Французская правовая система в ХХ веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская правовая система в ХХ веке



В ХХ веке конституционное развитие Франции прошло три этапа:

первый - период Третьей Республики по 1942г.;

второй - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 гг.;

третий - с момента принятия ныне действующей Конституции 1958г.

Третья Республика прекратила свое существование с июня 1940 г. после ввода сил фашистской Германии во Францию.

Основной закон 1946 г. - наиболее демократичный за всю историю страны - мог служить юридической основой для последующих социальных и экономических преобразований.

Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 октября. Прямым поводом для ее принятия послужил фашистский мятеж в Алжире, тогдашней французской колонии, и угроза гражданкой войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за передачу всей полноты власти "сильной личности" - генералу Шарлю де Голлю. В условиях кризиса он потребовал предоставления ему полномочий по выработке нового текста Конституции. Парламент, указав лишь пять самых общих требований к основному заколу, отказался от контроля за его созданием. Проект был передан на референдум, минуя парламент.

В основу документа легли конституционные воззрения Шарля де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе 16 июля 1946 г.

Конституция состоит из преамбулы, 15 разделов и 92 статей. Разделы различны по объему. Например, разделы ХШ и ХIV включают по одной статье. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики (15 статей) и отношениям между парламентом и правительством (18 статей). Объем последних положений указывает на основное в акте - систему органов государственной власти и на исключительное положение в них главы государства (не случайно, что уже второй раздел включает положения о Президенте Республики).

Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. Ее венчает Конституция, ниже органические законы - новая категория, впервые введенная в оборот, еще ниже - простые законы. Несколько особняком находятся законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего основного закона.

В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом, провозглашающая права и свободы граждан. Кроме них, входят и "основные принципы, признанные законами Республики". Например, закон от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании указанной выше формулы, но принцип свободы ассоциаций таковым является. Основные принципы содержатся, как следует из формулировки преамбулы акта 1946 г., в законах и первых трех республик (первой, существовавшей с 22 сентября 1792 г. по 18 мая 1804 г.; второй - с 28 февраля 1848 г. по 7 ноября 1852 г.; третьей - с 4 сентября 1870 г. по 16 июня 1940 г.).

Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но и от конституционного совета, являющегося истолкователем и интерпретатором норм основного закона.

Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных относятся и кодексы, соответствующие традиционной законодательства.

В ст. 34 Конституции 1958 г. определен перечень областей правового регулирования, находящиеся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.

Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимыми являются ордонансы - акты, принимаемые правительством с разрешения парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством.

Ордонансы подлежат утверждению парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место тут занимают подписываемые президентом правительственные декреты, некоторые из которых могут быть приняты только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете Министров.

Наряду с классическими кодексами, в XX в. распространение получила практика издания консолидированных законодательных актов. Они также именуются кодексами, но в отличие от "классических" могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. (Это кодексы - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс о здравоохранения и др.).

Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда.

Во Франции существуют определенные особенности правового регулирования, сложившееся в различных отраслях права. Сохраняется введенное во времена наполеоновской кодификации гибкое разделение законов применительно к двум отраслям права - гражданскому и торговому праву. При этом решающую роль в таком разделении играет понятие торговой сделки - все связанное с такими сделками признается предметом регулирования Торговым кодексом и соответствующими актами.

Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК) по-прежнему занимает центральное место в системе кодексов. В небольшом вводном титуле изложены правила действия гражданских законов во времени и пространстве, распространяемые не только на ФГК, но и на иные французские законы.

ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям особенно в ХХ в., в ходе которых из него нередко изымались целые разделы либо включались дополнительные главы, заново регламентирующие крупные правовые институты, не говоря уже об исправлениях текста, коснувшихся большинства статей кодекса.

Для государственного развития Франции периода новейшего времени характерно усиление исполнительно-президентской ветви власти, при сохранении некоторых форм парламентского контроля. Сильная президентская власть и отлаженный механизм парламентского контроля за его деятельностью позволяет отнести Францию к государствам со смешанной формой правления - полупрезидентской республики. Стабильность развития государства обеспечивает сложившаяся устойчивая правовая система. Конституции 1940 и 1958 гг. лишь определили и перераспределили основы взаимодействия и компетенций различных ветвей власти, в то время как с начала XIX века, хотя и с изменениями, продолжают во многом действовать наполеоновские кодексы (гражданский, торговый, уголовный). Сложившаяся судебная система позволяет государству гарантировать гражданам реализацию их основных прав и свобод и служит основой стабильного развития общественных отношений.

Государственный строй

 

Франция — суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2)[8]. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. Конституция Французской республики несколько раз пересматривалась по следующим статьям:

выборы Президента на основе всеобщего прямого голосования (1962 г.),

введение нового раздела Конституции об уголовной ответственности членов правительства (1993 г.),

введение единой сессии парламента и расширение компетенций референдума (1995 г.),

принятие временных мер в отношении статуса Новой Каледонии (1998 г.),

создание Экономического и Валютного Союза, равноправный доступ мужчин и женщин к выборным мандатам и выборным функциям, признание юридического права Международного Уголовного Суда (1999 г.),

уменьшение срока президентского мандата (2000 г.),

реформа об уголовной ответственности главы государства, закрепление Конституцией отмены смертной казни, реформа об автономии Новой Каледонии (2007 г.),

реформа об обновлении государственного устройства и установления равновесия распределения властей (2008 г.).

 

Существует во Франции и Конституционный совет, который состоит из 9 членов и осуществляет контроль за правильностью проведения выборов и конституционностью законов, вносящих изменения в Конституцию, а также законов, переданных ему на рассмотрение.

 

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 — заморские территории, 5 — территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года — на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину[9]. Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года

Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.01 с.)