Схема 8.3. Типизация учебных сообществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 8.3. Типизация учебных сообществ



Тип 1 Школа социальной стратификации (элитизации) Внешняя активность явно преобладает над внутренней, ведущим направлением становится достижение престижности   Тип 3 Школа-идеал   Внешняя и внутренняя активность представлены в равной степени высоко, внешние ресурсы задействуются ровно настолько, насколько они нужны  
Тип 4 Школа социального тупика Нет достаточной для развития образовательного сообщества представленности ни внешней, ни внутренней активности   Тип 2 Школа сохранения традиций Внутренняя активность преобладает над внешней, внешняя по преимуществу представлена административными ресурсами  

 

Сегодня многие престижные школы характеризуются преобладанием внешней активности над внутренней (1 тип). Причины неудач объясняются недостатком средств и протекции, а успехи – работой кадров. В таких школах действует жесткая селекция – благополучие семьи, заведомая успешность ребенка становятся основными критериями поступления. Администрирование школой опирается на внешнюю представленность – школа «самая-самая», а потому внутренние проблемы на обсуждение не выносятся и решаются частным порядком. Гонка не просто за качеством образования, а за особым образованием заставляет школы искать контакты с Вузами, направленные на поддержание престижа школы и не всегда имеющие реальное практическое значение для дальнейшего самоопределения учащихся.

Есть малозаметные школы, которые отличаются преобладанием внутренней активности над внешней (2 тип). В таких школах педагоги опираются на профессиональную кооперацию и взаимодействие с родителями. Общий «градус» толерантности достаточно высок, дети, которые доставляют беспокойство, не выдавливаются из школы, а находят определенную нишу. Таких школ не так уж мало – их мало замечают, они не в передовиках, но и не проблемные. Также можно предположить, что в условиях либерализации таким школам выживать тяжелее всех.

Есть школы с балансом внешней и внутренней активности (3 тип), в которых к поиску внешних ресурсов прибегают тогда, когда внутренних становится недостаточно, а вернее сказать, для подпитки внутренних ресурсов требуется дополнительные внешние ресурсы. Таких школ немного, они сильно отличаются от школ 1 типа, потому что часто уникальны сочетанием качества образования и открытости к обучающимся. Инновации в этих школах часто не престижны, но отвечают запросам родительской и детской среды - интегрированное образование, экологические проекты, программы толерантного отношения и т.д.

Есть школы, в которых ресурсная база минимальна (4 тип) с точки зрения и одних, и других ресурсов – эти школы - самое удручающее зрелище, и учителя, и ученики отбывают в них повинность.

Выделенные типы школ весьма условны, а внутри каждого из них можно выделить подтипы. Однако можно указать ряд признаков, по которым школы указанных четырех распознаются:

 


Таблица 8.1 Критерии распознавания школ разных типов:

  1 тип 2 тип 3 тип 4 тип
Слабые ученике Такие ученики в этих школах «расцветают» - в них открываются таланты и способности, которых раньше никто не знал Ученики чувствуют себя комфортно, и если не достигают максимума в развитии, то накапливают потенциал для будущего, школа не избавляется от слабых учеников От таких учеников «избавляются» самыми разными путями (жесткий отбор при поступлении в школу и при всех переходах от ступени к ступени, исключение из школы и т.д.). Часто таких учеников выделяют в «гетто»: коррекционные классы Никто не обращает внимания на таких учеников – к ним применяются карательные меры, от них были бы рады избавиться, но особых возможностей для этого нет
Родители Родители - активные участники образовательного процесса, часто их привлекают как волонтеров, обычно педагоги используют различные технологии вовлечения родителей Родители часто сами проявляют инициативу и предлагают школе свою помощь Родители делятся на удобных и не очень, удобные поддерживают школу, от неудобных стараются избавиться Родители не включены в жизнь школы
Специалисты Специалисты расположены к взаимодействию как внутри школы, так и за ее пределами. Учителя часто сами ищут контакт с другими организациями. Специалисты многие проблемы решают за счет активного взаимодействия внутри школы Специалисты сепарированы друг от друга в силу конкуренции или стремления держать проблемы «при себе» Педагоги не стремятся к взаимодействию, считая не нужным тратить время на бесполезную коммуникацию, общий уровень поисковой активности достаточно низок

 

Предложенная типизация ставит перед школьным сообществом следующие вопросы:

1. Какой должна быть корпоративная политика учреждений образования для того, чтобы соотношение внешних и внутренних ресурсов было адекватным? Как отследить эффективность вложений в учебное заведение с точки зрения того, как материальные и административные ресурсы трансформируются в ресурсы профессионального развития?

2. Каковы отрицательные последствия элитизации образования (т.е. того, что за последние 10 лет количество школ, в которых внешняя активность явно превосходит внутреннюю, существенно возросло и продолжает возрастать)?

3. Как выявлять школы, в которых еще существует внутренняя активность и как поддерживать такие школы?

4. Как можно помочь школам, в которых уровень и внешней, и внутренней активности низок?

5. Как вы считаете, в какой школе программа инклюзии возможна? Какие школы могут стать фактором эксклюзии?


Словарь используемых терминов

 

Активизация (empowerment) – буквально: наделение человека властью над собственной жизнью, принцип многих современных социальных практик, который подчеркивает необходимость вовлечения человека, права которого ограничены по разным причинам, в деятельность по обеспечению своих прав и свобод.

Анти-дискриминационная практика – программа работы специалиста (организации), направленная на содействие людям, права и свободы которых ущемлены. Обычно анти-дискриминационная практика основывается на активизации рефлексии тех, кто оказывается дискриминируемым, и преобразованием установок тех, кто не понимает, что оказывается в роли дискриминирующего.

Ваучер – один из методов субсидирования потребностей и нужд человека в рамках рыночной экономики, путем предоставления определенной суммы, которая может быть потрачена только на определенные цели (образование, лечение, приобретение жилья).

Де-институционализация – процесс преобразования жестких закрытых структур (таких как детские дома, приюты, психиатрические лечебницы, интернаты для детей с особыми потребностями) в открытые системы, трансформация этих учреждений в службы при коммьюнити.

Дискриминация – неравное или несправедливое обращение с индивидами или группами; действия, которые продиктованы предрассудками против интересов тех людей, которые характеризуются принадлежностью к беспомощным группам, включенным в социальную структуру -например, женщины, этнические меньшинства, пожилые люди или люди с ограниченными возможностями (определение заимствовано у Н. Томпсон. См. N. Thompson, Anti-discriminative practice, 1996).

Идентичность - комплекс (система) отношений, которая позволяет человеку позиционировать себя – отвечать в разных ситуациях на вопрос «Кто Я?» Кроме социальных ролей и соответствующих отношений к ним, в систему идентичности входит общее отношение к себе (принятие себя, Я- концепция), которое определяет общий настрой человека в отношении различных событий и переживаний.

Институционализация – выделение отдельных социальных функций в службы (например, процесс создания специальных служб психосоциальной помощи на основе движений коммьюнити); институционализация может иметь как позитивный, так и негативный характер.

Интеграция – процесс включениялюдей, ранее выделенных в отдельную группу (гетто), в общественную жизнь.

Квази-рынки (квази-приватизация) – конкурентная среда между государственными и некоммерческими организациями, но не за средства потребителей услуг, а за средства государства.

Коммьюнити (community), микросообщество – сообщество рядом (близко) живущих людей, связанных единой общиной (церковной или светской), которое часто выполняет функции психосоциальной помощи (которые могут инициироваться как помогающими специалистами, так и активистами коммьюнити). Коммьюнити создается на основе целого ряда элементов: территориальной близости, привязанности к определенному месту жительства, разделении моральных ценностей, эмоциональной привязанности и обусловленностью успеха отдельного человека продвижением интересов группы.

Либерализация социальной сферы - введение механизмов рыночной регуляции в систему социального обеспечения посредством механизма квази-рынков и частной собственности, когда социальные блага, такие как образование, жилье, охрана здоровья, начинают рассматриваться исключительно как товар (услуга).

Общественный плюрализм – феномен и принцип общественного устройства на основе принятия и поддержки культурного, этнического и религиозного многообразия социума

Пара-помогающие специалисты – специалисты, деятельность которых имеет вполне четкую направленность (учитель учит, врач лечит, юрист защищает), которые не оказывают прямой психосоциальной помощи, но часто достигают таких результатов

Помогающие специалисты - специалисты, в центре деятельности которых находится психосоциальная помощь: социальные работники, психологи, консультанты, социальные педагоги. В отличии от парапомогающих специалистов, помогающие специалисты не имеют четкого функционала деятельности и однозначных критериев ее эффективности.

Психосоциальная помощь – деятельность, направленная на активизацию ресурсов человека, необходимых для реализации его прав

Сегрегация – отделение (в социальном, экономическом, географическом смыслах) группы людей, характеристики которых (национальность, возраст, пол, состояние здоровья, поведение и т.д.) не соответствуют установленным стандартам жизни в обществе

Социальная сеть (вокруг клиента или организации) – совокупность или система организаций и специалистов, участвующих в решении проблемы человека, собранная отдельной организацией

Социальная дилемма – проблема, которая построена на взаимоисключающих задачах, например, если интересы одного человека противоречат интересам большинства, то в пользу кого должно приниматься решение.

Социальный капитал (термин введен П. Бурдье) – количество и разнообразие позитивных социальных связей (т.е. людей в окружении человека), которые являются ресурсом решения социальных трудностей.

Социальное меньшинство -коллектив, сплоченный на основе общих социальных характеристик, который подвергается дискриминации со стороны доминирующей группы, вследствие чего рассматривает себя как объект дискриминации и содействует закреплению этого образа у окружающих (определение по Wilensky H.L. Rich Democracies. Berkeley: University of California Press, 2002, p. 14).

Социальная мобильность – способность человека или семьи двигаться по социальной лестнице от более низкого статуса к более высокому.

Социальная работа – система служб и специалистов, направленная на оптимизацию обеспечения прав и свобод граждан в условиях невозможности реализовать идеалы государства благосостояния.

Стигма – комплекс характеристик (отрицательных), которые приписываются человеку или группе людей на основе нейтральных качеств (пол, национальность, возраст) или отрицательного опыта (насилия, заключения, проживания в неблагополучной семье).

Стратификация – выделение групп (классов) людей, отличающихся уровнем дохода и доступом к возможностям реализовывать свои права

Толерантное отношение (поведение) рассматривается как разноуровневая система, включающая 1) межличностную терпимость; 2) взаимную толерантность различных социальных групп и 3) толерантность как культурную и правовую норму (Определение по М. Уолцеру, О терпимости, Москва 2000, Стр. 23-25).


Хрестоматия

Текст 1 Бородкин Ф.М. «Преодоление социальной эксклюзии: новые подходы» (статья опубликована в Социологическом журнале 2000, № 3/4, С. 5-17)

…Идентификация и самоидентификация представляют собой фундаментальные феномены и процессы не только социального, но и биологического характера… Без различения «своих» и «чужих», без предоставления тех или иных преимуществ и льгот «своим» перед «чужими» не смог бы выжить и развиться и вид Homo sapiens.

Таким образом, идентификация и способность выделения «чужих» по каким-то признакам, несомненно, определенные на генетическом уровне, лежат в основе феномена эксклюзии. То же относится и к феномену вовлечения «своих» в совместные действия (а у людей – в совместную деятельность), т.е. к феномену инклюзии.

Социальная идентификация, конечно, связана с идентификацией, определяемой генетическими основами. Однако главное различие социальной идентификации от идентификации в остальном сколь угодно сложном мире заключается в том, что она представляет собой феномен культуры, главными признаками которого являются символизм, возможность трансляции и, как следствие этого, - наследуемость через различные механизмы, в том числе и механизм социализации…

В целом под термином «социальная эксклюзия» понимаются концепции, процессы, ситуации и состояния социальной эксклюзии. В зависимости от избранной концепции и выделяются (объясняются) те или иные процессы, ситуации и состояния в качестве объектов наблюдения, формирования социальной и иной политики или в качестве политических инструментов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.016 с.)