Раннехристианское искусство (билет 7) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннехристианское искусство (билет 7)



РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО охватывает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин начиная с апостольских времен и до упрочения византийской культуры в 6 в.
Искусство катакомб. Древнейшие памятники христианского искусства, относящиеся к периоду со 2-й половины 2 в. и до 410, года падения Рима, находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени. Эпизоды из жизни Христа - это исключительно сцены чудес, ручательств его сверхъестественного могущества. Другие сюжеты, такие, как Ноев ковчег, три отрока в печи, Даниил во рву львином, история Ионы, выбраны в качестве примеров чудесного избавления, символов надежды на спасение за гробом; по-видимому, эти образы взяты из текстов молитв за умирающего. Христианские вера и надежда находили воплощение в образе т.н. оранты (лат. "молящаяся"), женской фигуры с молитвенно воздетыми руками. Настроение всей катакомбной живописи - это настроение радости и уверенности.
Ранние циклы сюжетов. Вероятно, с деятельностью ранних христианских общин связаны не только памятники погребального искусства, но и серии сюжетов на темы священной истории, сохранявшиеся в иллюстрированных книгах. Ни одной такой ранней книги до нас не дошло, но кое-что удается реконструировать на основании вторичных копий более позднего времени. Поразительно, например, что в трактовке сюжетов из книги Иисуса Навина может существовать столь близкое, вплоть до деталей, соответствие между такими памятниками, как мозаики из нефа церкви Санта Мария Маджоре в Риме (5 в.), и более поздними произведениями византийского искусства, такими, как иллюминированный свиток книги Иисуса Навина из Ватиканской библиотеки (вероятно, 8-9 вв.) или миниатюры 12 в. на темы Иисуса Навина в Восьмикнижиях (сборниках, включающих первые восемь книг Ветхого Завета). Поскольку ни одно из этих произведений не могло быть непосредственной копией другого, можно предположить, что все они восходят к общему прототипу. На основании стилевых особенностей этот прототип можно отнести ко времени не позднее 2 в. Следует заметить, что сюжеты, взятые из Ветхого Завета, появились в христианской иконографии значительно раньше первых новозаветных циклов. Возможно, это объясняется тем, что самые ранние циклы иллюстраций, использовавшихся христианскими общинами, были на самом деле иудейского происхождения и возникли в то время, когда библейский запрет на изображения трактовался довольно свободно. Вопрос о том, какими были первые христианские и еврейские иллюстрированные книги, явился поводом для некоторых дискуссий, хотя все их участники едины в том, что они должны были, подобно большинству древних книг, иметь форму свитков. Некоторое тому доказательство - тот факт, что иллюстрации самых ранних книг скомпонованы таким образом, чтобы обеспечить непрерывное развитие повествования на едином, ничем не разделенном фоне, как, например, в свитке книги Иисуса Навина. Возможно, именно поэтому во многих сохранившихся книгах, например в т.н. Венской Книге Бытия (5 в.), иллюстрации располагаются над текстом узкими полосами и представляют собой сплошную, разрывающуюся при переходе со страницы на страницу композицию, которая никак не учитывает характер отведенного ей места. Существует предположение, что при переходе от папирусного свитка к пергаментному кодексу (современному типу книги) иллюстрации просто разрезались, чтобы удовлетворять новым параметрам формата.
Языческие прототипы. Вполне вероятно, что в композиции ранних еврейских и христианских свитков художники широко использовали аналогичные в сюжетном отношении языческие книги, извлекая из старого контекста отдельные образы и целые композиционные группы. Зависимость других видов христианского искусства от языческих прототипов бесспорна. Образ христианского ангела восходит к языческой персонификации победы, волхвы, приносящие дары младенцу Христу, - к варварам, приносящим дань своему победителю. Апостолы изображались наподобие языческих философов и поэтов. Даже образ Христа сложился под языческим влиянием: юный Христос в катакомбной живописи родствен языческому Гермесу, а образ Христа с бородкой и длинными волосами на прямой пробор происходит от обожествленного образа царя, каким его изображали в Месопотамии и древнем Иране. Нимбы, осенявшие Христа и святых, поначалу изображались вокруг голов императоров и других персон, занимавших в светской иерархии высокое положение.

Искусство Византийской империи (Билет 8)

 

Византия государство, возникшее в IV в. при распаде Римской империи в её восточной части (Восточная Римская империя) и существовавшее до середины XV в. Территория империи, находившаяся главным образом на юго-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии, неоднократно изменялась. В отличие от других государств Европы, Византия была менее затронута Великим переселением народов IV-VII вв. и избежала катастрофических разрушений, постигших Западную Римскую империю. Поэтому традиции античности долго сохранялись в византийском искусстве, тем более что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к средневековой культуре здесь затянулся надолго. Особенности византийского искусства определились отчётливо к VI в.

В градостроительстве и светской архитектуре Византии, в значительной мере сохранившей античные города, средневековые начала складывались медленно. Архитектура Константинополя (ныне Стамбул) в IV-VI вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс императорских дворцов с обширными помещениями и мозаичными полами) хранит связь с древнеримским зодчеством. Однако уже в V в. начинает складываться новая, радиальная планировка византийской столицы. Сооружаются новые укрепления города, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, гласисов. В культовой архитектуре Византии уже в IV в. возникают типы храмов, принципиально отличные от своих античных предшественников, - церковные базилики и центрические купольные здания, главным образом крещальни (баптистерии). Наряду с Константинополем (базилика Иоанна Студита, около 463) они возводятся и в других частях Византийской империи, приобретая местные черты и многообразие форм (суровая каменная базилика в с. Кальб-Лузех, конец V или середина VI вв., крестообразная в плане церковь монастырского комплекса Кальат-Семан, V в., - обе в Сирии; кирпичная базилика св. Димитрия в Салониках, сохранившая эллинистическую живописность интерьера, V в.). Простота наружного облика церквей контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров, связанного с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, как бы отделённая от внешнего мира среда. Со временем внутреннее пространство храмов становится более динамичным, в его текучие ритмы вовлекаются отдельные античные ордерные элементы (колонны, антаблементы и т. п.). В интерьерах храмов выражается ощущение бескрайности и сложности мироздания, неподвластного человеческой воле, вынесенное из потрясений, связанных с гибелью античного мира. Высочайшего подъёма зодчество Византии достигает в VI в. На границах страны возводятся многочисленные укрепления, в городах сооружаются дворцы и храмы, отмеченные имперским великолепием (центрические церкви в Эсре, Южная Сирия, 515, Сергия и Вакха в Константинополе, около 526-527, Сан-Витале в Равенне, 526-547). Завершаются поиски идеального синтетического культового здания, гармонически объединяющего базилику с купольной конструкцией. В VI в. возводятся большие купольные крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, ныне Греция; св. Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм св. Софии в Константинополе (532-537, архитектор Анфимий из Тралл и Исидор из Милета

Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды искусства, связанные с церковными и государственными нуждами, - стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается античный пластический метод, вырабатывается средневековая условность искусства, которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений.

Искусство скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей античную объёмно-пластическую форму (так называемая Голова философа из Эфеса, V в., Музей истории искусств, Вена). Со временем в искусстве Византии почти совсем исчезает круглая пластика. В рельефах (например, на так называемых консульских диптихах) отдельные жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией форм. Наиболее прочно античные традиции и мотивы сохраняются в произведениях художественного ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных мозаиках IV-V вв. ещё сохраняется античное ощущение реальности и красочности мира (мозаики церкви св. Георгия в Салониках, конец IV в.). Позднеантичные приёмы вплоть до X в. сохраняются в книжной миниатюре ("Свиток Иисуса НавинаЛ, Ватиканская библиотека, Рим). Но в V-VII вв. во всех видах живописи, включая первые иконы ("Сергий и ВакхЛ, VI в., Киевский музей западного и восточного искусства), нарастает духовно-умозрительное начало, которое подчиняет себе впоследствии все художественные средства.
Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлечёнными золотыми. Изображения становятся плоскостными и лишёнными материальности; их духовный смысл раскрывается с помощью эмоциональной выразительности созвучий чистых пятен цвета, ритмически богатых, гибких линий и обобщённых силуэтов. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-духовным смыслом.

Постепенный процесс феодализации, острая социальная борьба и народные движения в VII - начале IX вв. вызвали существенный перелом в художественной культуре Византии. В яростных столкновениях взглядов иконопочитателей и иконоборцев (отрицавших правомочность использования реальных изобразительных форм для передачи религиозного содержания) разрешались накопленные противоречия, формировалась эстетика развитого средневекового искусства. В период иконоборчества церкви украшались главным образом изображениями христианских символов и орнаментальными росписями. В зодчестве совершался переход к типу крестово-купольного храма (его прототип - церковь "Вне стен" в Русафе, Восточная Сирия, 569-586). В середине IX-XII вв., в период расцвета искусства Византиии, этот тип храма (с куполом на барабане) утвердился окончательно.

В IX-X вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального "архетипаЛ. Сюжеты и композиции росписей, приёмы рисунка и живописи подвергаются регламентации. Свои идеи живопись Византии выражала, однако, с помощью образа человека, раскрывая их как свойства или состояния этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в искусстве Византии, в известной мере сохраняя в претворённом виде художественный опыт античного искусства.

Принципы византийской живописи IX-XII вв. оригинально разрабатываются в отдельных художественных школах. Столичное искусство представлено мозаиками храма св. Софии в Константинополе, в которых нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств, строгой и изысканной манерой письма ("Владимирская богоматерь.
Высокого расцвета достигает декоративно-прикладное искусство (художественные ткани, перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла).

Традиции византийского искусства этого периода были унаследованы в средневековом искусстве Греции после захвата турками Константинополя (1453), положившего конец истории Византии. Искусство Византии периода его расцвета оказало огромное влияние на формирование национальных художественных школ эпохи средних веков во многих (главным образом православных) странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

 


Церковь Сан-Витале в Равенне. 526 - 547. Интерьер. План.

 


"Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Около 547.

 


Икона "Св. Пантелеймон". Дерево, энкаустика. 11 в. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.014 с.)