Особенности взаимодействия США со странами атр на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности взаимодействия США со странами атр на современном этапе



 

Азиатско-тихоокеанский регион в политико-географическом отношении целесообразно рассматривать как "мега-регион", включающий Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию, островные государства и владения CША в Тихом океане, а также западное побережье Северной и Южной Америк. АТР исторически является не только одним из важнейших объектов реализации американской внешнеполитической стратегии, но и масштабным ресурсом обеспечения политических, экономических и военных измерений национальной безопасности США.

Для политической стратегии и политики Соединенных Штатов в АТР характерна двойственная позиция. С одной стороны, США всегда проводили политику активного расширения своего влияния во всех без исключения регионах, включая АТР. С другой стороны, американцы стремятся переложить часть усилий по защите своих позиций в различных регионах земного шара на своих партнеров. США стараются усилить зависимость Японии от себя. В частности, это проявляется в том, что Соединенные Штаты поощряют развитие Японии в сфере обычных вооружений, сохраняя за собой единоличный контроль в области «ядерного зонта», одного из важнейших пунктов японо-американского военно-политического союза. Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществляется по следующим основным направлениям:

- во-первых, укрепление связей с традиционными союзниками – Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Таиландом, Австралией.

Со всеми этими государствами заключены двусторонние договоры, включающие взаимные обязательства о поддержке при обороне и отражении военной угрозы. Главным союзником США в регионе является Япония. Это объясняется как географическим положением Японских островов, играющих роль «непотопляемого авианосца» США, так и наличием общего противника – Китая. Военная доктрина Япония, принятая в 2004 г., впервые за послевоенный период официально называет Китай потенциальным противником; - во-вторых, сохранение и укрепление собственного военного присутствия в регионе. «Тихоокеанское командование» - крупнейшее в Америке. Группировка включает 300 тысяч человек и более 100 боевых кораблей. На военных базах США в регионе размещено ядерное оружие. Укрепляя отношения с союзниками и сохраняя в полном объёме военное присутствие в АТР, США стремятся таким образом осуществить «военное сдерживание» Китая. Однако это не значит, что Вашингтон намерен доводить дело до прямой военной конфронтации. Военное сдерживание США сочетают с развитием сотрудничества в экономической и политической сферах: без сотрудничества с КНР невозможно поддерживать стабильность в регионе, есть совпадение интересов в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, распространением ядерного оружия.

Формулирование внешнеполитической стратегии США в АТР администрацией президента Б. Обамы:

1) достаточно прагматичной, умеренной неореалистической концепции "ответственного вовлечения" (responsible engagement) КНР в решение региональных и глобальных проблем - при второстепенном значении приоритетов продвижения демократического "пакета" и политики "сдерживания посредством ограничения" (containment);

2) идеологизированной неоконсервативной концепции "сдерживания" и форсированного продвижения демократических ценностей.

В первые годы пребывания президента Б. Обамы в Белом доме были предприняты попытки реализации первого варианта, известного как политика "стратегического подтверждения" КНР в плане демонстрирования убедительной ответственности Пекина в процессе реализации собственной глобальной стратегии. Смысл такого варианта стратегии заключался в совместном разрешении тех главных проблем, где интересы сторон совпадают и смещении конфликтующих и особо "чувствительных" внутриобщественных приоритетов за рамки или на периферию стратегического диалога. В тоже время, США подчеркивали принципиальную необходимость прозрачности и устранения источников недоверия в политической, экономической и военной областях.

К концу 2010 года стало очевидно, что в американо-китайских отношениях наступил период длительного охлаждения. Этому в немалой степени способствовала продажа США Тайваню значительной партии обычных вооружений на сумму в 6,4 млрд долларов и ответное введение санкций в отношении компаний-производителей вооружений КНР. Были прекращены двусторонние консультации и диалог между оборонными ведомствами и военными специалистами разных уровней КНР и США. Следует отметить, что приоритет создание системы мер взаимного доверия в военной области с КНР в условиях непрозрачности и непредсказуемости военного строительства в этой стране для США является одним из приоритетов. К тому же, не менее жесткой оставалась позиция КНР и по другим важнейшим аспектам американо-китайских отношений, в частности по китайскому экспорту редкоземельных элементов, а также, по сути, не разрешимому "балласту" прав человека и ревальвации юаня. Китай – крупнейший торговый партнёр США и крупнейший держатель американских ценных бумаг на сумму свыше триллиона долларов. Как отмечал генерал, а позднее дипломат Колин Пауэлл, «Китай, хотя и является потенциальным противником, но всё-таки прежде всего торговый партнёр Америки, а вовсе не смертельный враг». У Китая также есть потребность во взаимодействии с США, заинтересованность в их материальных, интеллектуальных, технологических ресурсах. Китай никогда не согласится с претензиями США на мировую гегемонию или на мировое лидерство, однако сегодня во главу угла Пекин прагматично ставит интересы экономического развития и отсюда сдержанность в отношениях с Вашингтоном. Для США отношения с Японией имеют первостепенное значение в восточной политике. В интересах дальнейшего укрепления военно-политических связей между двумя странами США шли на многие уступки в экономической области, несмотря на усиливающееся экономическое соперничество. Торгово-экономические связи США и Японии являются весьма прочными и взаимовыгодными. Две экономических системы в значительной мере интегрированы через торговлю товарами и услугами. Что еще более важно, Япония и Соединенные Штаты тесно связаны потоками капитала. Япония - крупнейший зарубежный источник финансирования американского национального долга и, вероятно, надолго останется таковым, а также существенный источник прямого и портфельного инвестирования в экономику США. В то же время Соединенным Штатам принадлежит большая часть зарубежных инвестиций в Японии. Также нельзя забывать и о военно-политическом аспекте взаимодействия двух стран, поскольку союз с Японией долгое время был для США одним из инструментов проведения своей политики в АТР, а Япония, развивая свой экономический потенциал, опиралась, и до сих пор во многом опирается на поддержку Соединенных Штатов в области обеспечения своей национальной безопасности. США и Южная Корея имеют долгую историю дружбы и сотрудничества на основе общих ценностей и интересов. Две страны сотрудничают в борьбе с региональными и глобальными угрозами, а также с целью укрепления их экономик. Соединенные Штаты имеют военные базы в Южной Корее с целью выполнения своих обязательств, прописанных в американо-южнокорейском договоре о взаимной обороне (т.е. оказать помощь Южной Корее в защите от внешней агрессии). США и Южная Корея тесно координируют свои усилия по северокорейской ядерной проблеме и денуклеаризации Корейского полуострова. За последние несколько десятилетий, Южная Корея достигла удивительно высокого уровня экономического роста и в настоящее время является седьмым крупнейшим торговым партнером США. Между странами налажены связи по поставке промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, услуг и технологий. 15 марта 2012 года вступило в силу Соглашение о свободной торговле, что подчеркивает глубину двусторонних торговых связей между странами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.005 с.)