Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинический контакт е пожилым челонеком
Терапевтический эффект от клинических интервенций по отношению к гериатрическим пациентам в общем и клиентам учреждений по уходу за пожилыми людьми в частности состоит в повышении их способности оперировать с окружающей их средой. Первичная цель терапии - развитие чувства доверия и поддержки - реализуется в начале терапии, когда клиент приглашается к осознанию того, как он переживает контакт с терапевтом. Неся груз личных потерь, такие клиенты часто избегают вовлечения в личные отношения с кем бы то ни было. Постепенно им становится все легче и комфортней делиться своими чувствами, мыслями и опытом с терапевтом, открывая двери к более глубокому терапевтическому взаимодействию. Балтер (1971) обнаружил, что трудности, которые многие пожилые клиенты вносят в терапию (такие как потери, печаль, снижение физических способностей, изоляция и одиночество), могут переполнить неопытного терапевта. Эта динамика увеличивает вероятность разрушительного контакта терапевта и клиента в ситуации, когда клиент нуждается в утешении, а терапевт будет пытаться уменьшить страдание клиента. Согласно Неми-рофф и Коларуссо (19856), собственное беспокойство терапевта в работе с пожилыми клиентами должно быть осознано и понято им, чтобы избежать возможных негативных для терапии последствий. Для неопытных терапевтов важно обеспечить сопровождающую их работу супервизию и тренинг. Некоторые принципы, касающиеся отношений между терапевтами и пациентами учреждений по уходу, являются основополагающими для гериатрической психотерапии. Для того чтобы клиенты могли быть открытыми с терапевтом в выражении своих чувств и проблем, очень важен позитивный раппорт. Это особенно верно, когда клиенты хотят поговорить о том, как справиться со своими потерями, и о своих трудностях адаптации к жизни в учреждении по уходу, где они собираются провести свои последние дни. Гештальт-подход уважает целостность в человеке и помогает достичь большей вовлеченности клиента, предлагая ему возможности осознавать, получать поддержку, выражать себя и экспериментировать. Терапевты не навешивают диагностических ярлыков, номеров кейса или проблем, которые следует решить их пожилым клиентам. Поскольку клиенты вырваны с корнем из их дома и привычного окружения, следует уделять внимание их целостному существованию, а не только их физическому здоровью. Межличностные отношения и участие в социуме имеют огромное значение для здоровой жизни пожилых людей.
Процесс установления терапевтического контакта с пациентами учреждений по уходу за пожилыми людьми сильно отличается от процесса установления терапевтического контакта с более молодыми клиентами в терапевтическом офисе. Для эффективной терапевтической работы с пожилыми людьми требуется уделять значительное внимание обыденному, а не терапевтическому контакту, особенно потому, что терапевт обычно навещает пациентов в их комнатах, а пациенты при этом нередко находятся в инвалидной коляске или кровати. Терапевту следует до терапевтических интеракций уделить внимание простым потребностям пациента, что может заключаться в том, чтобы помочь пациенту найти что-нибудь в комнате, позвать на помощь сиделку, чтобы управиться с судном, помочь набрать номер телефона или написать письмо за них. Не обязательно это должны быть навыки, полученные во время обучения психотерапии. Клинический подход авторов во многом сходен с подходом Польстера (1995), который обращался в своей работе к роли технического и общего контакта в терапии: В терапии особенно важно осознать роль технического и общего контакта. Поскольку терапия преимущественно технологична, для нас, терапевтов, важно помнить о том, чтобы не переиграть в технологию, которая должна быть скоординирована с таким контактом, который происходит в нашей повседневной жизни... Общий контакт может служить мостом между технической стороной терапевтичес- кой сессии и обыденной средой пациента... Техника контак та включает возможность терапевта вовлечься, принять поведение, чувства и воспоминания, и найти для них место в актуальном контексте жизни человека в настоящий мо мент... Гештальт терапевт фокусируется на непосредственном контакте клиент - терапевт, стараясь непосредственно улучшить качество этого контакта... Внимание к обыденному контакту может не только сопровождать техническую строну терапевтической встречи, но и усиливать перенос изменений Self клиента из пространства терапии в ситуации его повседневной жизни... Обыденный контакт чаще называют «естественной» встречей, возможной в любой момент повседневной жизни... Техническая стилизация может выглядеть слишком нереальной, пока она не соединена с общим, контактом с миром (с. 133-142).
Авторы узнали много тонкостей, касающихся технического контакта, которые необходимы для слушания, прикосновения, видения, управления временем и пространством, с использованием метафор и обращением к нуждам пожилых людей. В дополнение к техническому обыденный контакт используется в полной мере как необходимая и существенная составляющая нашей гериатрической терапии. Хотя в то же время мы отчетливо представляем, какой тин контакта актуален в данный момент и каковы его границы. Обыденный контакт предполагает, что терапевт готов встретиться с пожилым человеком там, где пациент находится, и уделить внимание тому, что его заботит сейчас в его повседневной жизни. Терпеливый, искренний и естественный, все еще новый и значимый обыденный контакт является существенной частью в работе с пожилыми людьми. Наряду с открытостью к восприятию опыта другого человека контакт терапевта также включает в себя «понимание», «чувствование», «видение актуальной натуры» и «возможность посмотреть вглубь» существования пожилого клиента. Интересно, что часто совсем простые вещи, происходящие в области обыденного контакта, подвигают клиента говорить о терапевте с восхищением: «Он сделал это для меня». Джесиловски (1988) нашел процесс пересмотра жизни очень важным для терапевтического подхода, ориентированного на геш-тальт-подход. Открывателем этого метода в работе с пожилыми людьми был Балтер (1963). Он описал пересмотр жизни как терапевтический процесс, включающий активизацию воспоминаний из жизни индивида, их осмысление и переживание, выработку нового к ним отношения и ценностную их оценку. Пересмотр жизни по Балтеру помогает выработать более толерантный, гибкий и интегрированный взгляд на себя и свой жизненный опыт. Он верил, что потребность в рефлективном обзоре своей жизни является естественной и универсальной для людей пожилого возраста. Балтер считал, что у человека в пожилом возрасте неразрешенные эмоции и воспоминания естественно становятся более осознаваемыми и заявляют о себе; «биологический факт приближения смерти, независимости, возможно, усиливаясь личными обстоятельствами и требованиями среды, сам подсказывает процесс обзора жизни» (с. 67). Его вера в то, что «эти оживленные вновь переживания и конфликты» могут быть с готовностью пересмотрены и, следовательно, интегрированы по-новому, является важным вкладом в гериатрическую психотерапию. Джесиоловски (1988) объединил процесс пересмотра жизни с гештальт-теорией и методологией. Он применял процесс пересмотра жизни в общественной психотерапевтической службе в группе пожилых людей, у которых была диагностирована тяжелая психопатология. Он предлагал своим пациентам возвращаться назад во времени (используя просмотр жизни, или реминисценцию) и выбирать инцидент, касающийся незаконченного дела. Как только участник группы выбирал событие, терапевт помогал ему взять это воспоминание в настоящее время и говорить о нем так, будто это происходило здесь и сейчас. Он обращался к этому процессу, поощряя своих пациентов в группе актуализировать диалог со своими психиатрическими симптомами, а затем присоединять симптом к событиям последующей жизни. Лечащая команда была поражена тем, насколько волнующим был этот опыт для группы. Джесиоловски сделал вывод, что пожилые пациенты, когда их прошлый опыт помещался в настоящее время, относились друг к другу с большей страстностью и эмоциональностью, а их депрессия и отчаяние уменьшались. Его исследование показало, что гештальт-терапия, с собственными философией, теорией, методологией и практикой, «обеспечивает процесс пересмотра жизни соответствующей и эффективной инфраструктурой... и дает существенное облегчение пожилым пациентам» (с. 269).
Джесиоловски выявил, что основные цели пересмотра жизни: 1) усиление и углубление способности индивида к осознанию цикла своей жизни; 2) преодоление и разрешение старых конфликтов; 3) принятие ответственности и интеграция опыта собственной жизни; 4) возникновение чувства интеграции личности и мудрости, а также сопутствующих способностей быть более живым, осознающим, присутствующим и удовлетворен- на ным собой, - могли быть достигнуты с помощью гештальт-тералии и процессуально ориентированных гештальт-методов в группе. Джесиоловски представил примеры, которые демонстрировали практическую ценность акцентирования на пяти сферах: 1) центрировании на настоящем; 2) ощущении и осознании; 3) ответственности; 4) полярностях; 5) изменении фиксированных гештальтов и завершении неоконченных дел для восстановления витальности. Следующий пример иллюстрирует применение гештальт процесса пересмотра жизни для завершения неоконченного дела (Джесиоловски, 1988, с. 236). Уоррен: Я никак не могу пережить, что они запихнули меня в Хоуторден (Государственный психиатрический госпиталь). Я был всего лишь ребенком - всего навсего ребенком — в замешательстве, понимаете. Терапевт: К кому ты обращаешься, Уоррен? Кто запер тебя в госпитале? Уоррен: Мои старшие братья. Мама и папа были ста- рыми и больными, понимаете, и старшие братья присматривали за мной. Терапевт: Вы хотите поговорить о том, что сейчас происходит? Можете сказать: Сейчас я осознаю... -и закончить предложение? Уоррен: Сейчас я осознаю (пауза), что я не хочу этого. Терапевт: Вы.можете продолжить? Продолжайте говорить: Сейчас я осознаю - оканчивайте предложение, пока не почувствуете, что оно закончено. Уоррен: (Пауза) Сейчас я осознаю, что смотрю на вас. Сейчас я осознаю, что все смотрят на меня. Сейчас я осознаю, что я чувствую себя растерянным. Терапевт: Пожалуйста, продолжайте. Уоррен: Сейчас я осознаю, что я взбешен. Сейчас я осоз- наю, что чувствую смущение и не знаю, что сказать (пауза). Сейчас я осознаю, что мы начали говорить о помещении меня в госпиталь. Терапевт: Что вы осознаете, когда думаете о госпитале? Уоррен: Что я взбешен, взбешен на Джо и Бена. Терапевт: Что бы вы хотели сказать им сейчас? Уоррен: Я бы сказал им, что они были не правы. Терапевт: Можете вы сказать им это сейчас? Так, как будто они здесь с нами сейчас. Уоррен: Вы, ребята, были не правы; это было неправиль- но. Я не должен был сидеть взаперти в госпитале три года. И вы, ребята, ни разу не пришли ко мне туда. Вы просто не хотели проблем, когда я был при вас, и все. Терапевт: Как вы сейчас себя чувствуете? Уоррен: Лучше, и все же - три проклятых года!
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.009 с.) |