Возникновение менеджмента и его развитие. Основные научные Школы в менеджменте, их вклад в теорию управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение менеджмента и его развитие. Основные научные Школы в менеджменте, их вклад в теорию управления.



 

На этапе первоначального развития человеческого общества (первобытнообщинного строя), еще не знавшего развитого разделения труда, социальных и классовых перегородок, социальные отношения регулировались обычаями, традициями. То есть главным способом управления была социокультурная регламентация, носившая неписаный характер и выступавшая в форме общепринятых, устоявшихся норм, признававшихся как данность и не подвергавшихся сомнению.

На следующем этапе общественного развития, в результате все более прогрессировавших процессов разделения труда, имущественного расслоения, образования института частной собственности возникла необходимость в регулировании социальных отношений иным путем. Потребовались административно-правовые предписания, писаные нормы, закреплявшие новые отношения неравенства, социальной зависимости и обеспечивавшие внеэкономическое принуждение к труду непосредственных производителей, которые перестали быть лично свободными (раб, зависимый крестьянин, крепостной). Основным способом управления стала иерархия.

Последующий этап исторического развития характеризовался преодолением замкнутости натурального хозяйства, развитием товарного производства и многоотраслевой индустриальной экономики, господством частнокапиталистической собственности и появлением лично свободного, но не являющегося владельцем условий производства наемного работника. Инструментами управления стали выступать авторитет экономического и должностного положения, экономическая зависимость, формы и виды вознаграждения.

Как мы полагаем, именно на этом этапе, когда возникли потребность и возможность согласования интересов формально свободных и равноправных участников экономических отношений, управление приняло форму менеджмента.

Родиной теории менеджмента стала не Британия, которая была родиной промышленной революции, а США, которые к концу прошлого века потеснили ее в качестве промышленного лидера мира. Именно в США индустриальное развитие в тот период в наиболее выраженной форме приобретало такие черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой ёмкости и крупномасштабную организацию производства. Основателем, родоначальником современного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор.

С тех пор с конца XIX в. и в течение XX в. в зарубежном, в основном в американском, менеджменте получили развитие четыре чётко различимые школы управленческой мысли:

1) школа научного управления (1885-1920-е гг.);

2) классическая административная школа (1920-1950-е гг.);

3) школа человеческих отношений (1930-1950-е гг.) и как ее продолжение - школа поведенческих наук (1950-е гг. –настоящее время);

4) школа науки управления или количественных методов (1950-е гг. – настоящее время).

1) Заслугой родоначальника «научного менеджмента» Ф.У. Тейлора было то, что он впервые предложил систематизированный подход к рациональной организации труда.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в повышении производительности и интенсивности труда. Гилберт, Гантт, Фрэнк, Эмерсон, Форд.

Вклад школы научного управления можно свести к следующему:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).

2. Отбор работников под определенные задачи и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.

4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение функций планирования и обдумывания от самой работы.

Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

2) В целом вклад административной школы можно суммировать в следующих основных аспектах:

1. Выделение и описание функций управления как универсального процесса.

2. Обобщение принципов управления, позволяющих достичь идеального функционирования оргструктур и организационного порядка.

Систематизированный взгляд на управление организацией в целом на основе структурно-функционального подхода.

Представлена школа А. Файолем, Л. Урвиком, Д. Муни, М. Вебером.

А. Файолем были сформулированы 14 принципов, многие из которых и сейчас имеют непосредственное практическое значение. (разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства и действий, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух).

3) школа человеческих отношений и поведенческих наук внесла важный вклад, который может быть суммирован следующим образом:

1. Межличностные отношения стали рассматриваться как серьезный фактор роста производительности труда и эффективности производства.

2. Достижения науки о человеческом поведении были применены в управлении с целью активизировать человеческий потенциал в максимально возможной степени.

3. Впервые широко использовались в теории и предлагались практике приемы и методы управления, учитывающие такие факторы как групповая динамика, неформальные связи, социально-психологическая мотивация, организация коммуникаций, лидерство, стили руководства и т.д.

Гуго Мюнстенберг, Мэри Паркер Фоллетт (1868-1953 гг.) и Элтон Мэйо (1880-1949 гг.), Маслоу.

4) Школы науки управления в этом отношении можно суммировать так:

1. Применение моделей, что позволило глубже проникнуть в суть управленческих проблем.

2. Точное решение сложнейших задач управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и т.п.

3. Создание и использование информационных систем управления, широкое применение вычислительной техники.

Кроме того, школа науки управления стимулировала привлечение к решению управленческих проблем положений теории систем, кибернетики.

На Западе это направление связано с именами Р. Акоффа, С. Бира, Д. Форрестера.

Функции и принципы государственного управления.

 

Функции государственного управления – виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Функции:

1. планирование (т.е., выбор целей деятельности органов управления по обеспечиванию эффективного управления и развития объекта управления)

2. организация (комплекс действий органа управления по воздействию на объект управления для его перевода в заданное состояние, которое определяется в результате реализаций функций планирования)

3. контроль и учет (сравнение количественных и качественных состояний объекта управления в предусмотренных планах и программах с параметрами состояния объекта, полученными в результате его перевода в заданное состояние).

4. регулирование и координирование (воздействие субъекта управления на объект в соответствии с результатами контроля и учета, ликвидация возникающих отклонений объекта в ходе его перевода в заданное состояние)

Принципы государственного управления – это объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления, функционирования и совершенствования управления.

Конституционно-правовые

1. верховенство конституции РФ и федеральных конституционных законов. Верховенство полномочий РФ в вопросах совместного ведения РФ и субъектов

2. народовластия – источник гос. власти в России народ, волю которого реализует в России закон и исполнительные органы гос. власти

3. ответственности – установление четкой ответственности должностных лиц и органов гос. управления за невыполнение или некачественное выполнение и несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий и задачи

4. обеспечения прав и свобод человека и гражданина

5. разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная власти.

6. федерализма – обеспечение территориально-политического единства в РФ в сочетании с децентрализацией гос. власти на основе конституционного разграничения предмета ведения и полномочий м/у фед. органами и органами гос. власти субъектов федерации м/у собой и в их отношениях м/у фед. органами власти.

7. принцип демократического централизма – сочетание в г.у. демократизма (полновластия народа, его воли и инициативы, выборность органов их подотчетности населению) и централизма (приоритет институтов большинства, позволяющий осуществить единую общегосударственную политику в основных вопросах управления с ответственностью каждого гос. органа и должностного лица за порученное дело)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.28 (0.014 с.)