Пропускная способность автомобильных дорог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропускная способность автомобильных дорог



 

Методика расчета пропускной способности автомобильных дорог в соответствии с Руководством по оценке пропускной способности автомобильных дорог, утвержденном Минавтодором РСФСР 24.08.1981, основана на использовании коэффициентов ее снижения.

Такой подход к учету влияния дорожных условий на пропускную способность является очень удобным в практической работе. Для определения пропускной способности Р используют результаты измерения скорости движения одиночных автомобилей и максимальной плотности транспортного потока:

 

Р = ω α υ св q max, (6.21)

 

где ω - коэффициент, учитывающий загрузку движением встречной полосы, при равномерном распределении ω = 1, при свободной встречной полосе движения (N < 100 авт./ч) ω = 1,3, при загруженной встречной полосе движения ω = 0,99; α - коэффициент, зависящий от дорожных условий, α = 0,18...0,23, обычно принимают α = 0,19; υ св - скорость движения одиночных автомобилей на рассматриваемом элементе дороги, км/ч; q max - максимальная плотность транспортного потока, авт./км.

Коэффициент снижения пропускной способности дороги определяют как отношение пропускной способности Р рассматриваемого элемента дороги к пропускной способности дороги с особо благоприятными условиями движения Р mах:

 

β = Р / Р mах. (6.22)

Максимальная пропускная способность Р mах соответствует следующим дорожным условиям и составу транспортного потока:

прямолинейный горизонтальный участок большой протяженности без пересечений;

ширина полосы движения 3,75 м; укрепленные обочины шириной 3 м;

сухое дорожное покрытие с высокой ровностью и шероховатостью;

транспортный поток состоит только из легковых автомобилей;

отсутствуют какие-либо препятствия на обочинах, вызывающие снижение скорости движения;

погодные условия благоприятные.

Пропускная способность в конкретных дорожных условиях, привед. авт./ч:

 

Р = В Р mах, (6.23)

 

где В - итоговый коэффициент снижения пропускной способности дороги.

При расчете рекомендуется исходить из следующих значений максимальной пропускной способности Р mах:

• двухполосные дороги - 2000 авт./ч (в оба направления);

• трехполосные дороги - 4000 авт./ч (в оба направления);

• дороги, имеющие четыре полосы движения и более: 1250 авт./ч для крайней правой, 1800 авт./ч для крайней левой, 1600 авт./ч для средних полос (на одной полосе).

Приведенные значения максимальной пропускной способности являются средними для указанных дорог.

В отдельных случаях на дорогах с двумя полосами движения была зафиксирована пропускная способность до 2800 авт./ч. Основной причиной снижения максимальной пропускной способности дороги является недостаточная протяженность участка с особо благоприятными условиями.

Итоговый коэффициент снижения пропускной способности:

при любом числе влияющих факторов

 

В = (0,5 + 0,037 b + 0,4513 S + 0,0046 R - 0,0053 p гр -

- 0,0038 i + 0,0007 с + 0,00118 υ огр) β 8... β 13, (6.24)

 

при числе влияющих факторов менее четырех

 

B = β1β2β13. (6.25)

 

где b - ширина полосы движения, м, b = 3...3,75 м; S - расстояние видимости, км,

S = 0,045...0,4 км, при S > 0,4 принимают 0,4513 S = 0,18052; R - радиус кривой в плане, км, R = 0,01...5 км; р гр - доля грузовых автомобилей в транспортном потоке, % (0...30 %); i - уклоны, , i - 0...60 ; с - расстояние до боковых препятствий, м, с = 0...10 м; υ oгp - ограничение скорости, км/ч, υ oгp = 20...90 км/ч; β1 - β13 - частные коэффициенты, отражающие влияние соответственно ширины полосы движения (β1), бокового препятствия (β2), количества грузовых автомобилей в транспортном потоке (β3), продольного уклона (β4), расстояния видимости (β5), радиуса кривых в плане (β6), скорости движения (β7), типа пересечения (β8), состояния обочин (β9), типа дорожного покрытия (β10), типа сооружений для обслуживания проезжающих (β11), вида разметки проезжей части (β12), вида дорожных знаков (β13).

Пропускная способность при фактическом количестве автомобилей

 

Р ф = P/(р 1 β' + р 2 β'' +... + рnβn), (6.26)

 

где р1, р2,..., рn - доля автомобилей отдельных типов в общем транспортном потоке; β', β'',..., βn - коэффициенты приведения разных типов автомобилей к легковым.

Согласно СНиП 3.06.03 - 85 значения коэффициентов приведения следующие:

для легковых автомобилей - 1;

для мотоциклов и мопедов - 0,5;

для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 4 т - 1,5; 5 т - 2; 8 т - 2,5; 14 т - 3,5; свыше 14 т -4,5;

для автопоездов грузоподъемностью до 6 т - 3; 12 т - 3,5; 20 т - 4; 30 т - 5; свыше 30 т - 6;

для автобусов - 3,5.

При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств коэффициенты приведения определяют интерполяцией.

Пропускная способность трехполосных автомобильных дорог может быть определена также по формуле

 

Р = 2,4 ααυαNυ св q max, (6.27)

 

где α - коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий на пропускную способность, α = 0,2; α υ - коэффициент, учитывающий влияние длины перегона между пересечениями и примыканиями на снижение скорости движения; α N - коэффициент, учитывающий влияние неравномерности распределения интенсивности движения по направлениям

на степень загруженности средней полосы трехполосной дороги; υ св - скорость свободного движения, км/ч; q max - максимальная плотность транспортного потока на одной полосе движения, авт./км.

Степень загруженности средней полосы трехполосных дорог зависит от неравномерности распределения интенсивности движения по направлениям, характеризуемой коэффициентом KN. Значение KN определяется как отношение интенсивности движения автомобилей преобладающего направления к интенсивности движения встречного потока автомобилей. При KN = 1 α N = 1, при KN ≥ 2 α N = 1,18.

Уровень загрузки дороги движением в часы пик не должен превышать предельно допустимых значений (табл. 6.5).


 

Таблица 6.5

 

Характеристика участков дороги Предельно допустимые значения уровня загрузки дороги движением
для нового проектирования для существующих дорог
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням 0,2 0,5
Внегородские магистрали 0,45 0,6
Въезды в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов 0,55 0,65
Автомобильные дороги II, III категорий 0,65 0,7
Автомобильные дороги IV категории 0,7 0,75

 

Пропускная способность полосы движения на мосту, расположенном на прямой в плане и при продольном уклоне менее 10 , может быть рассчитана по формуле

 

Р м = 420 + 43 Г - 2,285 L + 0,257 ГL, (6.28)

 

где Г - габарит моста, м, 7 < Г < 13м; L - длина моста, м, 100 < L < 300 м.

Пропускная способность автомобильной дороги в пределах малого населенного пункта

 

Р н.п = (1968,8 - 487,5 L + 11,2 l + 7,5 Ll) К1К2, (6.29)

 

где L - длина участка дороги в пределах населенного пункта, км, 0,5 < L < 2,5 км; l - расстояние от кромки проезжей части до линии застройки, м, 5 < l < 25 м; К1 - коэффициент, учитывающий влияние пешеходного движения, К1 = 1...0,6; К2 - коэффициент, учитывающий влияние стоянки у пункта обслуживания, K2 = 1...0,6.

Оценка пропускной способности двухполосной дороги может быть определена по формуле

 

Р = 413 + 27 b - 4,07 i + 0,065 R + 434,6 pл, (6.30)

 

где b - ширина проезжей части, м, 7 ≤ b ≤ 9 м; i - продольный уклон, , 0 ≤ i ≤ 60 ; R - радиус кривой в плане, м, 400 ≤ R ≤ 1000 м; рл - доля легковых автомобилей в транспортном потоке, отн. ед., 0,2 ≤ рл ≤0,8.

Результаты определения пропускной способности дороги оформляют в виде линейного графика пропускной способности и уровней загрузки отдельных участков дороги (рис. 6.1). При этом учитывают наличие зоны влияния каждого элемента дороги, вызывающего снижение пропускной способности, в пределах которой происходит изменение режима движения транспортных потоков и пропускной способности дороги.

 


 

 

Рис. 6.1. Линейный график изменения пропускной способности и

коэффициента загрузки дороги движением:

 

1 - двухполосная дорога до реконструкции; 2 - та же дорога после реконструкции в трехполосную

 

Следует исходить из следующих экспериментально установленных размеров зон влияния в каждую сторону от рассматриваемого элемента:

Населенные пункты……………………………………………………………...300 м

Участки подъемов длиной:

до 200 м……………………………………………………………………350 м

более 200 м………………………………………………………………...650 м

Кривые в плане радиусом:

более 600 м…………………………………………………………………100 м

менее 600 м…………………………………………………………………250 м

Участки с ограниченной видимостью:

менее 100 м…………………………………………………………………150 м

100...350 м…………………………………………………………………..100 м

более 350 м…………………………………………………………………..50 м

Пересечения в одном уровне…………………………………………………….600 м

 

Одновременно с линейным графиком изменения пропускной способности строят график изменения степени загрузки дороги движением.

При коэффициенте загрузки z > 0,5 рекомендуется перестраивать участок дороги или предусматривать мероприятия по организации дорожного движения.

Линейные графики пропускной способности и коэффициента загрузки движением дают объективную характеристику транспортно-эксплуатационного состояния дороги.

Поэтому службы эксплуатации и организации дорожного движения должны иметь такие графики, чтобы обоснованно выбирать вид и очередность мероприятия по поддержанию высоких транспортных качеств дороги.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.3.43 (0.032 с.)