Крупные одночастные жанры в фортепианном творчестве романтиков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крупные одночастные жанры в фортепианном творчестве романтиков.



Создателем жанра инструментальной баллады признан польский композитор Ф. Шопен. Позже в этом жанре писали Лист, Брамс, Григ и другие композиторы, но шопеновские творения остались непревзойдённым образцом. Выступают особые темы повествовательного склада, где речевая интонационность передаёт неспешное и задумчивое течение рассказа. Повествовательные темы, неоднократно возвращаясь или замыкая композицию, создают психологическую установку; под воздействием которой последующие события воспринимаются сквозь даль времён. В своих балладах Шопен свободно и органично объединяет черты различных форм и жанров, характерных для них особенностей. Такой подход характерен для т. н. "поэмных" жанров романтической музыки: рапсодии, баллады, фантазии, симфонической поэмы. Все они получили особенно широкое распространение в 19 веке. Фортепианные баллады – это новый жанр эпохи романтизма, унаследовавший типичные черты литературной баллады. У Шопена четыре баллады. Иногда баллады Шопена связывают с сюжетами баллад Мицкевича. Шопен – создатель жанра фортепианной баллады. Этот жанр впоследствии продолжили Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс и другие композиторы.

Общие черты баллад Шопена:1) одночастная композиция с опорой на сонатную форму;2) соединение эпического, драматического и лирического начала;3) в балладах №1, №2 и №4 – трагический конец.

Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии. В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная (свободная) форма с чертами внутренней цикличности.

Лист, венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. написаны его первые фортепьянные сочинения - 12 этюдов, "Бравурное аллегро", "Бравурное рондо" и др. Лист композитор-новатор. Музыка Листа отличается особой патетикой, приподнятостью, ораторским пафосом, т.к. он всегда пытался воздействовать на большую массу людей.

Венгерские рапсодии. Вих основе лежит фольклорный источник. Лист разрабатывал их в течении нескольких десятилетий. В них ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Под рапсодией Лист подразумевал виртуозные произведения в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы. Форма основана на контрастном сопоставлении 2-х разделов: медленного (более импровизационного склада) и быстрого (вариационного). Лист часто использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и богатство скрипичной мелизматики. Использовал цыганскую гамму, повторяющиеся квартовые попевк, пунктиры, кадансы, синкопы, орнаментальное варьирование темы (украшения, опевания и др.)

Четыре баллады ор. 10 замыкают первый период форте­пианного творчества Брамса. Следующее десятилетие посвящено преиму­щественно вариационным циклам. С 1853 по 1863 год Брамс создал шесть таких циклов.

В разработке этой формы Брамс следует заветам старых ма­стеров: во всем цикле выдерживается одна тональность (одно­именный мажор и минор), неизменным остается и рисунок басовой партии, зато свободным изменениям подвергаются мелодия, гар­мония, ритм. Однако последованию вариаций придана целеустрем­ленность развития.Брамс указывал, что после Шумана возник новый тип цикла, основанный не на формальном варьировании темы. Он не смог найти точного определения для этого типа и назвал его фантазиовариацией.

В первом из названных фортепианных циклов светлые, радост­ные вариации, выдержанные в духе генделевской темы, сменяются элегическими минорными, героически фанфарные — скерцозными, лирические — танцевальными. Но неуклонно подготавливается кульминация — мощная фуга, утверждающая чувство нерушимого оптимизма, Таким содержанием в целом проникнут весь цикл; он принадлежит к числу тех произведений, в которых запечатлены эпические черты творчества Брамса.

К наиболее вдохновенным и монументальным произведениям Шумана относится его до - мажорная «Фантазия». От первого до последнего звука она проникнута страстным романтическим па­фосом. Будучи одним из самых виртуозных произведений Шумана. Рапсодийные образы произведения воплощены в свободной форме. Данные сочинения Ш. имеют черты контрастной цикличности – 3-х частность. В основе 2-ой части лежит контрастная рондообразность.

Среди одночастных ф-пианных пьес Шуберта выделяется фантазия «Скиталец»C-dur, отличающаяся виртуозным обликом и грандиозностью формы. В качестве центрального эпизода использована тема песни «Скиталец». Фантазия насыщена многообразным тематическим материалом. В ее одночастной форме сочетаются черты сонатности и вариационности, а так же красочные гармонические элементы.

 

Становление и развитие немецкой романтической оперы

В 20-е годы 19-го века утверждается полноценная школа. Опера претерпевает стремительный взлет. С конца 50-х годов европейская опера ведет борьбу с вагнеровскими идеями. Эстетику в обществе пропагандируют Шеленг, Шопенгауэр. Прослеживается связь между литературой, философией и музыкой.

Опера – жанр идеально соответствующий новым романтическим принципам. «Опера выражает дух нации» - Шеленг. До 19-го века опера развивается медленно (Гамбургская школа не создала значимых образцов. Моцарт тоже не сумел воплотить новаторские идеи. Причина в отсутствии государственного единства, раздробленности, феодальных пережитках, слабой экономике. А жанр оперы требует больших затрат.

Начиная с 19-го века разворачивается демократическое движение, возникает интерес к национальным традициям и мысль о создании нац. оперы. Начинатели – Гофман («Ундина»), Шпор («Фауст»). Им присущи нов. настроения, чувства, но в целом они еще базируются на классике. Именно Вебер создает нац. оперу: сказочно-бытовой сюжет («Волшебный стрелок»), рыцарские, исторические, восточные мотивы. Последователи будут развивать именно эти направления.

Истоки лежат в немецко-австрийском зингшпиле (игра с музыкой). Опора на бытовую песенность, танцевальность. Развивается и особо трактуется достижения французской и итальянской школ.

Периоды:

1. 1800 – 1815 год. Накопление худ. принципов, экспериментов. Господствуют зингпили Мюллера, Шпора, Вебера («Сильвана») Попытки создать героическую оперу делает Мейербер. В этом жанре так же работает Шуберт. Но особых достижений в этот период не произошло.

2. 1816 – До начала 40-х годов. Период становления. Написаны оперы «Ундина», «Фауст». В 20-е годы появляются оперы Вебера.

30-е годы – годы затишья. Развитие антиромантических настроений. Возникает литературное объединение «Молодая Германия». Оратория отодвигает оперу на 2-ой план. Благодаря Лорцнгу и Маршнеру опера удерживается: «Ганс Гейллинг», «Царь-плотник», «Два стрелка». В целом же в этот период опера не привлекает особого внимания

Начиная с 40-х годов происходит решительный сдвиг. Возникает интерес к истории романтической оперы: Шпор «Крестоносцы», Вагнер – «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий Голландец».

3. Вторая половина 19-го века. Развиваются новые принципы. Утверждается концепция музыкальных взглядов.

 

Карл Мария фон Вебер

Вебер — выдающийся немецкий композитор-романтик, создатель на­циональной оперы. Вебер был ак­тивным борцом за немецкое искусство. Его творческое наследие вклю­чает сонаты, концерты, симфонии, кантаты, пьесы для фортепиано, ка­мерные ансамбли, песни, но ведущая роль принадлежит опере. Твор­чество Вебера во многом определило дальнейшие судьбы немецкого музыкального театра. Произведения композитора связаны с поэтичес­ким миром легенд, преданий, сказок. Большое место в них уделено изоб­ражению фантастических картин, народного быта, природы. Особенно выразителен оркестр, звучание ко­торого отличается виртуозным блеском, тонкостью, разнообразием красок.

Вебер возглавлял оперный театр в Праге, а послед­ние 10 лет жизни провел в Дрездене, где руководил созданным им первым в Германии национальным оперным театром (до того в стране господство­вала итальянская опера). Здесь он написал три произведения, открывшие период романтизма на немецкой музыкальной сцене: «Вольный стрелок» (1820), «Эврианта» (1823), «Оберон» (1826).

«Эврианта»-первая нем. опера на легендарно-рыцарский сюжет оказало значительное влияние на развитие этого жанра. От ее увертюры берут начало увертюры Вагнера. Даже преобладание психологической выразительности над действием и мистический колорит стали характерными признаками романтической оперы.

Музыка оперы «Оберон» словно проникнута волшебным светом: картины природы переданы тончайшими красками оркестра. С особой виртуозностью и выразительностью использованы валторна и деревянные духовые.

«Вольный стрелок» - был крепко связан с прогрессивными традициями как отечественного, так и зарубежного муз. театра:

- Общность с зингшпилем Моцарта (четкая ясная композиция и портретно-психологическая характеристика образов)

- Связь с произведениями Керубини и др. современных франц. ком-ров. (Жанровые крестьянские сцены, картины природы, использование арий-сцен.)

- Связь драматургии Гофмана и Шпора (лейтмотивная техника, красочная инструментовка).

Но В. первому удалось воплотить в опере современные лит- поэтические образы через переплетение народно-фантастических образов с реалистичными бытовыми картинами, изменчивость внутреннего состояния героев, правдивую передачу нац. колорита и опоэтизирование картин природы.

Ясно вырисовываются 3 драматургич. плана.

В немецком фольклоре господствует образ леса. В опере присутствует

столкновение лесной идиллии и мрачной фантастики.

Народ показан средствами интонаций охотничьего фольклора и типичными хоровыми, танцевальными, песенными формами.

«Роговые» интонации носители образа народной жизни. (звучание валторн станет в дальнейшем лейттембром лесной романтики.

Используются лаконичные формы, заимствованные из нар. музыки: застольные песни Каспара, ариетта Анхен, хор охотников и др.

Хоровой стиль близок немецким бытовым ансамблям. Используются простейшие аккордовые приемы многоголосия.

Оркестровка живописно характеризует каждое событие (мерцание огоньков, лай собак и др.)

3-я линия – раскрытие психологии главн. героев в развернутых ариях с быстро меняющимися настроениями, поэзией таинственной природы, двойственностью образов.

Лейттембры: Агата – кларнет и его тема, Самьель – лейттема, лейттональность (с-moll.), лейттембр – флейта в нижнем регистре. Охотники – роговая интонация валторны. Музыка перемежается с разговорными сценами – черты зингшпиля.

Увертюра отражает не только образную идею произведения, но и основные муз. образы.

18 Рихард Вагнер

1813—1883

Вагнер — крупнейший композитор второй половины XIX в. — завер­шил развитие немецкой романтической оперы и внес значительный вклад в историю мирового музыкального искусства. Центральное место в на­следии Вагнера занимают оперы (всего 13), в которых запечатлен наци­ональный склад характера, воссозданы легенды и предания немецкого народа, величавые картины природы.Вагнер был гениальным композитором и одаренным драматургом — ав­тором либретто всех своих опер, выдающимся дирижером — одним из основоположников современного дирижерского искусства и ярким пуб­лицистом.

Успех пришел с оперой «Риенци». Творческая индивидуальность Вагнера ярко раскрылась в операх 40-х гг., законченных в Дрездене, где после многолетних скитаний композитор получил место дирижера оперного театра. В «Летучем голландце» (1841), «Тангейзере» (1845) с большим мастерством воплощены сюжетыи об­разы народных легенд и сказаний. Оперы создавались в атмосфере об-щестненного подьема, приведшего к революции 1848—1849 гг. После подавления дрезденского восстания он был вынужден покинуть родину. Композитор переехал в Швейцарию, где продолжал работу над произведе­нием, которому отдал в общей сложности четверть своей жизни — над тетралогией «Кольцо нибелунга», состоящей из четырех опер: «Зо­лото Рейна» (1852—1854), «Валькирия» (1852—1856), «Зигфрид» (1851—1871), «Гибель богов» (1848—1874). Одновременно создава­лись другие оперы, явившиеся, наряду с тетралогией, наиболее зрелы­ми творениями Вагнера: скорбная поэма о любви и смерти «Тристан и Изольда» (1859) и солнечная, насыщенная оптимизмом «Нюрнберг­ские мейстерзингеры» (1867). В 1864 г. в личной судьбе Вагнера про­изошел крутой перелом: покровительство короля Людвига Баварского дало ему возможность осуществить свои художественные планы. Ряд вагнеровских опер был поставлен в Мюнхене, а в 1872 г. состоялась закладка специального вагнеровского театра в баварском городке Байрёйте. Открытие Байрёйтских торжеств (1876), на которых впер­вые полностью прозвучало «Кольцо нибелунга», явилось вершиной славы Вагнера. На следующем Байрёйтском фестивале (1882) была поставлена его последняя опера «Парсифаль».

Операм Вагнера характерно усиление психологического начала, стремление к правдивой передаче процессов душевной. Вагнер пронизывал свои оперы единством драматического выражения. Этого же добивались, каждый по-своему, лучшие представители оперного искусства XIX века — русские классики, Верди, Бизе, Сметана. Но Вагнер, продолжая то, что наметил его непосредственный предшественник в немец­кой музыке Вебер, наиболее последовательно разрабатывал принцыпы сквозного развития в музыкально – драматургическом жанре. Отдельные оперные эпизоды, сцены, даже картины он сливал воедино в свободно развивающемся действии. Вагнер обогатил средства оперной выразительности формами монолога, диалога, крупными симфоническими построениями, но уделяя все большее внимание изображению внутреннего мира героев за счет обрисовки внешне сценических, действенных моментов, он привнес в свою музыку черты психологической усложненности, что разрушало форму. Все это обостряло про­тиворечивость вагнеровской драматургии. Одним из важных средств ее выразительности является лейт мотивная система. Не Вагнер изобрел ее, но Вагнер отличается от своих предшественников и современников более широким, более последо­вательным использованием данной системы. Любая зрелая опера Вагнера содержит двадцать пять — три­дцать лейтмотивов, пронизывающих ткань партитуры. Сочине­ние оперы он начинал с выработки музыкального тематизма. Так, например, в первых эскизах «Кольца нибелунга» запечатлен траурный марш из «Гибели богов», в котором содер­жится комплекс важнейших героических тем тетралогии. Творческая фантазия Вагнера неисчерпаема в изобретении замечательных по красоте и пластичности тем, в которых отра­жены и обобщены многие существенные явления жизни. В операх 40-х годов мелодий протяженны: в ведущих темах-образах обрисовываются разные грани явлений. Так наряду с темами-образами возникают темы – символы. Вагнер сближает разные темы и мотивы путем еле за­метных изменений, сопоставлений или сочетаний их в одновре­менности. Драматургический метод Вагнера, его принципы симфонизации оперной партитуры оказали несомненное влияние на искус­ство последующего времени.

 

Оперная реформа Вагнера.

Вагнер вошел в историю, как реформатор оперного жанра. Он оказал мощное воздействие на драматургию, сделал открытия в области ладогармонического и оркестрового мышления. Сферы деятельности Вагнера: драматург, историк, теоретик, комп-тор и др => возникают противоречия между теорией и творчеством. Эволюция наиболее полно раскрывается в композиторском творчестве. Политические взгляды Вагнера были весьма неустойчивы и утопичны (убежденность в невозможном)

Замысел реформы возник в 1834 году. Основная идея- народ, как подлинный создатель искусства. Написаны работы: «Произведения искусства будущего», «Опера и драма» и др. Основная задача искусства по Вагнеру – выражать суть мира, природы, человека. Это требует универсализма творчества. Муз. драма должна стать символом жизни.

Основные положения.

1. Миф – основа сюжета оперы. Человек представлен в своей сущности. Если композитор не может найти нужный миф, то он должен его создать. Важна актуальность

2. Синтез искусств. Сами по себе искусства не совершенны. Лишь в совокупности способны решить стоящие перед композитором проблемы: музыка – женское начало, поэзия – мужское, а вместе они образуют муз. драму.

3. Слово и мелодия – занимают центральное положение (рациональное и эмоциональное). Изначально была мелодия,из нее кристаллизовалось слово.В современ. искусстве слово должно порождать мелодию.

4. Единая совершенная худож. форма. Опера всегда 3-хактна,но идеал Вагнера – непрерывность, бесконечность мелодии. Он нашел это в системе лейтмотивов.

5. Оперные формы. Отказ от традиций симметрии и законченных номеров. Дуэты превращаются в диалоги.

.

В своей реформе оперного жанра Вагнер исходил из главенства драмы, преодолевая деление актов на тра­диционные замкнутые номера, заменяя виртуозные арии декламацион­ными монологами и рассказами. Он необычайно усилил роль оркестра, обогатил его новыми инструментами, разработал своеобразную систе­му лейтмотивов, образующих всю музыкальную ткань его зрелых опер.

 

 

Тристан и Изольда»

Легенда о Тристане и Изольде — кельтского происхождения. Она пришла, вероятно, из Ирландии и пользовалась широчайшей популярностью во всех странах средневековой Европы, распространившись во множестве вариантов. На протяжении веков она обрастала различными поэтическими подробностями, но смысл оставался прежним: любовь сильнее смерти. Вагнер же истолковывал эту легенду иначе: он создал поэму о мучительной всепоглощающей страсти. В соответствии с замыслом композитора опера отмечена единством драматического выражения, огромным напряжением, трагическим накалом чувств.

Вагнер очень любил «Тристана», считал его своим лучшим сочинением. Создание оперы связано с одним из наиболее романтических эпизодов биографии композитора — с его страстью к Матильде Везендонк, жене друга и покровителя, которая, несмотря на горячую любовь к Вагнеру, сумела подчинить свое чувство долгу перед мужем и семьей. Вагнер называл «Тристана» памятником глубочайшей неразделенной любви. Автобиографичность этой оперы помогает понять необычную трактовку композитором литературного источника.

С легендой о Тристане и Изольде Вагнер познакомился еще в 40-х годах, замысел оперы возник осенью 1854 года, заставив его прервать работу над тетралогией «Кольцо нибелунга». Текст был написан за три недели; в октябре начато сочинение музыки. Работа велась с большими перерывами, опера была завершена в 1859 году. Премьера состоялась 10 июня 1865 года в Мюнхене.

МУЗЫКА

 

«Тристан и Изольда» — самая своеобразная из вагнеровских опер. В ней мало внешнего действия, сценического движения — все внимание сосредоточено на переживаниях двух героев, на показе оттенков их мучительной, трагической страсти. Музыка, полная чувственного томления, течет безостановочным потоком, не расчленяясь на отдельные эпизоды. Она отмечена напряжением чувств, углубленностью психологизма. Чрезвычайно велика психологическая роль оркестра: для раскрытия душевных переживаний героев он не менее важен, чем вокальная партия.

Настроение всей оперы определяется оркестровым вступлением; здесь непрерывно сменяют друг друга краткие мотивы, то скорбные, то восторженные, всегда напряженные, страстные, нигде не дающие успокоения.

С самого вступления создается ощущение крайней напряженности чувств (широкий доминантовый предыкт). Ощущение непрерывности создается отсутствием разрешения в тонику и обилием эллипсисов. Вагнер обнаружил не только новые худ. средства для передачи сложных психологических оттенков душевн. переживаний, но и далее развил методы симфонизации оперы, которые способствовали созданию гибкой сквозной формы. Правдивым драматизмом покоряют лучшие отрывки оперы: оркестровое вступление и финальная сцена смерти Изольды. В музыке оперы любовь и смерть показаны как две нераздельные стороны одного явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.174 (0.039 с.)