Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.



Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;

у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Преимущества экскурсионной формы познания

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии охранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

История:

Экскурсии как одна из форм туризма появились ещё в конце XVIII века. Тогда под экскурсией понимались познавательные выезды на природу или в исторические места. Первые экскурсионные организации в России возникли на Кавказе, и одной из них был альпийский клуб при Кавказском обществе в Тифлисе.

По примеру европейских стран создавались первые туристические организации, которые занимались поездками в регион кавказских и крымских гор. В последнее десятилетие XIX века в России в моду все больше входило посещение общественных музеев. Позже представители дворянства стали посещать Европу, однако Первая Мировая война, начавшаяся в 1914 году, прервала развитие экскурсионной деятельности в России.

Возрождение этой отрасли началось уже в 1917 году. С 1917 по 1936 создавались учреждения, призванные организовать массовый отдых трудящихся и удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

1936-1969 года характеризуются внедрением новых организационных форм управления. В апреле 1936 года Президиум ЦИК СССР поручил организацию экскурсионного дела в стране ВЦСПС.

В 1970 году начался следующий период развития, продлившийся до 1991, когда произошел распад СССР. В этот период были достигнуты большие успехи в развитии экскурсионного дела. Путешествия, походы, экскурсии стали неотъемлемой частью жизни, а также формой воспитания и расширения кругозора.

В первые годы XXI века экскурсионное дело получило новый толчок для развития. В связи с падением «железного занавеса», налаживанием зарубежных связей и контактов россияне стали массово ездить за рубеж, а в Россию ежегодно приезжали тысячи иностранцев с целью познакомиться с ранее закрытой для всех страной.Главное, что отличает современный период от предыдущих, так это падение государственного интереса к развитию экскурсионной деятельности. В начале 20-х и 30-х гг. прошлого века экскурсии активно использовались как эффективный инструмент пропаганды, после Великой Отечественной войны – как рупор, прославляющий подвиги советских воинов.

ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

 

Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны — передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия — специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе — работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практ ЭКСКУРСИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ КОМПОНЕНТОВ

 

Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии – максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является всемерная активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.

Связь трех компонентов экскурсии можно схематично изобразить в виде треугольника:

 

Схема 1

 

где А – экскурсанты, Б – экскурсовод, В – экскурсионный объект.

В экскурсионной практике существуют различные взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов. Степень активности каждого из названных компонентов, их возрастающая роль оказывают воздействие на качество экскурсионного мероприятия в целом. Взаимодействие трех компонентов экскурсии является основой показа. Эффективность самого показа следует рассматривать как результат взаимодействия между экскурсоводом, экскурсантами и объектами.

Степень активности экскурсанта (наблюдение, изучение и исследование) нельзя сводить к простой связи между ним, экскурсоводом и зрительно воспринимаемыми объектами. Человек воспринимает информацию в ходе экскурсии также с помощью слуха, обоняния и осязания.

Основные формы взаимодействия могут быть прослежены на пяти ступенях, схемы которых рассмотрены ниже. В приводимых схемах наблюдается сначала появление, затем возрастание экскурсионной ситуации, которая рассматривается как совокупность обстоятельств, когда многообразие и организованность получаемых экскурсантами впечатлений делают восприятие более глубоким и действенным.

Основой становления экскурсии является изменение соотношения двух элементов ее составляющих – показа и рассказа. Нарастание экскурсионной ситуации (экскурсионности) можно проследить на схемах 2–6.

 

Схема 2

 

Перед экскурсоводом стоит задача – сообщить определенные знания по теме экскурсантам. Делается это в ходе ознакомления с заранее отобранными памятниками. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один – экскурсовод как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».

 

Схема 3

 

На этой стадии поставленная перед экскурсией задача несколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурсантам, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь и зрительный ряд.

Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые признаки активности экскурсантов.

 

Схема 4

 

Показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала.

Экскурсовод не только передает свои знания экскурсантам, но и создает у них правильное представление об объектах и событиях, с ними связанных. На этой стадии опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объекты, экскурсанты становятся более внимательными, активными.

 

Схема 5

 

На этой стадии возникает экскурсионная ситуация как совокупность условий, обеспечивающих активное взаимодействие компонентов экскурсии. Роль экскурсовода еще больше возрастает. Его действия по отношению к объекту и экскурсантам активизируются.

Сочетая методику показа и рассказа, используя наиболее оптимальные методические приемы, экскурсовод приковывает внимание экскурсантов к объекту, заставляя их изучать памятники. В экскурсионном треугольнике все три компонента (экскурсовод, объекты, экскурсанты) активно взаимодействуют.

Схема 6

При такой форме взаимодействия компонентов еще более углубляется экскурсионная ситуация. Экскурсовод добивается, чтобы экскурсанты получили зрительное представление обо всем рассказанном и показанном. Его образный рассказ об объекте и событиях воздействует на экскурсантов, активизирует их внимание, помогает им увидеть объект и события в том виде, в каком он видит их сам. Экскурсовод анализирует объект, используя различные виды экскурсионного анализа, добивается, чтобы сам памятник рассказывал о себе своим «языком». Экскурсанты на этой стадии усваивают материал с помощью таких более сложных видов деятельности, как изучение и исследование объектов.ически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

 

30. Функции экскурсии. Функции экскурсии: функция научной пропаганды, функция информации, воспитательная функция, функция организации культурного досуга, функция формирования интересов, коммуникативная функция. Отличие экскурсии от «гидизма».Инновации развития экскурсионной деятельности в России.

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента "путешественности", возможность выбора в соответствии со своими интересами - все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5-6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином – «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида – это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

 

Классификация экскурсий.

Классификация по содержанию: обзорные и тематические экскурсии (производственные, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экологические): по составу и количеству участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения (экскурсия-лекция, экскурсия-спектакль, экскурсия-урок, пробная экскурсия, учебная экскурсия, рекламная экскурсия).

 

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения[1].

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

– историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);

– археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

– этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

– военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);

– историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

– экскурсии в исторические музеи.

Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

– производственно-исторические;

– производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

– производственно-технические;

– профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

– историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);

– историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);

– по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

– по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);

– в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

– литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т.д.);

– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т.д.);

– литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»«и др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

– экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

– экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

– экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

– экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

– экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

– экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3–4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

– экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

– экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

– экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

– экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

– экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

– экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

– экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

– экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

– учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

– пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

– показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;

– рекламная экскурсия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.052 с.)