Профессионально важные качества личности менеджера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально важные качества личности менеджера



Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

- на уровне задач деятельности менеджера;

- на поведенческом уровне;

- на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности:

избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.

самокритичность – способность видеть недос-ки в поступках и дейст-х др. людей и своих поступках.

Контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.

способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации, заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Следует отметить другие организаторские качества такие как:

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;

Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;

Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь цели;

Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами.

в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Далее обратим на следующее:

Мотивационно-волевые качества:

- к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

- добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих;

- свобода, самоопределение, открытость;

- компетентность (разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Лидерство определяется способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение других людей.

Подход с позиции личных качеств.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.

Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств”.

Поведенческий подход.

Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Ситуационный подход.

Ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Авторитарный стиль: ориентация в принятии решений не себя, единоличная власть и управление.

Демократичный стиль: разделение власти, участие работников в управлении.

Либеральный стиль: полная свобода группы, коллегиальность в управлении.

 

Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление

Групповая динамика - совокупность групповых действий, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияние членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

ГД составляют: задачи и нормы группы; ее структура и структура лидерства; групповые роли; сплоченность группы; групповое напряжение.

Стадии формирования группы


Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонами.

Типы конфликтов: а) внутриличностный; б) межличностный; в) конфликт личность–группа; г) межгрупповой.

Причины конфликта: распределение ресурсов; различие целей в подразделениях; разные стоящие задачи; различные представления и ценности у работников; различия в манере поведения; разный жизненный опыт; плохие коммуникации.

Структурные методы разрешения конфликтов: через разъяснение требований к работе; с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов; установление общей цели для всех подразделений и организаций; через систему вознаграждений.

Межличностные стили разрешения конфликтов: уклонение от конфликта; сглаживание причин конфликта; принуждение одной из сторон; компромисс; решение проблемы.

Управлять – это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций.

Признаки формального управления является опора на формально действующие организационные положения:

- использование административных рычагов воздействия (приказ, установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и прочие),

- жесткий контроль исполнения,

- учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

- слабые и сильные стороны чел. натуры (уважение, авторитет, самолюбие, заинтересованность)

- система индивидуальных или коллективных ценностей

- лидерство

Функции неформального управления:

1) реализация общих материальных и социальных интересов.

2) защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.

3) получение и передача необходимой или интересной информации

4) облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;

5) сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;

6) удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании, уважении.

7) создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;

8) адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников.

Функции формального управления:

1) установление статусов, прав и обязанностей членов группы

2) жесткое определение и распределение ролей

3) обеспечение единства всех составных частей организации,

4) связь различных подразделений с ее общими целями

5) целесообразное общественное разделение труда

6) обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации

Различия между формальным и неформальным управлением:

· по структуре:

1. неформальному управлению присуще спонтанное возникновение, а формальному – запланированное организацией

2. основная причина возникновения формальных отношений – эмоции, а неформальных – достижение цели

3. формальное управление отличается от неформального стабильностью

· по целям:

В формальных организациях основное – достижение целей организации, в неформальных же – удовлетворение потребностей группы.

· по источнику влияния

1. Неформальное управление исходит от отдельной личности. Формальное управление обусловлено положением организации

2. В неформальных организациях человек обладает личной властью и руководит снизу вверх, а в формальных подчиняется иерархическим полномочиям и управляет сверху вниз

· по средствам контроля:

Различаются угроза увольнения или понижения в должности в формальном управлении и физические или общественные санкции – в неформальном.

· по коммуникациям

Выделятся официальные каналы, хорошо определенные и передаваемые по официальным линиям используемые в формальном руководстве, плохо определенные и пресекающие постоянные каналы – в неформальном руководстве.

· В формальной организации присутствуют все члены рабочей группы, межличностные отношения предписываются должностной инструкцией, руководитель назначается организацией, основой для взаимодействия служат функциональные обязанности или положение.

В неформальную организацию включаются только те, кто «приемлемы», межличностные отношения возникают спонтанно, роль руководства обусловлена результатом членства, основой для взаимодействия являются личностные черты, статус.

Факторы, от которых зависит сочетание формального и неформального управления:

1) качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);

2) личность менеджера: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;

3) социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;

4) психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности. Это касается многих проблем;

5) тип управления: стратегическое, инновационное, маркетинг, корпоративное, антикризисное и прочее;

6) интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;

7) динамика развития коллектива, фирмы, организации

В понимании формального и неформального управления могут проявляться различные тенденции изменения их сочетания.

И еще один фактор управления – искусство управления. Искусство управления представляет собой соединение, и не просто соединение, а определенного вида комбинацию способностей, человеческих качеств, опыта и профессионализма менеджера.

Понятие эффективность подразумевает сопоставление затрат и результатов. Повысить эффективность значит с меньшими затратами получить лучшие результаты.

под компетенцией следует понимать совокупность следующих факторов: знания - результаты образования личности; навыки - результаты опыта работы и обучения; способы общения - умение общаться с людьми и работать в группе,

Управление компетенцией должно происходить:

1) на уровне фирмы,

2) на уровне личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.034 с.)