Украинский театр второй половины 19-начала 20 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Украинский театр второй половины 19-начала 20 века



40-ых годов ХІХв. театральное дело в Украине

становится постепенно на профессиональный уровень.

Активизируется создание национальных групп и

оригинального драматического репертуара. С конца 50-х годов начали создаваться сначала любительские, а потом и

профессиональные театральные кружки и группы под

руководством П.Нищенского, М.М.Крапивницкого,

М.Старицкого, М.Садовского и т.д., а на Галичине -

О.Бочинского, А Моленицкого и др. Ограниченный только

несколькими классическими пьесами И.Котряревского и

Г.Квитки-Основьяненка, украинский репертуар пополнялся

разножанровыми произведениями Т.Шевченка, Л.Глибова,

С.Гулака-Артемовского, М.Стеценка, Я.Кухаренка и др.

Украинская драматургия второй половины ХІХв.

прославилась огромным количеством как драматургов, так и

актѐров, поднявших своим талантом украинскую культуру на очень высокий уровень. Среди них Иван Нечуй-Левицкий

(«Маруся Богуславка»), Марк Кропивницкий («Дай сердцу

волю, заведѐт в неволю»), Михаил Старицкий («За двумя

зайцами», «Сорочинский ярмарок», «Рождественская ночь») и мн.мн. другие.

Начиная с первой любительской группы в 60-ых годах

в Елисаветграде, украинские актѐры создали

высокопрофессиональные театральные коллективы, в

которых в начале ХХв. на Украине было около 20-ти, а вместе с непрофессиональными почти 300. Задачами украинского театра были: борьба против русификации; формирование уважительного отношения к украинскому народу и его культуре; постановка социально-значимых вопросов в жизни украинского населения и т.д.

 

Музыкальная культура Украины второй половины 19-начала 20 века

Украинская музыка была неотъемлемой частью театра. Здесь много весил неповторимое очарование украинский народной песни. Народная песенная творчество связано и с развитием пропрофессиональной украинской музыки XIX в. Украинская песня зовучить во всех музыкальных произведениях ("Запорожец за Дунаем" С. Гулака-Артемовского, "Катерина" М.Аркаса, "Пидгоряны" М. Вербицкого, "Осада Дубна" П. Сокальского и др.)., Становится основой фортепианной музыки и камерных вокальных произведений П. Сокальского, С. Воробкевича, М. Лысенко. Композиторы охотно писали музыку для хоров, используя народный обрядовый мелос: щедривки, купальские и свадебные песни и т.д.. Это способствовало подъему украинской песни на уровень высокого профессионального искусства. Среди всех видов и жанров музыкального искусства неблагоприятные условия сложились для развития оперы. Одним из известных композиторов XIX в. был С. Гулак-Артемовский - оперный певец, драматург, учился в Киевской духовной семинарии. В 1839. М. Глинка, А. Даргомыжский и М. Волконский устроили концерт и на собранные средства отправили талантливого юношу в Италию. Найважливише достижения С. Гулака-Артемовского - создание первой национальной оперы "Запорожец за Дунаем" (1862г.). На украинской сцене ее вперше поставил 1884. М. Кропивницкий. Среди украинских профессиональных композиторов выделим творчество П. Нищинского и П. Сокальского. П. Нет-щинський в Одессе организовал хоры и руководил ими. Вершиной его творчества считается музыкальная картина "Вечерницы", написанная для пьесы Т. Шевченко "Назар Стодоля".П. Сокальский основал 1864 г. в Одессе Общество любителей музыки. Он создал около 40 фортепианных пьес, 40 романсов, оперы "Мазепа", "Майская ночь", "Осада Дубна".Особый вклад в развитие национальной музыкальной культуры сделал М. Лысенко. Композитор обогатил почти все жанры украинской м узикы. Ему принадлежат оперы "Рождественская ночь", "Утопленница", "Наталка Полтавка", "Энеида" детские "Коза-дереза", "Пан Коцкий", "Зима и Весна".Н. Лысенко - основоположник инструментальных жанров в украинской музыке, создал многочисленные фортепианные произведения. С именем Лысенко связано развитие национальной музыкального образования. Выдающимися творцами духовной музыки на рубеже XIX-XX вв. были К. Стеценко и М. Леонтович.Развития профессионального музыкального образования способствовало открытие консерваторий в Киеве, Одессе, Харькове. Начали действовать Одессе кий Украинский музыкально-драматический театр, Харьковский театр оперы и балета.Значительную работу по развитию музыкальной культуры в Западной Украине вели композиторы И. Лавровский, С. Воробья-кевич, В. Мат, А. Вахнянин, А. Нижанкивский, Д. Си-чинский, В. Барвинский, С. Людкевич.

В новой украинской музыке одним из ведущих деятелей был В. Барвинский.В период первой мировой войны появляются стрелецкие песни. Они отображают идеи национально-освободительного движения на западно-украинских землях. Для сечевых стрельцов писали песни И. Франко, О. Маковей, Д. Макогон, Б. Лэп-кий, Л. Лепкий, Г. Купчинский. Музыку создавали ком композитор Ф. Колесса, В. Барвинский, М. Гайворонский, Л. Лепкий, Г. Купчинский, Л. Леонтович.

Украинские художники.

В станковой живописи, в частности в жанре портрета художники освободились от иконописной каноничности, в их творчестве усилилось внимание к индивидуальным чертам характера, его внешности и духовной жизни. В XIХ в. продолжали работать художник, Д. Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.
К изображению человека из народа впервые обратился русский художник В.А. Тропинин, проживший около 20 лет на Подолии "Украинец", "Девушка из Подолии").
Свыше 50 лет в Харькове жил и творил Д.И. Бесперчий (1825-1913г.) которому принадлежат картины социального содержания – "С поля", "Бандурист" и др.
Новый этап в развитии украинского искусства открыло творчество Т.Шевченко, который заложил основы критического реализма в украинской живописи. В жанровых картинах "Катерина" (1842); "Крестьянская семья", "На пасеке" (обе 1843г.) и др. он воспел жизнь и быт простого народа, страстно изобличал уродстве явления социального строя того времени.
Серия портретов Т. Шевченко, выполненная масляными красками, акварелью, карандашом, отличается глубоким психологизмом. Т.Г. Шевченко был основоположником реалистической графики.
Украинская тема ярко отразилась в творчестве выдающегося русского художника И.Е.Репина Родился на Украине, он посвятил ей многие картины ("Украинская крестьянка", портреты Т.Г. Шевченко, "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Казак в степи" и др.)
Поэтическую красоту Украины воплотили в своих картинах И.К. Айвазовский ("Чумацкий обоз", "Украинский пейзаж", "Свадьба на Украине", А.И. Куинджи, "Украинская ночь", "Вечер на Днепре" др.). Певцом пейзажей Слобожанщины считается С. Васильковский.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА: Юбилейные памятники поставлены Т.Шевченко в Канаде в Палермо (1951, М.Вронский) и в Торонто (1961; М.Ковтуна).
С. укр. эмиграции в первые pp. после войны из-за постоянных переселенчи проблемы не имела длительного базы для нормального развития; однако скульпторы активно проявили себя за т. н. «Лагерной эпохи», особенно на выставках в Мюнхене (1947) и Регенсбурге (1948): Г.Крук, С.ЛИТВИНЕНКО, Б.Мухин, А.Павлось, М.Черешньовський, М.Дзиндра. Г.Крук остался в Мюнхене и своими фигурными и портретными работами получил признание в нем. мист. кругах. В Берлине работал В. Масютин, один из ярчайших представителей нац. искусства (оставил серию медалей-рельефов укр. ист. фигур, бюсты вождей и современников). Все др.., Названные выше, в 1948-1950 выехали в США.
В США, в Нью-Йорке, жил О.Архипенко (1923-1964), основатель современной мировой С. Он искал «праформы» в произведениях, доведенных до максимальной простоты, к игре площадей и линий, выпуклостей и вглиблень, как и цветов, которые он использовал в С., граничащая с абстракцией. Он творил и реальный портрет (портреты-памятники Т.Шевченко и И.Франко в Парке народов в Кливленде, портреты укр. Деятелей). Нач. 1950-х pp. Архипенко выставлял в Германии, Италии, Швейцарии; 1969 музей Родена в Париже устроил ретроспективную посмертную выставку его произведений, которую впоследствии принял Смитсонского музей в Вашингтоне.
С 1948-1950 в Нью-Йорке работали: С.ЛИТВИНЕНКО, что дал целую галерея скульптурных портретов современников, ряд фигурных композиций и памятников; М.Черешньовський, что к С. пришел от деревянной резьбы, совершенство которой характеристическая для его произведений (портреты, композиции, памятники Л. Украинской в ​​Кливленде и Торонто).
В Филадельфии работал О.Капшученко, автор небольших групп реалистичных фигур, по большей части типов современного города, часто с соц. окраской и юмористическим теплым отношением к человеку.
Современного высказывания предоставляли своей скульптуре, основываясь на фолкльори и мифологии, керамистка С.Геруляк в Нью-Йорке и Г.Пецух в Польше.
В области скульптурного портрета работали О.Лятуринська, Ф.Емець (Каракас, Венесуэла), В.Сим "янцив (США), К.Бульдин (Буэнос-Айрес).

 

Символизм

Символизм - одна из стилевых течений модернизма, возникшая в последней трети XIX в. во Франции сначала в поэзии, а затем распространилась на живопись и театр. Вместо традиционного образа символисты стремились выразить индивидуальный эмоциональный опыт с помощью символизованих языка, в частности символа. Основоположником символизма во Франции был С.Малларме.

Украинский символизм до революции 1917 г. представляли Вороной, О. Олесь, Г.Чупринка, П.Карманского, М.Филянський, некоторыми аспектами Б.Лепкий.В Украине после Февральской революции 1917 г. прежде проявили себя символисты. Тычина, Я.Савченко, О.Слисаренко, В.Кобилянський, Д.Загула и др.. основали в Киеве символистскую школу «Белая студия». Его редактором был поэт-символист Яков Савченко. Здесь обнародовали свои произведения П. Тычина, П.Савченко, Я.Савченко, О.Слисаренко, Д.Загула, Н.Терещенко. В этом же году символисты создали монолитную группу «Музагет».Вместе с тем следует отметить, что украинский символизм прочно переплетен с неоромантизмом, практически невозможно определить, какой из двух стилей доминирует в том или ином произведении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.008 с.)