нормы-дефиниции представляют собой различные правовые определения. Например, определение преступления, вида договора, стандарта и т.д. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс применения законодательства сделался бы невозможным. Нормы - правила поведения непосредственно регулируют поведение людей и общественные отношения. Нормы - правила поведения содержат указания на взаимные права и обязанности, условия реализации этих прав, вид и меру санкции. Они, в свою очередь подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные определяют субъективные права и юридические обязанности, условия их возникновения. Охранительные связаны с применением к субъектам мер государственного принуждения. Среди норм-правил поведения иногда выделяют общие и специальные нормы. Общие - это предписания, охватывающие своим действием, как правило все правовые институты той или иной отрасли права. Например, исковая давность, отсрочка исполнения наказания. Специальные нормы - это предписания, которые регулируют определенный вид общественных отношений. Например, нормы, регулирующие договор купли-продажи, дарения.

2. По методу правового регулирования нормы подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. Императивные нормы - это категоричные, строго обязательные правила поведения, не допускающие иной трактовки предписания или отступления. Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом, предоставляют субъектам права регулировать отношения по своему усмотрению. Это обусловливается особенностью изложения. Например, если договором не предусмотрено иное; или... если стороны не договорились об ином. Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующим государственным органам определенных мер поощрения за одобряемый государством вариант поведения. Например, нормативные предписания об орденах и медалях. Рекомендательные нормы устанавливают варианты, желательные, с точки зрения государства, поведения. Адресуются, главным образом, к государственным предприятиям и организациям.

3. По форме выражения предписания нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие предоставляют субъектам право на совершение каких- либо действий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Например. каждый вправе иметь частную собственность. Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Содержат в своем текст слова «обязан», «должен». Запрещающие - запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты - это государственно-властные веления, целью которых является предотвращение возможности нежелательного поведения.

4. В зависимости от сферы правового регулирования нормы права делятся на гражданские, уголовные, административные, процессуальные и т.д.

5. По форме осуществления прав и обязанностей нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов права. Однако устанавливая правовые нормы, государство одновременно определяет формы их осуществления, тем самым регулируя деятельность соответствующих субъектов по применению и исполнению этих норм. Возникает необходимость существования особых правовых норм, которые по своему характеру отличаются от материальных правовых норм и называются процессуальными. Процессуальные нормы устанавливают порядок, процедуру реализации прав и обязанностей. Иногда выделяют такой вид норм как процедурные нормы.

6. В зависимости от времени действия: на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся в указе Президента о введении ЧП);

7. В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы: на абсолютно определенные, относительно-определенные и альтернативные.

8. В зависимости от сферы действия: на общефедеральные, региональные и локальные;

9. В зависимости от юридической силы: на правовые нормы законов и подзаконных актов;

10. В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например, нормы Конституции) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих).

Билет №28.

Взаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

v тоталитарная (государство выше права и им не связано). Право- есть следствие государства, находится в подчиненном отношении к государству. Это этатистский подход – приоритет государства над правом.

v либеральная (право выше государства). Праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

v прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им). Позволяет интегрировать этатистские и либеральные взгляды. Связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. В настоящее время преобладает этот подход.

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

v единство. Выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, гарантируют права личности. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие - единый процесс. Поэтому его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни. Это не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

v различие. Различия вытекают уже из определений этих понятий, их общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право - волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.

v взаимодействие. Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.035 с.)