В школе (среднее и старшее звено) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В школе (среднее и старшее звено)



ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ:

формирование профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для успешной работы практического психолога образовательного учреждения.

Задачи практики:

Осмысление и понимание специфики деятельности практического психолога, работающего в среднем и старшем звене школы.

Формирование диагностических умений, необходимых для практического психолога школы.

3. Формирование умений отбирать диагностические методики и коррекционно-развивающие процедуры, адекватные специфике проблем учащихся данного образовательного учреждения.

Формирование умений и навыков коррекционно-развивающей и профилактической работы практического психолога школы.

Формирование навыков рефлексивного анализа профессиональной деятельности практического психолога (в том числе и собственной).

Практика проводится на 3 курсе, в 5 семестре. Продолжительность практики – 4 недели по 6 часов в день. Студенты работают в качестве помощника практического психолога школы.

 

Содержание практики

В начале практики студенты знакомятся со спецификой конкретной школы и спецификой образовательных программ среднего и старшего звена данной школы. Осуществляют знакомство со спецификой деятельности практического психолога школы (диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, консультативной), с основной документацией практического психолога школы.

Основными видами работы студентов-практикантов являются: изучение специфики работы психолога в школе, самостоятельное проведение диагностической работы в подростковых и старших классах, самостоятельное проведение отдельных коррекционных и развивающих занятий, психологическое просвещение родителей, участие в проведении родительских собраний, психологическое просвещение учителей, ведение необходимой документации практического психолога (план работы, протоколы психологического обследования, программы коррекционной и развивающей работы), психологический анализ уроков, взаимодействия учителей с учащимися. С целью овладения аналитическими умениями и профессиональной рефлексией студенты ведут дневник. Форма дневника может иметь следующий вид:

Дата, время Содержание практики Анализ проведенной работы
     

 

Форма отчетности

По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий:

1. Индивидуальный план работы, заверенный руководителем образовательного учреждения.

Письменный отчет по заданию №1.

Психологический анализ диагностических процедур, проведенных практическим психологом школы.

4. Протоколы и заключения самостоятельно проведенного диагностического обследования подростков и старшеклассников.

Психологический анализ коррекионно - развивающей работы практического психолога школы.

Конспекты проведенных коррекционных и (или) развивающих занятий.

Психологический анализ профилактической деятельности практического психолога школы.

Психологический анализ просветительской деятельности практического психолога школы.

Конспекты проведенных занятий для учителей.

Конспекты проведенных занятий для родителей.

Психологический анализ урока.

Дневник практики.

Рефлексивный анализ собственной деятельности.

Характеристику-отзыв школы о прохождении практики.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ

Задание 1.

ПОРТРЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Обозначьте основные направления работы школы (паспорт образовательного учреждения, образовательные программы среднего и старшего звена школы, организация учебно-воспитательного процесса, актуальные проблемы данной школы, пути их решения коллективом школы). На основании этого определите место и роль психолога данной школы, специфику его деятельности (цели и задачи деятельности, основные виды и формы работы в среднем и старшем звене школы, особенности взаимодействия психолога с участниками учебно-воспитательного процесса, специфику ведения документации).

Задание 2.

АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА.

Проанализируйте диагностические процедуры, проведенные практическим психологом школы по следующей схеме:

  1. Как изучается запрос клиента и как он переформулируется в психологическую проблему?
  2. Как психолог получает психологическую информацию о клиенте, необходимую для выдвижения гипотез о причинах наблюдаемых явлений?
  3. Оцените степень адекватности используемых психологом диагностических методик поставленной клиентом задаче.
  4. Как интерпретируются результаты проведенного обследования и как на их основе формулируются диагноз и прогноз?
  5. Как сообщаются результаты обследования клиенту?
  6. Зафиксируйте техники и приемы работы психолога с клиентом.

Задание 3.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Проведите самостоятельно диагностическое обследование подростка и старшеклассника или всего класса (цель обследования согласуйте с психологом) и оформите протоколы. По результатам обследования совместно с психологом наметьте программу психолого-педагогического сопровождения ученика или класса (коррекционная программа, развивающая программа, рекомендации учителям и родителям). Результаты представьте в письменном виде.

Для диагностического обследования можно использовать методики, представленные в данной программе. (См. Методические материалы к заданиям).

Задание 4.

АНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА.

Проанализируйте коррекционную (или развивающую) работу, проведенную практическим психологом школы, по следующей схеме:

  1. Определите целесообразность позиции психолога в коррекционном (развивающем) процессе.
  2. Определите целесообразность видов и форм коррекции.
  3. Оцените эффективность методов коррекционной (развивающей) работы (адекватность целям, возрастным и индивидуальным особенностям клиентов).
  4. Определите, в рамках какой психологической теории строится коррекционно-развивающая работа.

Задание 5.

ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

Составьте конспект коррекционных (развивающих) занятий с учащимися и проведите их.

Задание 6.

АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА.

Проанализируйте профилактическую работу практического психолога школы по следующей схеме:

  1. Цели и задачи профилактической работы психолога.
  2. Содержание профилактической работы.
  3. Какие формы профилактической работы использовал психолог.

Занятие 7.

АНАЛИЗ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

Проанализируйте просветительскую работу практического психолога школы по следующей схеме:

Каковы цели и задачи просветительской работы психолога?

2. Какова тематика и содержание просветительской работы психолога?

Какие виды, формы и методы просветительской работы использовал психолог?

Задание 8.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Проведите занятие с родителями (лекция, беседа, семинар-практикум). Представьте конспект проведенного занятия.

Задание 9.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ С УЧИТЕЛЯМИ.

Проведите занятие с учителями (лекция, беседа, семинар). Представьте конспект проведенного занятия.

Задание 10.

ОФОРМЛЕНИЕ СТЕНДОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Используя психолого-педагогическую литературу, подготовьте и оформите рекомендации для родителей (учителей, учащихся) в виде стендовой информации. Тему согласуйте с психологом. Укажите литературу, которую вы использовали.

Задание 11.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКОВ.

Посетите несколько уроков в подростковых и старших классах, проведите психологический анализ этих уроков. Схему анализа урока согласуйте с психологом, учитывая специфику образовательных программ в данной школе (Развивающее обучение, КСО и пр.).

Задание 12.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Представьте целостный рефлексивный анализ собственной деятельности в период прохождения практики. В свободной форме отразите следующие моменты: ваши впечатления о практике (чувства, мысли), ваши достижения как стажера-практиканта, ваши затруднения во время прохождения практики (с чем они связаны).

 

Примечание: если в данном образовательном учреждении отсутствует психолог, то по заданиям 2, 4, 6, 7 необходимо составить идеальную модель деятельности психолога и результаты предоставить в письменном виде.

 

 

Методические материалы к заданиям

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 3.

Проведение диагностического обследования.

Работа школьного психолога предполагает обеспечение возможности для индивидуального подхода к ребенку, определение уровней психического развития учащихся, а также причин возможных отклонений и путей их психолого-педагогической коррекции.

В возрастной психологии принято положение (Выготский Л. С, Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б.) о том, что каждый возрастной период характеризуется ведущим типом деятельности, в которой формируются основные новообразования в когнитивной и мотивационной сферах личности ребенка. В соответствии с этим диагностика каждого возрастного периода должна отражать уровень сформированности основных новообразований в этих сферах.

Для младшего школьника таким новообразованием в мотивационной сфере является сформированность учебных мотивов, в когнитивной — произвольность психической деятельности, внутренний план действий, рефлексия.

Мотивационная сфера.

Различают две большие группы учебных мотивов:

I. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

II. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

В познавательных мотивах выделяются следующие подгруппы:

1. Широкие познавательные мотивы, ориентирующие школьника на получение новых знаний, навыков, умений («Учусь потому, что интересно», «Учусь потому, что хочу вес знать»).

2. Учебно-познавательные мотивы, ориентирующие школьника па усвоение способов добывания знаний («Хочу научиться писать сочинения», «Хочу овладеть методом исследования»).

3. Мотивы самообразования, определяющие направленность школьника на совершенствование своей учебной деятельности. («Хочу самостоятельно изучать философию и логику, потому что их нет в школьной программе», «Читаю много дополнительной литературы по истории России»). Все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей, вызывают познавательную активность и инициативу в учебной деятельности.

Социальные мотивы также представлены несколькими подгруппами.

1. Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении ученика 'получать знания, чтобы быть полезным обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности («Учусь, потому что хочу приносить пользу людям»).

2. Узкие социальные мотивы (позиционные), состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, заслужить авторитет («Учусь потому, чтобы все меня уважали»).

3. Мотивы социального сотрудничества, состоящие в стремлении быть в постоянном контакте с другими людьми. («Не люблю работать один», «Вместе веселее учиться»).

4. Мотивы избегания неприятностей, социального неодобрения («Учусь потому, что ругают за плохие отметки»).

5. Мотивы получения поощрения (похвала, хорошая отметка, подарок). («Учусь потому, что хвалят за хорошие отметки»).

При диагностике учебных мотивов важно определить доминирование той или другой группы мотивов в общей структуре мотивации. Они могут быть ведущими и подчиненными. Следует помнить, что преобладание социальных мотивов может привести к снижению познавательной активности и инициативы в учебной деятельности.

Все перечисленные выше виды учебных мотивов формируются в течение всего периода обучения ребенка в школе. К концу же младшего школьного возраста можно говорить о сформированности следующих мотивов:

1. Широкие познавательные («познавательные»).

2. Широкие социальные («социальные»).

3.Узкие социальные («позиционные»).

4. Мотивы избегания неприятностей («избегание неприятностей»).

5. Мотивы получения поощрения, одобрения («одобрение»).

Когнитивная сфера.

Произвольность проявляется в умении ученика сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия. Этот универсальный механизм лежит в основе произвольного внимания, восприятия, памяти и других психических процессов. На уровне поведения он выражается в умении школьника подчинить своп действия определенным требованиям, условиям деятельности.

Внутренний план действий

Характерной особенностью дошкольника является внешняя выраженность, материализованность умственных действий. Например, решая математическую задачу, он использует для счета палочки или другие материальные предметы. В процессе учебной деятельности, требующей от младшего школьника использования символов для обозначения предметов, а также самоотчета и оценки своих действий, у него формируется способность действовать в уме. Таким образом, внешние действия переводятся во внутренний план (ннтериоризуются).

Рефлексия

Одно из важнейших требований учебной деятельности состоит в том, что младшие школьники должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Необходимость различать образцы рассуждений и самостоятельные попытки их строить предполагают формирование у младших школьников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.034 с.)