Глава 5. Институт лицензирования в сфере массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Институт лицензирования в сфере массовой информации



По сравнению с печатными СМИ электронная пресса находится в несколько особом положении. То есть для аудиовизуальных СМИ регистрация является необходимым, но недостаточным условием для начала деятельности по производству и выпуску средства массо­вой информации. Так как эта категория СМИ использует для пере­дачи информации естественным образом ограниченный ресурс — эфирные частоты, то российское государство по примеру многих других цивилизованных стран ввело систему лицензирования в этой сфере.

Впервые порядок выдачи лицензий на телевизионное и радио­вещание был введен постановлением Совета Министров РСФСР «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятель­ности по связи в области телевизионного и радиовещания в РСФСР» от 26 сентября 1991 г. Избранная организационно-правовая модель не была лишена некоторых положительных сторон. Предусматрива­лось на каждую частоту выдавать не одну, а две лицензии: на право занять частоту и включить передатчик — ее должно было выдавать Минсвязи по согласованию с Мининформпечать и ВГТРК, на право осуществлять телевизионное или радиовещание на данной частоте и с помощью данного передатчика — по решению Мининформпечати, согласованному с Минсвязи. Причем лицензии взаимосвязанные, парные, что должно, по идее, вынуждать обоих лицензиатов договариваться друг с другом по всем вопросам, лишая владельца передатчика преимуществ своего монопольного положения.

Постановление правительства РФ «О лицензировании телевизи­онного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РФ» от 7 декабря 1994 г. факти­чески сохранило эту модель. Оно закрепило государственную монополию в области связи. Кроме того, положение требует от потенци­ального вещателя уже при подаче заявления подтверждать права аренды передающего оборудования. Тем не менее, Положение о ли­цензировании выдержано в духе Закона о СМИ.

При создании механизма распределения частот была преду­смотрена гласная работа специальной комиссии по вещанию. В на­стоящее время Федеральная конкурсная комиссия является частью механизма конкурсной распродажи частот, предусмотренного Постановлением правительства РФ «О проведении конкурсов на полу­чение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на раз­работку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания» от 26 июня 1999 г.

Закон о связи, с другой стороны, признает заявителями лишь фи­зические и юридические лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся или предположи­тельно будут находиться средства связи, используемые для телера­диовещания. Лицензию на деятельность в области связи сможет получить лишь тот, кому принадлежит или будет принадлежать передатчик и кто выступает в качестве оператора связи. То есть закон объективно способствует концентрации лицензий в руках опе­раторов связи. Это особенно сильно ударяет по интересам незави­симых вещателей, не располагающих крупными финансовыми ре­сурсами.

Глава 6. Выпуск СМИ

Правоотношения, которые складываются в сфере массовой информации, можно поделить на внутренние и внешние. Первые за­трагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают от­ношения между основными действующими лицами: учредителем, редакцией, издателем, распространителем и собственником. Другая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятель­ностью СМИ между вышеперечисленными субъектами и третьими лицами. Это могут быть и органы государственной власти, и местно­го самоуправления.

Внутренние правоотношения касаются внутриредакционного менеджмента, формирования органов управления, границ профес­сиональной самостоятельности журналистов, вопросов собственно­сти. Эти отношения особенно сложны потому, что здесь переплета­ются право собственности на имущество и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную соб­ственность) — авторское право на периодическое издание в целом и право на наименование, товарный знак и т. д.

Закон СССР «О печати и других средствах массовой информа­ции» установил, что редакция СМИ является юридическим лицом, действующим на основании своего устава. В Законе Российской Фе­дерации «О средствах массовой информации» редакция определяет­ся как организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объ­единение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Путаница, порожденная союзным законом, создавала многочис­ленные проблемы уже потому, что сам по себе факт регистрации средства массовой информации не мог породить статус юридическо­го лица у редакции. Редакция становилась юридическим лицом только в том случае, если она обладала предусмотренными законом признаками, перечень которых на момент действия союзного Закона о печати определялся прежде всего статьями Гражданского кодекса.

Учреждение СМИ и учреждение редакции, по сути, — различные правовые явления. Появление в Гражданском кодексе нормы, уста­навливающей, что юридическое лицо считается созданным с момен­та его государственной регистрации, резко изменило ситуацию. За­кон о СМИ говорит о статусе юридического лица применительно к редакции, а не к самому средству массовой информации, которое является всего лишь формой периодического распространения мас­совой информации.

Имущественные отношения между учредителем, редакцией, из­дателем и собственником определяются в договоре. Этим же доку­ментом определяются и производственные, финансовые отношения между ними. Здесь устанавливается порядок выделения и использо­вания средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обеспечения надлежащих производственных и социально-бытовых условий труда сотрудников редакции.

Основным условием, которое является определяющим при со­ставлении договора, является организационно-правовая форма су­ществования редакции. Выбор той или иной организационно-правовой формы юридического лица важен потому, что каждая из форм имеет свои плюсы и минусы. Так, если редакция создается в форме акционерного общества, то возникает необходимость тем или иным образом согласовывать правовые нормы, устанавливающие, что высшим органом управления в этом случае является общее соб­рание его акционеров (что требуется в соответствии с Гражданским кодексом), а с другой, что редакцией руководит главный редактор (Закон о СМИ). Единственная возможность избежать противоречий — это разделить функции принятия финансово-хозяйственных реше­ний и определения редакционной политики. Общее собрание акцио­неров, совет директоров и генеральный директор будут осуществ­лять все функции, которые за ними закреплены в соответствии с законодательством об акционерных обществах. В то же время глав­ный редактор будет осуществлять все функции, которые предусмат­ривает Закон о СМИ.

Есть много примеров, когда соучредителями СМИ являются го­сударственные и муниципальные органы разного уровня либо субъ­екты различных форм собственности. Например, газета, учрежден­ная областным управлением печати и районной администрацией. Редакция такой газеты может быть организована либо в форме госу­дарственного (областного), либо муниципального учреждения (уни­тарного предприятия). Но смешанного государственно-муници­пального учреждения или предприятия быть не может, так как субъекты права собственности разные. В подобном случае соучре­дителям достаточно заключить между собой договор, в котором оп­ределить взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава учредителей, процедуру разрешения споров между ними. При этом один из них должен принять на себя функции учредителя редакции как уч­реждения или предприятия. Этот орган закрепляет за редакцией то имущество, которым ему будет поручено распоряжаться, например оборудование. Другую часть необходимого имущества – служебные помещения — редакция получает по договору аренды от второго со­учредителя газеты.

Другой стороной во внутренних правоотношениях является из­датель. Этим статусом наделяется издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массо­вой информации. К ним приравниваются юридические лица и граж­дане, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Под издательством понимают­ся предприятия, структурные подразделения предприятий, организа­ций, учреждений, осуществляющие издательскую деятельность, то есть подготовку, выпуск печатных изданий любого вида.

Издатель заключает договор с редакцией. В нем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами, взаимное распределение издательских прав, обязательст­ва издателя по материально-техническому обеспечению производст­ва продукции и ответственность сторон.

Особое место в правоотношениях занимает статус распространи­теля. С точки зрения Закона о СМИ, распространитель стоит немно­го в стороне от учредителя, редакции и издателя. Для осуществления деятельности в сфере распространения издатель должен заключить договор на распространение средства массовой информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.107 (0.008 с.)