Тема: Речевой этикет. Иммунная система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Речевой этикет. Иммунная система.



Ф КГМУ 4/3-08/02

ПП КГМУ 4/02

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра русского языка

Методические рекомендации для семинарских занятий

Тема: Речевой этикет. Иммунная система.

Дисциплина: «Профессиональный русский язык»

Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Курс: 2

Составитель: Ускенбаева С.Т.

Караганда 2013г.

 

 

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры русского языка

 

Протокол № __ от _____ 20__г.

 

 

Зав. кафедрой _______ Р.А.Айкенова

Тема: Речевой этикет. Иммунная система.

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

Задачи обучения:

- формировать знания о синтаксических особенностях научного стиля речи; - совершенствовать знания о способах выраженияпричинно-следственных, условных, временных и др. значений в простом и сложноподчиненном предложениях; - учить определять жанры и подстили научного стиля речи; - учить определять структуру текста, делить его на микротемы;

- учить заменять простые предложения с причастным и деепричастным оборотами сложноподчиненными предложениями; - прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде

· Основные вопросы темы

Речевой этикет. Оформление истории болезни.

Anamnesis morbi

Пример оформления истории болезни у больного М., 46 лет, находящегося на лечении в стационаре в течение 4-х дней с пневмонией

Считает себя больным с 21 декабря, когда после длительного переохлаждения к вечеру поднялась to до 39.2о С, знобило, появилась боль в правой половине грудной клетки при дыхании. Самостоятельно принимал парацетамол, что снижало to до 37,8оС. 22 декабря вызвал терапевта на дом. После осмотра в связи с выявлением изменений в легких был направлен на госпитализацию. В тот же день поступил в терапевтическое отделение 7-й городской клинической больницы. При поступлении предъявлял жалобы на сухой кашель, боли в правой половине грудной клетки при кашле, при дыхании, на повышение to тела до 39оС. В стационаре были проведены обследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ рентгенография легких. Была выявлена пневмония. Проводится лечение: цефазолин в/м 2 р/д, в/в инъекции и таблетки (названия лекарственных препаратов не знает). На фоне лечения отмечается снижение to до 37,2оС, уменьшение болей в правой половине грудной клетки, изменение характера кашля (выделяется небольшое количество слизисто-гнойной мокроты).

ЗАДАНИЕ 1. Сделайте сообщение на утренней врачебной конференции о больной, поступившей в больницу во время Вашего дежурства. (Используйте материал предыдущего задания).

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте вопросы, ответы на которые необходимо получить при расспросе.

Anamnesis vitae

(история жизни)

Содержание раздела Возможные вопросы для пациента
Перенесённые заболевания – в хронологическом порядке, начиная с детского возраста, особо указать на перенесение туберкулёза, гепатита, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции (социально - опасных болезней). Травмы и операции.   Аллергологический анамнез – аллергические реакции (крапивница, отек Квинке, анафилактический шок, сенная лихорадка) на медикаменты, пищевые продукты, бытовую химию, бытовую и библиотечную пыль.   Профилактические прививки (в том числе отводы по медицинским показаниям)   Гемотрансфузии   Лечение гормональными препаратами Чем Вы болели в детстве? Какие ещё заболевания у Вас были? Болели ли Вы туберкулёзом, гепатитом, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией? Были ли у Вас операции (какие и когда)?   Были ли у Вас травмы?   Были ли у Вас сыпь на коже, отёк лица, потеря сознания на приём лекарственных препаратов, на шоколад, цитрусовые, клубнику? Есть ли у Вас аллергия на что-либо? На что именно?   Проводились ли Вам в детстве прививки (если нет, то почему не проводились)?   Переливали ли Вам кровь (плазму)? Как Вы перенесли? Принимаете ли Вы постоянно гормональные препараты? Лечитесь ли Вы гормональными препаратами?
Обще биографические сведения – детство, пубертатный период. Служба в армии. В какой семье Вы родились? Каким по счёту ребёнком Вы родились? Когда Вы начали говорить и ходить? Как Вы учились в школе? Часто ли Вы болели в детском возрасте? Где Вы учились после школы, служили ли Вы в армии? В каких войсках и где Вы служили? Почему Вы не служили в армии?
Производственный анамнез – начала трудовой деятельности, характер работы на всем протяжении жизни, выход на пенсию. Производственные вредности. Условия труда в период, непосредственно предшествующий заболеванию В каком возрасте началась Ваша трудовая деятельность, где и кем Вы работали на протяжении жизни? В каком возрасте Вы вышли на пенсию? С какими производственными вредностями Вы сталкивались? Где и кем Вы работали перед началом заболевания?
Бытовой анамнез – материальные условия, жилищные условия, питание, особенности отдыха, занятия физкультурой и спортом. Как Вы оцениваете среднемесячные доход на одного члена семьи? Где Вы живёте? На каком этаже? как Вы оцениваете коммунальные условия? Как Вы питаетесь? Употребляете (едите) ли мясо, рыбу, фрукты и овощи? Есть ли у Вас какие-нибудь любимые продукты питания? Как Вы отдыхаете после работы и во время отпуска? Занимаетесь ли Вы физкультурой и спортом?
Привычные интоксикации – курение, приём алкоголя и наркотиков.   Гинекологический анамнез (у женщин) – менструации, беременности, роды, аборты, выкидыши, время наступления климакса и его характеристика Вы курите? Как много Вы курите? Вы принимаете алкоголь? Какие виды спиртных напитков Вы предпочитаете? В каком количестве? Употребляете ли Вы наркотики? В каком возрасте наступили менструации? Они регулярные? Какова их продолжительность и обильность? Бывают ли болезненные менструации? Сколько было у Вас беременностей? Сколько из них закончилось родами? Когда у Вас наступил климакс? Как он протекал?
Брачно-семейные отношения (у мужчин и женщин), состояние здоровья супруга Есть ли у Вас муж (жена)? Какие отношения у Вас в семье? Сколько у Вас детей? Какое здоровье у мужа (жены)?
Семейный анамнез – состояние здоровья ближайших родственников, в случае их смерти – возраст и причина смерти Какие болезни у ваших матери и отца, братьев и сестёр? В каком возрасте умер Ваш отец (мать)? Какова причина смерти?

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте вопросы врача пациенту о младенческом периоде жизни при сборе анамнеза.

1) В срок или преждевременно Вы родились?

2) Каким ребёнком Вы родились, первым или нет?

3) Сколько лет было родителям в момент Вашего рождения?

4) Каким было вскармливание: молоком матери или искусственное?

5) Когда прекратилось вскармливание молоком матери?

6) Когда Вы начали говорить?

7) Когда Вы начали ходить?

8) Какие инфекционные заболевания Вы перенесли в младенческом возрасте: желтуха, коклюш, скарлатина, дифтерия?

9) Где Вы жили в этот период: в городе или деревне?

10) Какими были жилищные условия?

11) Какими были материальные условия в тот период?

 

ЗАДАНИЕ 4. Разыграйте ролевую игру. Один из вас врач, другой пациент. Составьте диалоги врача и пациента, если собирается анамнез:

1) О детском периоде жизни больного;

2) О юношеском периоде жизни больного.

Врача интересует состояние здоровья в этот период, место жительства, жилищные условия, характер питания, физическое и психическое развитие, перенесённые заболевания.

 

ЗАДАНИЕ 5. Разыграйте ролевую игру. Один из вас врач, другой пациент. Врач задает вопросы на тему «Anamnesis vitae» и записывает ответы. Пациент отвечает на вопросы. Используйте информацию данной выше таблицы.

 

ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте пример написания Anamnesis vitae.

Пример написания Anamnesis vitae пациентки Д., 67 лет,

Задание 1

Прочитайте текст

Выпишите из текста предложения с причинными, условными, сопоставительными конструкциями. Подберите к ним синтаксические синонимы.

Трансформируйте предложения с причастными оборотами в СПП с придаточным определительным. Что изменилось в восприятии предложений?

Определите тип научного текста.

 

Задание 2

Задание 4

Прочитайте текст

Зачем человеку тимус?

Какую функцию в организме человека выполняет тимус? Всего 15-20 лет назад об этом никто не знал. А сейчас говорят иногда о новой науке - тимологии. История изучения этого органа похожа на детектив. У позвоночных, а значит и у человека, есть довольно крупный орган – тимус. Как и полагается в детективах, у него есть ещё два «имени»: вилочковая и зобная железа. Известно, что тимус расположен в грудной клетке между грудиной и трахеей, над сердцем. Тимус развивается так же, как обычно развиваются другие железы: уже на первом месяце существования зародыша образуются четыре выроста глоточной кишки, которые, объединяясь попарно, образуют типичную железу, соединённую водными протоками с будущим пищеводом. Вскоре эти протоки исчезают, а сама ткань тимуса приобретает рыхлую структуру. В ней появляются в огромном количестве клетки другого типа – лимфоциты, которые оттесняют клетки железы в её центр (эту часть называют мозговым веществом тимуса). Вес вилочковой железы у новорождённого ребенка 10-15 граммов. Заметим для сравнения, что селезёнка новорождённого весит 11 граммов, сердце - 24 грамма, а щитовидная железа - 4,6 грамма. То есть тимус у ребёнка – весьма заметный орган. После рождения ребёнка тимус продолжает расти медленнее, чем другие части тела. В 9-12 лет вес его достигает максимума – 30-40 граммов, после чего рост прекращается, и в 25-27 лет он начинает медленно атрофироваться. У пожилых людей на его месте развивается жировая ткань, в толще которой остаются едва заметные островки мозгового вещества. Кстати, взвесить тимус было не просто. Он, как и принято в детективе, маскировался под второстепенное действующее лицо. При вскрытии умерших от разных причин детей или молодых людей вилочковая железа оказывалась маленькой и сморщенной. Это состояние железы ошибочно считали нормальным. И только после специальных исследований на животных выяснилось, что тимус сморщивается и резко уменьшается в размерах вследствие заболевания: только при мгновенной смерти тимус в момент вскрытия остается такого же размера, как и в здоровом организме. Это было непонятно, но говорило о важности тимуса. Какова же его функция? Ученые предположили, что раз максимальное развитие тимуса приходится на период быстрого роста организма, то, возможно, эта железа вырабатывает какой-то гормон роста. С другой стороны, развитие тимуса прекращается в момент полового созревания – может быть, тимус сдерживает развитие половых желёз? Если эти предположения верны, можно было ожидать, что у животного с удалённым тимусом замедлится рост, будет наблюдаться раннее половое созревание. И что же? Опять все шло, как в детективе: исследователей ждало разочарование. У собак, кошек, крыс удаляли тимус, а оперированные животные, казалось, и не замечали потери такого крупного органа. Исследование зашло в тупик. Прошли десятки лет, прежде чем вилочковая железа снова оказалась в центре внимания медиков и биологов. Почему? Стало ясно, что лимфоциты – основная сила армии иммунитета. Тимус же прямо нафарширован лимфоцитами! В эмбриональном периоде первые лимфоциты обнаруживаются в тимусе, к моменту рождения тимус – самый большой лимфоидный орган. Беспозвоночные лишены тимуса – и у беспозвоночных нет специфического иммунитета (т.е. выработки определенных антител в ответ на чужеродный белок). Исследователи опять использовали метод удаления тимуса. Только на этот раз сразу же после рождения, до того, как организм приобретает способность к иммунитету. Результаты были удивительными: у новорождённых мышей, лишённых тимуса, не развивалась лимфатическая система, не вырабатывались антитела, в крови содержалось очень мало лимфоцитов, да и те не проявляли никакой активности. Если тимус удаляли у взрослого молодого животного, то эффект обнаруживался тоже, но не сразу: лишь через несколько месяцев у него наступало ослабление иммунитета. Исследования продолжались – и вместе с ними появлялись новые удивительные сведения о тимусе. Например, известно, что если в кровь попадает чужеродный белок, то все лимфоциты в лимфоузлах и селезёнке начинают делиться, превращаясь в плазматические клетки, которые синтезируют антитела. Ничего подобного не происходит с лимфоцитами тимуса: они прямого участия в реакции против чужеродного белка не принимают. Однако, если чужеродный белок ввести прямо в тимус, то его лимфоциты делают то, что им положено: превращаются в плазматические клетки и вырабатывают антитела. Из этих наблюдений был сделан такой вывод. Видимо, существует какой-то барьер, не пропускающий в тимус белковые вещества. Поэтому лимфоциты тимуса просто «не знают» о том, что в крови появляется чужой белок, и, естественно, на него не реагируют. До сих пор было известно, что таким барьером в организме окружены только самые важные органы – мозг, глаз. Следовательно, тимус занимает в организме совершенно особое положение. Какое? На этот вопрос пытались ответить многие учёные, в том числе создатель очень интересной теории иммунитета Ф.М.Бернет. Согласно этой теории, плазматические клетки, способные продуцировать антитела, образуются из лимфоцитов. Они очень разнообразны – каждая из них производит свой особый тип антител. Лимфоциты впервые образуются в тимусе. Те из них, которые вырабатывают антитела к собственным тканям организма, здесь же и уничтожаются (вот почему антитела в дальнейшем не борются с тканями своего организма!). Другие же лимфоциты расселяются из вилочковой железы в другие органы. И если теперь в организм попадёт чужеродный белок, это вызовет реакцию именно тех лимфоцитов, которые способны выработать соответствующие антитела. Они начинают размножаться и превращаться в плазматические клетки. Таким образом, в этой картине иммунитета тимусу отведена очень важная роль: тимус – штаб лимфоидной армии.

Ф КГМУ 4/3-08/02

ПП КГМУ 4/02

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра русского языка

Методические рекомендации для семинарских занятий

Тема: Речевой этикет. Иммунная система.

Дисциплина: «Профессиональный русский язык»

Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Курс: 2

Составитель: Ускенбаева С.Т.

Караганда 2013г.

 

 

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры русского языка

 

Протокол № __ от _____ 20__г.

 

 

Зав. кафедрой _______ Р.А.Айкенова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.041 с.)