Потребность, виды потребностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность, виды потребностей



Экономика потребителя является важным разделом экономической теории, так как изучает поведение потребителя, структуру его потребностей, рациональное принятие потребительских решений.

В качестве потребителей в экономике могут выступать:

домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг (личное потребление);

фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров (производственное потребление);

государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всего общества в товарах общественного назначения (общественное потребление).

Потребности развивают производство. Человек является носителем и выразителем потребностей. Потребители играют важную роль в экономике. Формируя потребности, они способствуют развитию производства, возникновению новых производственных идей. Удовлетворение одной потребности приводит к формированию новой.

В рыночной экономике именно потребитель оценивает работу производителя. Многое, в том числе и эффективное развитие производства, зависит от того, будет ли куплен произведенный товар, получит ли производственная деятельность общественное признание. Поэтому в развитых странах давно сформировался и успешно функционирует рынок потребителя. На таком рынке взаимодействуют домашние хозяйства и бизнес. Организационно данный рынок представлен широкой сетью магазинов розничной торговли, ремонтными мастерскими, консультациями, прачечными и др. В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается в максимизации полезности от потребления благ и услуг.

В основе любого хозяйственного действия человека лежат мотивы, обусловленные желанием удовлетворить свои потребности. «Потребность» -- главное понятие, определяющее и логику и модель доведения экономического субъекта.

Рациональное поведение, потребителя основано на компромиссе потребления альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным фактором потребительского выбора является полезность товара.

Таким образом, можно выделить факторы, влияющие на потребительский выбор:

ограниченность ресурсов;

мода и динамика социального спроса;

полезность благ;

период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления).

В современном мире обоснована необходимость массового потребительского, образования. Потребителю следует тщательно изучать факторы, влияющие на потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье, воздействие потребления на окружающую среду и планирование потребительского бюджета.

С другой стороны, производитель не в меньшей степени склонен изучать законы и тенденции развития потреб, остей, ведь от этого зависят и его доходы, и возможные перспективы развития производства. Современный рынок позволяет устоять в конкурентной борьбе только тому производителю, который учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях, предлагает выгодно отличающиеся товары и услуги, рационально подбирает ресурсы.

Потребность -- это объективная необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную пирамиду потребностей, в которой оказал разнообразный мир человеческих потребностей. Принцип классификации основан на делении потребностей по степени их значимости для потребителя на низшие и высшие или потребности низшего и высшего порядка до тех пор, пока не удовлетворятся потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка. Последние своим возникновением и изменением обязаны развитию цивилизации, технического и духовного прогресса человечества.

Помимо пирамиды Маслоу в качестве примера можно привести типологию потребностей по А. Маршаллу. Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки» разграничивал:

-- потребности в товарах для потребителей (потребительские потребности);

-- потребности в товарах для производителей (производственные или промежуточные потребности), которые нацелены на косвенное удовлетворение потребностей, обеспечивая производство потребительских товаров.

 

5. Факторы производства

 

Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;

Информация специфической формой информации является технология.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

· организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

· принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

· рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

· быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

· рента (земля.);

· процент (капитал);

· заработная плата (труд);

· прибыль (предпринимательская способность).

Немецкий экономист и философ XIX в. Карл Маркс выделял личный и вещественный факторы производства, при этом в качестве личного фактора выступает сам человек, как носитель рабочей силы, а под вещественным фактором производства подразумеваются средства производства, которые в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда.

Средство труда есть «… вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет». Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т. д. Применение и создание средств труда — характерная черта трудовой деятельности человека. К средствам труда в более широком смысле относятся все материальные условия труда, без которых он не может совершаться. Всеобщим условием труда является земля, условиями труда также являются производственные здания, дороги и т. д. Результаты общественного познания природы воплощаются в средствах труда и процессах их производственного применения, в технике и технологии. Уровень развития техники (и технологии) служит главным показателем степени овладения обществом силами природы. «Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни»

Предметы труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется Сырьем. Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). «Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата — продукта, то и средство труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд — как производительный труд»

По К. Марксу совокупность факторов производства выступают как производительные силы, которые неразрывно связаны с производственными отношениями. Одни характеризуют материально-вещественную содержание процесса общественного производства, а другие его исторически определенную форму. Эволюционируя, каждая ступень развития производительных сил характеризуемая типом производственных отношений составляет уникальный способ производства.

Немарксистские экономические теоретики не согласны с положением К. Маркса о том, что новая стоимость создается только наёмными рабочими, а считают, что в ее создании принимают равное участие все факторы производства. Так, Альфред Маршалл писал: "капитал вообще и труд вообще взаимодействуют в производстве национального дивиденда и получают из него свои доходы соответственно в меру своей (предельной) производительности. Их взаимная зависимость самая тесная; капитал без труда мертв; рабочий без помощи своего собственного или чьего-либо другого капитала проживет недолго. Когда труд энергичен, капитал пожинает богатые плоды и быстро возрастает; благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильем во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиком и ткачом; небольшой приоритет на стороне прядильщика, но это не дает ему никакого преимущества. Процветание каждого из них теснейшим образом связано с силой и энергией другого, хотя каждый из них может выгадать себе временно, а то и постоянно, за счет другого, несколько большую долю национального дивиденда."

 

6. Производственные возможности

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).

Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек. Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов представлены в табл. 1.1. Отложив на осях координат два продукта и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 1.2).

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

 

7. Рынок (классификация, функции)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.011 с.)