Личность как предмет воспитания. Внутренние и внешние факторы ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как предмет воспитания. Внутренние и внешние факторы ее развития.



Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие.

Соотношение понятия личность и понятия человек:

когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность.

Понятие " личность " характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя.

Психолог Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу,

4) личное достоинство,5) индивидуальность.

Внутренние и внешние факторы развития личности:

внешние факторы - средовые влияния и воспитание

внутренние факторы - природные склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.

Направления воспитания личности:

Духовно-нравственное

Физическое

Интеллектуальное

Трудовое

Патриотическое

Экологическое

Эстетическое

 

Образование как социокультурный феномен.

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры.

Культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели.

Сущность социального. Сферы общественной жизни.

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Сущность социального. Сферы общественной жизни.

Социальный - связанный с обществом, с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный.

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.Каждая сфера общества в себя включает социальные институты, определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

Выделяют следующие сферы общества:

социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);

экономическая (производительные отношения и силы);

политическая (партии, государство, движения общественно-политические);

духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

Типология обществ.

Общество - это организованная человеком форма материи. Она - продукт человеческой деятельности. Социальной формой движения материи выступает производство материальной и духовной жизни человека.

Социальные изменения, типовые для всех стран и народов, независимо от того, в какое именно историческое время эти изменения совершаются образуют типологию обществ.

Типология общества:

1)традиционное;

2)индустриальное

(современное);

3)постиндустриальное;

4)индкстриальное

Примитивное общество. Господствующим типом социальной конструкции здесь является родоплеменное устройство. Традиционное общество — это общество аграрное, с малоподвижными социальными структурами, основан на традициях.

Индустриальное общество — совмещает свободу и интересы личности с общественными принципами, которые регулируют совместную деятельность людей. Оно характеризуется социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.

П постиндустриальное общество: - переход от товарной экономики к сфере услуг; - доминирование профессионально образованных технических специалистов; -

 

По политическим критериям различают:

тоталитарное,

авторитарное,

демократическое.

Социальное неравенство и стратификация общества. Новые социальные слои в России.

Соц. неравенство — форма соц.дифференциации, при кот. отдельные индивиды, соц.группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной соц. иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями.

Стратификация - деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных соц. позиций с одинаковым соц. статусом. В

Четыре класса совр общества:

: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой - правящий слой: элитные и субэлитные группы, заним. важные позиции в системе гос упр-я, в эконом.и силовых структурах.

В результате те стратификации выделились новые соц. слои обществава. Оформился новый соц.класс - класс собственников, который можно именовать современной российской буржуазией.

Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают ср. проф.-квалификационным потенциалом и ограниченным труд. потенциалом. К баз.слою относится осн. часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), тех персонал. Нижний слой Отличит. чертами являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким соц.-экон. условиям переходного периода.

структура современного российского общества включает в себя пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый слой и социальное дно (андеркласс).

в структуре современного российского общества четыре класса, включающих в себя одиннадцать страт на:

1. Бедных, состоящих из:

люмпенизированных низших слоев, включающих преимущественно неквалифицированных рабочих города и села (в том числе пенсионеров, бывших до выхода на пенсию неквалифицированными рабочими), и подразделяющихся на 1-ю социальную структуру (условно названную «нищие») и 2-ю структуру (собственно бедные);

пограничной 3 - й социальной структуре, балансирующей на черте бедности и условно названной «нуждающиеся», которая по уровню жизни ближе к низшим слоям, чем к медианному классу, но еще не люмпенизирована.

2. Медианный класс

Малообеспеченные

3. Средние слои, включая:

Нижний средний класс

Собственно средний класс

4. Богатых, состоящих из:

«верхний средний класс»);

высших слоев, (собственно богатые) и (элита и субэлита).

Как видим, модель стратификации (структуры) российского общества по уровню жизни уже сформировалась и приняла устойчивые формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.008 с.)