Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»



(с элементами драматизации)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение строить сложнопод­чиненные предложения;

- активизировать словарь по теме;

- развивать у детей творческие способности и артистизм;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей правила хорошего тона.
Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и журавль», маски журавля и лисы, посу­да.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов К.И. Чуковского «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», братьев Гримм «Горшок каши». Игра «Назови правильно» (клас­сификация посуды — кухонная, столовая, чайная и т.д.).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Назови предмет»

Логопед называет обобщающее понятие, а ребе­нок — предметы, входящие в это понятие.

- Столовая посуда — супница, ложки, тарелки...

- Кухонная посуда — чайник, сковорода...

- Кофейная посуда — кофейник, кофейные чашечки, блюдца...

- Чайная посуда — чашки, блюдца, заварочный чайник...

2. Объявление темы.

Логопед: Если вы ждете гостей, то как готовитесь к их приходу? (Ответы детей.)

3. Игра «Накрой стол к чаю».

Детям предлагается различная посуда, стол, ска­терть. Но дети должны выбрать лишь чайную посуду. Логопед накрывает стол скатертью, а дети ставят на него посуду и говорят: «Я поставлю на стол сахар­ницу, потому что это чайная посуда» и т.д.

4. Чтение сказки с последующим обсуждением.
Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга

Лиса и Журавль в русской народной сказке. Логопед читает текст сказки, а затем задает детям вопросы по содержанию.

- Как встретила Лиса Журавля?

- Почему Журавль не смог съесть угощение?

- А как поступила Лиса?

- Как Журавль встречал гостью?

- Смогла ли она поесть вдоволь?

- Что значат слова «Как аукнулось, так и отклик­нулось»?

- Почему перестали дружить Лиса и Журавль?

5. Физкультминутка «Сип».
Выполнение движений по тексту.

Правой рукою чищу картошку.

Мелко нарежу лук и морковку.

В горсть соберу, накрошу очень ловко.

Теплой водой горстку риса помою.

Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукой возьму поварешку.

Перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою.

Плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит.

Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

(И. Лопухина)

6. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

После прочтения дети выбирают Лису, Журавля и автора.

7. Пересказ сказки.

Для пересказа используются маски лисы и журавля, которые дети надевают на голову.

Когда закончит пересказывать первая тройка, дети выбирают следующих рассказчиков.

8. Итог занятия.

- О ком эта сказка?

- Правильно встретила Лиса Журавля?

- Почему не получилось дружбы у Лисы и Журав­ля?

 

Занятие 15.

Пересказ рассказа

Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;

коррекционно-развивающие:

- развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;

- закреплять у детей знания о животных жарких стран;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.

Оборудование: текст рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»; предметные картин­ки с изображениями обезьяны, бегемота, льва, зебры, верблюда, жирафа, слона (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение рассказов Б.С. Житкова «Про слона», Д.Р. Киплинга (рассказы из «Книги джунглей»). Игры: «Назови ласково», «Сосчитай».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Добавь словечко»

- В жарких странах живут ловкие, хвостатые... (обезьяны).

- В жарких странах живут большие, толстоногие... (бегемоты).

- В жарких странах живут сильные, гривастые... (львы).

- В жарких странах живут пугливые, быстрые, полосатые... (зебры).

- В жарких странах живут горбатые, длинноно­гие... (верблюды).

- В жарких странах живут пятнистые, длинношеие... (жирафы).

- В жарких странах живут огромные, сильные... (слоны).

2. Объявление темы.

Логопед выставляет предметные картинки с изображениями названных животных и спрашивает у детей, какие из этих животных могут быть домаш­ними. (Верблюды, обезьяны, слоны.) Логопед гово­рит детям, что сегодня они узнают историю о том, как слон спас своего хозяина. Эту историю написал Б.С. Житков.

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Объяснение слов: индус (человек, который живет в Индии), ударить оземь (с силой кинуть на землю).

- О ком говорилось в этом рассказе?

- Куда и зачем отправился хозяин со слоном?

- Почему слон перестал слушаться хозяина?

- Как поступил хозяин со слоном?

- Кто появился из-за кустов?

- Что хотел сделать тигр?

- Как слон защитил себя и своего хозяина?

- Почему хозяин стал раскаиваться в своем пос­тупке?

- Как нужно относиться к животным, которые живут рядом с нами?

4. Физкультминутка «Жираф».

По ходу стихотворения дети выполняют соот­ветствующие движения.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак)

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

6. Пересказ рассказа детьми.

После повторного чтения логопед предлагает детям рассказывать так: сначала расскажите, куда отправился хозяин со слоном, затем, кто напал на них, и закончите тем, как слон спас хозяина. Логопед: «Скажите, о чем вы будете рассказывать вначале, как продолжите и чем закончите свой рас­сказ». (При ответе на вопрос дети закрепляют план построения своего высказывания.)

7. Итог занятия.

- О чем говорилось в рассказе?

- Как вы относитесь к своим домашним питом­цам?

Занятие 16.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

Цели:

коррекционно-образовательные:

- обучать детей понимать содержание картины;

- учить детей связно и последовательно описы­вать изображенные события;

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;

- учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

- активизировать словарный запас;
коррекционно-воспитательная:

- воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Оборудование: сюжетная картина «Семья» (рис. 16).

Предварительная работа: рассматривание карти­ны «Семья» и беседа по ней; чтение художест­венных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.

- Мама (какая?) — умная, добрая, заботливая и т.д.

- Мама (что делает?) — заботится, готовит, помо­гает и т.д.

- Папа (какой?) -...

- Папа (что делает?) —...

2. Объявление темы.

У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегод­ня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.

3. Беседа по сюжетной картине.

- Кто изображен на картине?

- Как можно назвать эту картину?

- Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

- Назовите всех членов семьи.

- Чем они занимались до того, как собрались вместе.

- Чем заняты сейчас?

- Какая это семья? [Дружная, большая, веселая и т.д.)

- Какое настроение у взрослых и детей?

4. Составление рассказа.

Логопед просит детей еще раз внимательно рас­смотреть картину. Затем обращается к ним с воп­росом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подхо­дящий. Затем логопед предлагает детям начать рас­сказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.

Заслушивается один рассказ.

5. Физкультминутка.

Брату впору башмаки. Не малы, не велики. Дети топают ногами.
Мальчик с толком, С расстановкой, Занимается обновкой. Ноги на ширине плеч.
То погладит башмаки, Наклон к правой ноге.
То потянет за шнурки. Наклон к левой ноге.
Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! 3. Александрова Энергично шагают на месте.

6. Рассказы детей.

Дети выбирают следующих рассказчиков и про­должают составлять рассказ.

Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.

Семья

Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.

После коллективного рассказывания 1—2 детей логопед просит составить рассказ самостоятельно.

7. Итог занятия.

- Назовите всех членов семьи, о которой состав­ляли рассказ.

- Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это семья?

8. Домашнее задание.

Нарисовать картину «Я и моя семья».

 

Занятие 17.

Пересказ сказки «Две косы»

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;

коррекционно-развивающие:

- активизировать словарь по теме;
коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей трудолюбие и чувство гор­дости за свой труд.

Оборудование: текст сказки «Две косы» (в обра­ботке К. Нефедовой), предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы», которая пролежала в сарае (ржавой).

Предварительная работа: чтение текстов А. Шиба­ева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержа­нию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопас­ности при работе с разными инструментами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы?

- Косарю нужна — коса.

- Дворнику — метла.

- Повару — поварешка.

- Лесорубу -...

- Почтальону —...

- Портнихе —...

- Парикмахеру —...и т.д.

2. Объявление темы.

Выставляются предметные картинки: две косы. Чем они отличаются? (Ответы детей.) Сегодня из сказки «Две косы» мы узнаем, почему эти две косы такие разные.

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Объяснение малопонятных слов и выражений: сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.

- Что такое коса? Для чего нужна коса?

- Как выглядели косы в рассказе?

- Чем они похожи, а чем отличаются?

- Почему одну косу можно назвать труженицей?

- А почему вторую — бездельницей?

- Какую косу для работы вы бы себе выбрали?

- Можно ли так сказать о людях: человек-труже­ник, человек-бездельник?

- Кого больше уважают?

4. Физкультминутка «Плотник».

Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Дети парами «пилят» пилой.
Это плотник делает, Рамы и полы. Руками рисуют квадрат.
Топором, рубанком, Выстругивает планки. Изображают работу топором, затем рубанком.
Сделал подоконники Без сучка-задоринки. С. Баруздин Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

6. Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

- Почему две косы выглядели по-разному?

- Объясните: о каком человека говорят «труже­ник», а о каком бездельник»!

 

Занятие 18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.048 с.)