Культура Беларуси во второй половине 19 – начале 20 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Беларуси во второй половине 19 – начале 20 века



После восстания 1863 года возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси. Постепенно начали формироваться региональные этнографические центры. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические и археологические материалы. В 1902 году по инициативе Е.Р. Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края и Историко-этнографический музей. В 1908 году в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который издавал работы под названием “Минская старина”.
Огромный вклад в исследования белорусской этнографии и фольклора внес М.Я. Никифорский. Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды, привычки и веру белорусского народа. Первая его работа была “Очерки Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта белорусов. Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога Е.Р. Романова. Он опубликовал около 200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько этнографических экспедиций по Беларуси, во время которых собирались материалы для “Белорусского сборника”.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века в Беларуси не было высших учебных заведений. Официальные власти неоднократно отклоняли ходатайство общественности об открытии в Беларуси университета или политехнического института.

В начале ХХ века в системе образования Беларуси произошли новые изменения. Вместо церковно-приходских школ открывались народные училища. В связи с развитием промышленности и торговли быстрыми темпами расширялась сеть государственных и частных средних школ – гимназий и реальных училищ. Разно-профильные и разнотипные профессиональные учебные заведения готовили квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям социально-экономического и культурного развития страны.
Помимо четырех семинарий в Несвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке, открытых еще во второй половине ХIХ века, в 1909–1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В Могилеве, Гродно и Витебске – медицинские школы.

Развитие белорусской литературы, во второй половине ХIХ века происходило в условиях социального и национального давления белорусского народа. Под воздействием социального разделения, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни Белоруссии возникли два направления – либерально-буржуазное и революционно-демократическое.
Представителями либерально-буржуазного направления были А. Ельский и А. Пшчолка. В революционных выступлениях пролетариата они видели угрозу для государства и общества, проповедовали социальное примирение, классовое единство белорусской нации.
Родоначальником революционно-демократической литературы был К. Калиновский. ([1]) В своей газете «Мужицкая правда» он правдиво рассказывал о тяжелом положении крестьянства, раскрывал грабительский характер реформы 1861 года, показывал паразитизм помещиков и политику царизма в Белоруссии. В своих публицистических произведениях К. Калиновский призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь, к народной революции.

В белорусской литературе ХХ века раскрылись творческие способности М. Горецкого, З. Бедули, Т. Гартного, К. Каганца и др. Новая белорусская литература начала находить признание в соседних славянских народах, стала постепенно включаться во всемирный историко-литературный процесс.
Вторая половина ХIХ– начала ХХ веков является важнейшим этапом развития белорусской культуры.
Росло самосознание белорусов, расширялась национальное движение за самовыражение, развития языка и культуры. В области образования происходили основные изменения: росло количество школ, средних учебных заведений, увеличивалось количество учащихся. Изменения происходили и в подготовке педагогических кадров, организации женского обучения, расширения образования среди рабочей молодежи. Дальнейшее развитие получил профессиональный театр, музыка, живопись, архитектура. Росло количество профессиональных театральных объединений, любительских сообществ, разнообразных товариществ. Расширялись их творческие связи с мастерами и обществами других регионов Российской империи, зарубежных держав.
Основные направления развития Белорусской культуры во второй половине ХIХ– начале ХХ века являются неотъемлемой частью как общероссийской, так и мировой культуры.

27. Октябрьская революция 1917 г. и белорусские земли. Первые социалистические преобразования.

Февральская буржуазно-демократическая революция превратила Российскую империю в республику, дала демократические права и свободы, но не решила ряд важных вопросов её породивших: страна находится в состоянии войны; продолжается обнищание масс; усиливается экономический кризис; нет чёткости в решении аграрного вопроса; правительство нерешительно действует, борясь с леворадикальными идеологиями. 25 октября (7 ноября) 1917г. в Петрограде произошла социалистическая революция - к власти пришли большевики (РСДРП(б)) -крайне левые силы, выступавшие за коренное преобразование общества в интересах трудящихся при ликвидации основ прежней экономической и политической системе, основанной на частной собственности, парламентаризме, буржуазно-демократических свободах. Власть перешла к Военно-революционному комитету - органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Военно-революционные комитеты создавались большевиками для взятия власти и в городах Беларуси.

25 октября 1917г. II Всероссийский Съезд Советов провозгласил переход власти к Советам, Декрет о мире, Декрет о земле, создал правительство (Совет Народных Комисаров) во главе с В.И. Лениным. во многих советах большевики имели менее 50% мест, и там необходимо было отстранить от власти в Советах партии, которые поддерживали буржуазно-демократический путь развития. 25 октября после получения известий о захвате власти в Петербурге, Минский совет, где преобладали большевики, захватил власть в городе. 27 октября Фронтовой комитет, куда входили социалисты-революционеры, социал-демократы-меньшевики, еврейские социал-демократы (бундовцы), создали Комитет спасения революции (февральской революции), а командующий Западным фронтом генерал Балуев ввёл в Минск верные буржуазно-демократическому правительству войска. Но ко 2 ноября Минский Совет взял власть в свои руки. Военно-революционный комитет объявлен высшим органов власти и руководил захватом власти и перевыборами в Советы. Структура ВРК: пленум - законодательный орган; бюро и отраслевые отделы - исполнительная власть. В руководство ВРК вошли Карл Ландер, Александр Мясников и др. члены РСДРП (б).28 октября ВРК захватил основные стратегические пункты в Витебске, распустил Совет рабочих и солдатских депутатов и произвёл выборы нового Совета, где большевики являлись доминирующей политической силой.30 октября Гомельский Совет взял власть в свои руки.18 ноября для установления советской власти в Могилёве был создан ВРК. В Могилёве располагалась Ставка Верховного главнокомандующего войсками Российской Республики, что давало сторонникам буржуазно-демократического пути развития координировать действия верных правительству армейских частей в борьбе с большевиками. 20 ноября главнокомандующий Российской армией генерал Николай Духонин был арестован. Власть над Ставкой перешла в руки большевиков в лице Николая Крыленко.В период с 25 октября по 22 ноября власть в основных административных и промышленных центрах Беларуси, не оккупированных Германией, и на Западном фронте перешла в руки большевиков.

Преобразования, проведённые большевиками:

1.Выстраивается новая система органов власти.

Избираются уездные, губернские, городские, волостные, поселковые Исполнительные Комитеты Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Распускаются органы власти Временного правительства.

2.Идеологические преобразования. Провозглашаются: диктатура пролетариата в целях построения коммунистического общества, права народов России на самоопределение, запрещается деятельность Партии конституционных демократов, буржуазных газет, усиливается политическая цензура, отменяются звания в армии, ликвидируется суд присяжных, создаётся отдел народного образования, которому подчиняются все учебные заведения в целях ликвидации массовой неграмотности трудящихся.

3.Экономические преобразования. Ликвидируется частная собственность на средства производства, национализированы: земля, недра, банки, заводы и торговля; земля передаётся в бесплатное пользование крестьянам; установлена всеобщая трудовая обязанность; вводится бесплатная медицинская помощь, на предприятиях действует рабочий контроль за производством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.)