Таким образом, это стихотворение Анны Ахматовой о сложных взаимоотношениях людей, о месте женщины-поэта в мире, о таинствах процесса творчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, это стихотворение Анны Ахматовой о сложных взаимоотношениях людей, о месте женщины-поэта в мире, о таинствах процесса творчества.



Опыт интерпретации стихотворения Н. А. Заболоцкого "Гроза".

1 Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
2 Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
3 Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
4 Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

5 Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
6 Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
7 Эту молнию мысли и медлительное появленье
8 Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

9 Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
10 И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
11 Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
12 Увидавшие небо стада.

13 А она над водой, над просторами круга земного,
14 Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
15 И, играя громами, в белом облаке катится слово,
16 И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу стихотворения?
  2. Почему стихотворение называется "Гроза"? Какой дополнительный смысл приобретает это слово в контексте стихотворения?
  3. Найдите художественные образы, интегрирующие человека и природу. Какова их художественная функция? Как вы понимаете эти метафорические выражения?
  4. Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей? Как они взаимосвязаны? Какими цветами, звуками наполнена каждая часть?
  5. Почему третья строфа текста начинается с местоимения "так"? Как с его помощью соотносятся части текста?
  6. Выявите пространственные отношения в стихотворении. Определите направление движения в пространстве в первой и во второй частях. Каково оно в последнем стихе?
  7. Зачем в стихотворении такая длинная строка? Что это дает? Почему двенадцатый стих короче всех остальных?
  8. Почему поэт считает первые грома - словами на родном языке? О каком языке идет речь?
  9. Почему после грозы в белом облаке катится слово? Каков аллегорический смысл грозы?
  10. О чем это стихотворение? Как анализ структуры текста помогает понять его смысл?

Почему "в белом облаке катится"... слово? Эта строка стихотворения Заболоцкого наводит на размышления, что в названии стихотворения - не только обозначение определенного явления природы.

Гроза как явление природы созвучна творческому процессу. В природе гроза не возникает внезапно. Есть как бы период "предгрозья", тревожного ожидания, когда темнеет небо и поднимается ветер. Громы и молнии - это уже результат взаимодействия природных сил, следствием которого становится обновленная, как бы заново рожденная земля. В процессе творчества слова тоже не рождаются внезапно. Вначале - муки, темнота, а затем в "сумраке восторга" вспыхивает "молния мысли", и появляются первые грома - первые слова "на родном языке". Поэтому в контексте стихотворения слово "гроза" - не только обозначение природного явления, но и метафора процесса творчества. Процесс рождения грозы аналогичен процессу творчества. И в природе, и в душе творца все развивается и изменяется. Поэтому не остается неизменным и настроение лирического героя. Вначале - тревога, напряжение, даже страх - что же будет?

А затем - взрыв восторга, радости, счастья, сияния. Ведь родилось не просто слово - родилась красота!

Лирический герой Заболоцкого ощущал себя частичкой Великой Природы, верил, что человек не умирает, а после смерти только переходит в другие материальные формы (таковы стихотворения "Метаморфозы", "Завещание", "Прощание с друзьями" и другие). С этим связано происхождение образных метафор, интегрирующих человека и природу: зарница, содрогающаяся от мук, сумрак восторга, ночь вдохновенья, молния мысли. Природа, по Заболоцкому, не противопоставлена человеку. Он как бы растворен в ней. В лирике Заболоцкого человек наделен высшим даром природы - словом. Оно, как и человек, становится частью природы. Поэтому сложное метафорическое сравнение "первых дальних громов - первых слов на родном языке" соединяет в себе и мир природы, говорящий на языке громов, и мир творчества, который, подобно грозе, рождает слова. Ведь родной язык для любого живого существа, в том числе и для человека - это язык природы.

Стихотворение "Гроза" условно можно разделить на две части: Первая - вторая строфы и третья - четвертая строфы. В первой части создается образ чувства человека, охваченного муками творчества. Подобно грозе, творческий процесс завершается рождением слова.

Вторая часть стихотворения - это развернутое сравнение к первой. Поэтому наличие местоимения "так" здесь не случайно. Художественное пространство текста поднимается на новый уровень: в процессе творчества не просто возникает слово, а рождается красота, подобная Афродите, появившейся на свет из морской пены.

Самая динамичная строфа - первая. В ней много глагольной лексики, что подчеркивает смятение души человека, томящегося муками творчества. Сам же процесс рождения слова - это мгновение. Все замерло и готово увидеть чудо, красоту, гармонию. Вспыхнула молния мысли - и слово появилось на свет. Поэтому во второй строфе только один глагол - но какой! - "люблю".

Процесс ожидания красоты темен, неясен, результат его непредсказуем. Поэтому первая - вторая строфы "окрашены" в темные тона. Они "первичны", "первородны", ведь вначале была тьма. В них тень от тучи, облачный вал, сумрак, ночь, холод на темной руке. А во второй части текста как бы вспыхивает свет: появляется светлоокая дева "в дивном блеске своей наготы", даже стада становятся способными видеть небо, пораженные внезапной красотой. Кульминация этого процесса в двух последних стихах.

Уже не темный вал шевелится в небе, а в белом облаке катится слово, готовое пролиться на землю сияющим дождем. Слово это рождено человеком, в душе которого прогремел грозовой раскат. Слово рождено самой природой, наделенной Высшим Разумом.

Интересны пространственные отношения в структуре текста. Действие рождается на небесах, "над миром", где пролетела зарница. Затем спускается ниже, к тучам, к облачному валу, фиксируется на уровне птицы, пролетевшей над головой. Вместе с лирическим героем мы ощущаем "вещий холод на темной руке", то есть близко, совсем рядом. Рука еще темна, ей неведом результат творчества, но холод-то вещий, он предвосхищает, предзнаменует рождение красоты.

Движение в художественном пространстве первой - второй строф идет как бы сверху вниз, остановившись на уровне "темной воды".

А в третьей - четвертой строфах движение чувства снова устремляется вверх. Светлоокая дева поднимается "над просторами круга земного", горизонт становится все шире. От внезапно возникшего света, красоты "травы падают в обморок", и даже стада становятся способны увидеть небо. И вновь мгновенье остановилось. Природа замерла, пораженная красотой. Мы становимся свидетелями своеобразной "немой сцены". Не оттого ли двенадцатый стих текста короче всех остальных, а пробел в полстроки только подтверждает, что все замерло в восхищении!

А движение в пространстве стремится еще выше. В верхнюю точку, где в белом облаке катится рожденное слово. Чувство, возникнув над миром, прошло через душу человека, опустилось на землю, к темной воде, вспыхнуло молнией мысли и опять унеслось ввысь, чтобы, обернувшись словом, вернуться на землю сияющим дождем, льющимся на счастливые цветы.

В стихотворении "Гроза" не случайно такой длинный стих - пяти-шестистопный анапест. Протяженность стиха делает его более весомым, тяжелым, подчеркивает торжественность, величие процесса творчества. Лирический герой стихотворения охвачен восторгом, рожденным возможностью жить и творить. Это созвучно настроениям Николая Заболоцкого, для которого в это время закончился период лагерей. Таким образом, анализ текстовых элементов помогает нам уяснить главную мысль стихотворения, возвысить свое понимание до постижения авторского замысла.

Уроки-презентации

Для учителя, работающего в старших классах, определенную сложность представляют уроки по современной поэзии. Учитывая насыщенность программы, учитель должен в короткое время познакомить школьников с новым для них поэтом. Конечно, можно дать этот материал лекционно, но комбинированный урок-презентация позволяет максимально активизировать деятельность учащихся, которые в совместной работе с учителем и одноклассниками идут не только путем знакомства с творчеством нового поэта, но и совершенствуют умения анализа текста, развивают навык монологической речи, которые так пригодятся на экзаменах по литературе.

Мы назвали свой урок "Штрихи к портрету Юрия Левитанского". Он может быть органично вписан в систему уроков по современной поэзии в старших классах.

Имя Юрия Левитанского скорее всего неизвестно современным школьникам, но они явно слышали песни на его стихи, написанные композиторами-бардами. Поэтому начать урок можно с прослушивания или исполнения одной из самых известных песен на стихи Левитанского "Диалог у новогодней елки". В ней - поэтическое и жизненное кредо поэта:

Что же из этого следует? - Следует жить!

Вопросы на выявление восприятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.008 с.)