Современные проблемы организации экономического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные проблемы организации экономического



образования в Украине в свете Болонского процесса

На систему образования Украины влияют мировые изменения вэкономике и образовательном процессе, а также происходят изменения вхарактере труда (больше внимания уделяется интеллектуальному творчеству и инновационности), меняется экономическая деятельность (техническая база и организационные формы), что предъявляет новые требования к квалификации работников, к подготовке специалистов новых профессий.

Суть Болонского процесса заключается в формировании общеевропейской системы высшего образования. В основе Болонского процесса выделяется шесть основных позиций:

1) введение двух циклов обучения. Первый цикл для получения степени бакалавра спродолжительностью обучения 3-4 года. Второй цикл для получения степени магистра (через 1-2 года обучения после бакалаврата) или для получения степени доктора (на условиях общей продолжительности обучения в течение 7-8 лет с научно-исследовательской разработкой по специальности);

2) введение кредитной системы, предусматривающей введение единой системы учета учебной работы в кредитах (на смену системы учета в часах);

3) контроль качества образования. Оценка качества.образования основывается не на продолжительности или содержания обучения, а на тех знаниях, которые приобрели ученики;

4) расширение мобильности студентов и преподавательского состава, а также изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев;

5) обеспечение трудоустройства выпускников на европейском рынке труда;

6) обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одна из задач Болонского процесса - привлечение в Европу большого количества студентов из других континентов мира.

Современные требования к качеству экономического образования и присоединение к европейскому образовательному простору связано с изменением системы образовательного процесса с присоединением Украины к Болонскому процессу, выдвигает необходимость продумать стратегию и тактику этого перехода. При этом необходимо сохранить все позитивное, что имеется в отечественной культуре обучения.

В условиях конкуренции государственных и частных вузов возрастают требования к качеству подготовки специалистов.

 

Методические особенности преподавания экономических дисциплин

Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:

ü необходимость аргументации и доказательности экономических процессов;

ü привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков;

ü в процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.

Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью).

 

8. Экономическое мышление как цель экономического образования

Все граждане обладают определенным экономическим мышлением, т.е. совокупностью взглядов на экономику, ибо каждый человек прямо или косвенно связан с хозяйственной деятельностью и ее результатами. Экономическое мышление подразделяется на два основных типа:

1) обыденное мышление, формирующееся на основе жизненных наблюдений человека;

2) научное - предполагает высокий уровень познания закономерностей развития экономики.

Экономическое мышление формирует экономическое мировоззрение и отношение как положительное, так и отрицательное к процессам, происходящим в экономике, что влияет на поведение человека.

Как известно, рыночная экономика нуждается в людях с новым способом экономического мышления. Если смотреть на экономическое мышление как на цель экономического образования, то следует отметить, что система образования включает в себя набор знаний и навыков, опыт творческого мышления и социально-экономического общения. На основе развития экономически развитой личности выявляется ее способность к саморазвитию, самообразованию, умению получать новые знания и использовать их в социально-экономичних условиях, которые постоянно изменяются. Поэтому экономическое мышление – не просто багаж экономических знаний, а способность их усвоить, использовать в практической жизни, иначе говоря, это - формирование модели экономического поведения.

Украинское общество испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах в области экономики, поэтому экономическое образование нацелено на подготовку специалистов, способных анализировать экономическую информацию, разрешать проблемные экономические ситуации, разрабатывать экономические концепции и использовать экономические знания на практике.

Формирование экономического мышления

Анализ эволюции проблем, которые возникают в современной экономике, их непредсказуемость свидетельствуют, что поиск вариантов эффективного экономического развития нуждается в более глубоком понимании экономического мышления и поведения людей.

Экономическое мышление - познание сути экономических явлений, предметов, выявления их закономерностей с помощью таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Особенностью экономического мышления, или мышления экономическими понятиями, является его направленность на экономическую деятельность, т.е. на регулируемую сознанием психическую и трудовую активность человека, которая развивает интеллектуальные возможности и нацелена на реализацию экономических потребностей, интересов и установок, на повышение качества и количества труда и достижение материально значимих результатов.

Длительное время потребность в формировании экономического мышления отсутствовала, поскольку при условиях административно командной экономики ничего не нужно было решать самому, поскольку человек не являлся участником экономических отношений. Ему не нужно было влиять на ход экономических событий, осуществлять выбор " своего места в экономической системе. Проявлению творческой активности препятствовала существующая на то время система стимулирования.

 

Источники экономической информации и их

Особенности

Изучение экономических дисциплин должно основываться на поиске информации, направленной на формирование экономического мышления. Источниками экономической информации являются:

1) газеты, журналы, книги - печатные средства экономической информации;

2) лекции, доклады, семинары и другие устные средства экономической информации;

3) радио, телевидение, записи на аудио и видео дисках и др.;

4) интернет.

По содержанию среди источников информации можно выделить:

ü персональные труды теоретиков экономической науки. Используя эти источники, необходимо учитывать особенности периода написания работы;

ü с правочники, дающие базовые понятия экономических категорий;

ü с татистические источники, позволяющие с помощью цифр и их сравнения аргументировать экономические процессы;

ü у чебники и учебные пособия, содержащие наиболее полное, последовательное и логическое изложение экономической дисциплины;

ü э кономическая периодика - газеты, журналы (монографии, статьи, тезисы докладов, авторефераты), экономические новости, являющиеся оперативным, актуальным источником информации;

ü з аконодательные акты.

Успех в работе может принести только использование источников во всем их объеме и разнообразии.

Особенности экономической информации

Особенности видов экономической информации можно рассматривать с точки зрения фактической, оценивающей и рекомендационно-практической информации. Фактическая экономическая информация является учебным материалом, информацией для размышления и дискуссий. Оценивающая экономическая информация - анализ новых научных идей, взглядов и концепций. Рекомендационно-практическая информация связана с использованием конкретных приемов, механизмов и принципов, обеспечивающих принятие эффективных экономических решений и достижением конкретных результатов экономической деятельности.

Цифровая информация - важная составная форма выражения и анализа экономических знаний, выражающая количественную характеристику экономических явлений и проблем. Оптимальное количество цифр для успешного усвоения цифровой информации – 5-7.

Методика работы с экономическими источниками

Методическая компетентность преподавателя экономики выявляется в применении эффективных средств подачи экономической информации. Экономическая информация, используемая в учебном процессе, должна быть систематизирована и структурирована посредством распределения информации на информационный, расширенный, проблемный, синтезирующий и контрольный блоки. В информационном блоке подаются базовая информация, ключевые понятия, принципы, формулы, цифровой материал. В расширенном блоке преподаватель раскрывает информацию для полемики и направления будущих исследований. В проблемно-синтезирующем блоке приводятся задачи и задания проблемного характера на основе изученного материала или на основе синтеза материалов нескольких тем.

Контрольный блок включает все виды тестов, вопросов, заданий для проверки усвоения учебной информации студентами.

При работе с экономическими источниками важно в потоке информации выбирать необходимые сведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.014 с.)