Теория музейной коммуникации и ее роль в формировании музея XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория музейной коммуникации и ее роль в формировании музея XXI в.



Коммуникация (лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями — такой смысловой ряд выст­раивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо но­сителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в пря­мой контакт, коммуникация осуществляется посред­ством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации — это наличие воз­можности для субъекта понять ту информацию, ко­торую он получает.

Впервые музей стал рассматриваться как социальный институт во вт. пол. XX в., в так называемый музейный бум. Тогда же появляется понятие музейной коммуникации, что означает «процесс общения посетителя с музейным предметом» (Д.Камерон). Сформировавшийся тогда коммуникационный подход заключался в рассмотрении посетителя как участника коммуникации, собеседника и партнера музея, а не просто пассивно получающего информацию.

На сегодняшний день коммуникационный подход принадлежит к числу основных направлений музееведческой мысли. В наиболее общем виде коммуникационный подход в музееведении характеризуется рядом принципов, задающих особый взгляд на музейную действительность.

1. Антропоцентричность или гуманитарный подход, который ставит во главу угла человека.

2. Культурологический подход, который предполагает, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы, независимо от их материальных носителей, существуют в определенном поле культурных значений. Поэтому субъекты, включенные в музейную коммуникацию, выступают как представители культурных позиций, а музейные предметно-пространственные «послания» - как культурные (или метакультурные) тексты.

3. Диалогический подход, рассматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов, разнящихся по своей культурной позиции. Поэтому конституирующим элементом любой ситуации музейной коммуникации является «разность культурных потенциалов» или культурно-историческая дистанция.

4. Аксиологический подход, исходящий из представления, что межкультурное общение является в своей основе ценностным. Поэтому ценностный аспект музейной коммуникации рассматривается как ведущий, а иные ее аспекты (обучение, передача информации, знаний и т.д.) - как подчиненные.

Уровни музейной коммуникации - те коммуникационные каналы, по которым осуществляется передача и расшифровка культурно-значимой информации в соответствии со спецификой музейного отношения к действительности (в основу которой положено постижение информационного потенциала, заложенного в предмете). Можно выделить два основных уровня музейной коммуникации: уровень «внешней» коммуникации и уровень «внутренней» коммуникации. Эти уровни отражают специфику самого процесса изучения музейных предметов и их дальнейшего представления. Уровень «внутренней» коммуникации связан с подготовкой самого музейного пространства, а уровень «внешней» коммуникации с его постижением и интерпретацией посетителем.

К «внутренним» уровням относятся:

- уровень коммуникационной связи предмета музейного значения и его исследователя, связанный с раскрытием различных сторон информационного потенциала, заложенного в музейном предмете. К данному уровню следует отнести такие направления музейной деятельности, как комплектование, научно-фондовая и научно-исследовательская работа, но может захватывать другие направления.

- уровень коммуникационной связи музейного предмета и создателей экспозиции, выявляющих возможности эмоционально-эстетического воздействия всего комплекса предметов, является следующим уровнем «внутренней» коммуникации. В данном случае, сам процесс коммуникации связан с преобразованием сгруппированных и систематизированных на первом уровне музейных предметов в единое контекстуальное пространство, призванное служить одним из каналов историко-культурной коммуникации.

Экспозиция традиционно является основной формой музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Создавая музейную экспозицию, музейные сотрудники должны четко представлять, с какой целью это делается, какую информацию они хотят донести до зрителя, как разместить экспонаты, чтобы в совокупности они помогли разобраться человеку в той или иной теме, эпохе, чтобы каждый экспонат логично дополнял другой. Экспозиция как основное средство музейной коммуникации связана с процессом организации восприятия посетителями информации, содержащейся в ней. Важным при этом является стремление к достижению адекватного взаимопонимания между зрителем и организаторами выставки.

Для усиления эмоционального переживания экспозиции используются различные аудиовизуальные средства, их задача - активизация внимания и творческих способностей посетителей. Кроме того, музеем разрабатываются специальные программы: просмотр световых карт, слайдов, кино- и видеофильмов, создаются залы с использованием видео- и звукозаписи. Несомненно, весьма важным показателем динамичности экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение мультимедийных средств и технологий. Мультимедийные системы могут быть ограничены отдельными интерактивными киосками или представлять собой специальные информационные зоны, включенные в музейную компьютерную сеть, могут являться мультимедийными инсталляциями, полностью интегрированными в выставочное пространство. Таким образом, можно отметить активное привлечение средств, усиливающих эффективность коммуникационного взаимодействия, и, следовательно, определенную внутреннюю динамику самого уровня музейной коммуникации, необходимость выработки стратегий, задающих направления и специфику реализации экспозиционной коммуникации в современном музее.

Коммуникационные уровни изучения музейного предмета и его организации в экспозиционном пространстве направлены на реализацию следующего уровня:

- уровня коммуникационной связи комплекса музейных предметов и музейного педагога, экскурсовода, психолога, стремящегося содействовать погружению в историческую среду, осуществлению трансляции культурных традиций. Этот уровень является логическим звеном в реализации единого коммуникационного процесса, так как усилия по изучению и представлению музейных предметов находят дальнейшее развитие в подготовке к их интерпретации посетителем.

Три уровня внутренней коммуникации направлены на осуществление «внешней» коммуникации, связанной, преимущественно, с экспозиционной и образовательной деятельностью музея. Этот процесс также имеет три основных уровня, смыслом которых является актуализация культуры и ее дальнейшая интерпретация. Центральным компонентом, в данном случае, будет являться посетитель и процесс его взаимодействия с музейным пространством. Если музейный предмет (ядро «внутренних» уровней музейной коммуникации) исторически задает основу музейного собрания, то посетитель (ядро «внешних» уровней музейной коммуникации) является, в свою очередь, главным субъектом музейной деятельности.

К «внешним» уровням коммуникации относят:

- уровень коммуникационной связи предмета и посетителя - интерпретатора, предполагающий умение «воспринимать» музейный предмет, постигать его свойства. Требования к посетителю - субъекту коммуникации - постоянно изменяются. В последнее время внимание ученых-музееведов все чаще обращается к анализу, казалось бы, общепринятой дефиниции «посетитель». Связано это с тем, что аудитория музея рассматривается уже не только как объект культурно-образовательной деятельности, но как принципиально необходимый партнер музея. Соответственно, считают специалисты, необходимо пересмотреть фундаментальное понятие «музейная аудитория», соотнести его с понятиями «посетитель», «зритель», «визитер», «партнер» и выделить наиболее значимые смысловые компоненты, вкладываемые в понятие «аудитория» в соответствии с развитием теории музейной коммуникации.

Обращение к экспозиционному пространству связано с реализацией следующего уровня «внешней» коммуникации.

- уровень коммуникационной связи экспозиционного комплекса и посетителя - интерпретатора, предлагающий посетителю моделировать область средних значений. Уникальное музейное пространство требует умения осмыслить его; оно ориентировано на творческий потенциал человека, его инициативу. Причем, творчество понимается не просто как основной принцип постижения музейного пространства: в музейном пространстве это творчество воплощается в его «распредмечивании». При «чтении» музейного пространства происходит процесс адаптации человека в пространстве культуры, так как человек обращается к творческим ценностным ориентациям.Посетитель в музее играет активную роль, наряду с научным сотрудником и художником (создателями экспозиции) он участвует в «пьесе» музейной экспозиции. Человек взаимодействует с пространством культуры, погружается в него, обращается к культурной доминанте системного целого «архитектоники» человеческого бытия.

Тем не менее, посетителю зачастую требуется помощь в осмыслении музейного пространства, подготовка к его восприятию. На решение этих задач направлены усилия музейных педагогических технологий и, соответственно, еще один уровень музейной коммуникации.

- уровень коммуникационной связи посетителя и интерпретатора - профессионала, ориентированный на реализацию процессов, осуществляющихся в направлениях образовательной деятельности музея.

Составной частью каждого из «внешних» уровней является уровень коммуникационной связи посетителя и социолога - исследователя музейной аудитории, связанный с изучением ценностных ориентаций и духовных потребностей аудитории для грамотной разработки прикладных технологий взаимодействия в музейном пространстве. Таким образом, можно говорить об особой области социологии - музейной социологии, которая изучает ценностные ориентации, духовные потребности аудитории и, соответственно, эффективность музейной работы.

Современные социологические исследования проводятся, традиционно, по трем основным направлениям: изучение потенциальной аудитории в целом, ее культурных установок, изучение мотиваций посещаемости музея, изучение обратной связи. Анализ аудитории, проводимый в музеях, включает: изучение основных параметров для характеристики музейной аудитории (социально-демографический признак, образовательный уровень, возраст, пол, проявление активности - реальная и потенциальная аудитория, постоянная и нестабильная, степень подготовленности к восприятию), изучение динамики музейной аудитории (наблюдения, социологические исследования).

Перечисленные аспекты охватывают области, связанные с изучением музейной аудитории, исследованием «обратной связи». Однако в последнее время границы музейной социологии расширяются: связь между музеем и аудиторией рассматривается не только как последовательно развивающаяся (при которой сначала создается музей, экспозиция, выставка, а потом анализируется ее восприятие), но как взаимодействие, когда образ музея формируется его ожиданием будущих поколений. Музейную социологию интересует и «проектный» посетитель, а социологические исследования становятся важным инструментом повышения эффективности музейной деятельности. Данный уровень музейной коммуникации непосредственно связан со всеми остальными уровнями, как «внутренними» (анализ потенциальной аудитории, прогнозирование возможного восприятия экспозиции и т.д.), так и «внешними» (изучение запросов аудитории, определение перспектив музейно-педагогической работы и т.д.). Он реализует общие задачи музея, принимающие в каждом направлении музейной деятельности конкретную форму в зависимости от частных задач направления. Сфера его действия - предварительное или опосредованное выявление «обратной связи», уровень эффективности музейной работы с посетителем.

Перечисленные уровни коммуникации охватывают все основные направления музейной деятельности, более того, они, в значительной степени, определяют направленность этой деятельности, задают ее стратегии, охватывающие как область «внутренней», «скрытой» коммуникации, связанную с «подготовкой» музейного пространства - документированием и тезаврированием, так и область «наружной», явной коммуникации, ориентированную на демонстрацию созданных музеем визуальных, актуализированных моделей культуры.

Коммуникативные технологии в музееведении на современном этапе. Проблема современной музейной коммуникации состоит в том, как создать и обеспечить приемлемый доступ зрителя к объектам; т.е. музейная коммуникация - это способы подачи своеобразных сообщений. Существуют две проблемы: во-первых, массовое восприятие культуры, массовая культура создает произведения, механизм трансляции которых, по большому счету, совершенно иной - не столь важно, где, когда и кем что-то создано, для потребителя массовой культуры важно получить информацию о предмете (событии) и некий симулякр знания о нем, так как человек массы привык получать информацию посредством СМИ, не задумываясь о том, какова ее интерпретация, объем, достоверность и точность (и такому зрителю вряд ли нужен музей, т.к. подобное восприятие часто переносится и на произведения элитарной культуры, и на культуру прошлых веков); во-вторых, несоответствие многих музеев времени, что затрагивает вопрос востребованности или невостребованности музея.

Эти проблемы можно решить, применяя новые технологии, оснащение, мобильные экспозиции, интернет-коллекции и т.д., но осуществлять вмешательство следует осторожно, учитывая сформировавшиеся веками традиции и общественное восприятие данного культурного института.

Таким образом, к музейной коммуникации, в рамках современного информационного общества, можно отнести:

- наличие у музея определенной ниши в информационном пространстве (т.е. в качестве приоритета наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей, выходит и работа со «зрителем»);

- современные формы взаимодействия музея и посетителя - актуальные и соотносящиеся с уровнем развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной произведения (т.е. положительно влияющие на создание образа);

- экспонирование предметов - более интересное и качественное, музей должен быть «подвижен» - постоянно разрабатывать новые выставки, новые способы подачи информации;

- технологии создания экспозиции - более целостные и контекстные, необходимы программы, рассчитанные на разные группы «зрителей», в зависимости от возраста или уровня подготовки к восприятию информации;

- определенная доступность фондов для дистанционного ознакомления и работы (создание интернет-каталога или виртуального филиала как, к примеру, у Русского музея);

- позиционирование себя в культурном пространстве (города, страны, мира), музей должен быть и известным, и актуальным, и не только для людей, которые включены в это пространство.

Музеи обслуживают абсолютно все слои населения. Для разных категорий посетителей разрабатываются различные экскурсии и экскурсионные тексты. При составлении и организации экскурсий учитываются возрастные особенности, род занятий, интересы экскурсантов. Для учителей и студентов разрабатываются особые лекции и дополнительные сообщения. Для учащейся молодежи проводятся тематические музейные уроки и лекции по различной тематике, вечера, вечера-встречи с интересными людьми.

Наряду с традиционными формами научно-просветительской деятельности музея - экскурсиями, лекциями, большой популярностью в последние годы пользуются театрализованные представления историко-этнографической и экологической направленности. Чтобы привлечь внимание посетителей, музеи выпускают книги, буклеты, брошюры. Во многих музеях организованы сувенирные лавки, что позволяет оставить не просто приятные впечатления у посетителя, но и предмет, который будет напоминать о посещении музея. Некоторые музеи используют анкеты посетителей, которые позволяют, во-первых, узнать мнение посетителей, а во-вторых, поддерживать связь с посетителями. Например, в картинной галерее имени Б.М. Кустодиева в Астрахани используется такая форма общения с посетителями, причем работники картинной галереи осуществляют смс-оповещение посетителей о предстоящих выставках, тематических вечерах и других мероприятиях.

Музеи задействуют тактильный канал коммуникации. Создаются специальные экспозиции для людей с ограничением по зрению или детские музеи, где коммуникация осуществляется через получение новых тактильных ощущений, развивающих новые представления об окружающей действительности. Постепенно музеи осваивают и канал электронной коммуникации, выражающийся в создании «виртуальных музеев», как воплощение собственных представлений о музеях, не существующих в реальности и являющихся результатом личностного отношения к культурному наследию.

Несомненно, весьма важным показателем динамичности экспозиционной системы является активное и все более полное внедрение мультимедийных средств и технологий. Уникальная современная музейная среда включает в себя все новые и новые типы музеев, в которых могут отсутствовать традиционные типы организации экспозиции. Это и интерактивные музеи, музеи одного экспоната, экомузеи, музеи под открытым небом. Многие современные населенные пункты представляют собой единое музейное пространство: это и мегаполис Санкт-Петербург, и небольшие города Золотого Кольца.

Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения коммуникационных нарушений и в целях выработки «общего взгляда на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания предметов.

Итак, восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения коммуникаци­онных нарушений и в целях выработки «общего взгля­да на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания пред­метов. Необходимы также социологические и психо­логические исследования в рамках «музей и посети­тель», которые позволяют музеям устанавливать «об­ратную связь» со своей аудиторией.


18. Музей как учреждение культуры. Типология и классификация музеев

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Функц М: экспозиционно-выставочная; экскурсионная; научно-исследовательская и образовательная.

Культ-образоват деятельность - одно из основных направлений деятельности М, теоретической основой которой является музейная педагогика - обуч регионал истории средствами музейного предмета образоват деят-ти. Формы культ-образовательной деятельности М разнообразны: экскурсии (обзорные, тематич, историч, архитектурно-градостроит); музейные уроки; научные конференции.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:

• общеисторические музеи (широкого профиля); (Государственный Исторический музей в Москве);

• археологические музеи; (археологический музей-заповедник «Танаис»);

• этнографические музеи; (Российский этнографический музей в Петербурге);

• военно-исторические музеи; (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве);

• музеи политической истории; (Музей политической истории России в Петербурге);

• музеи истории религии; (Музей истории религии в Петербурге);

• историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; (Музей городского быта «Старый Владимир»);

• монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; (Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда);

• прочие исторические музеи; (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге).

Художественные музеи делятся на:

• музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); (Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве);

• музеи декоративно-прикладного искусства; (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве);

• музеи народного искусства; (Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров);

• монографические; (Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.);

• прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие.

Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области – «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы – музеев подводной археологии. В их собраниях – остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва).

К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах – Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников, например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи, создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х – начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей

A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями которого являются мемориальное здание или место, коллекция мемориальных предметов и мемориально-бытовая экспозиция, закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак.

По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить: Зоологический музей Московского университета им. М.В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования; Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург); Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по данным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей».

Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX–XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около

10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 января 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

В н. 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы; музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам – музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около1000 общественных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей – Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы приобретать выдающиеся работы, музей занимается активной выставочной деятельностью и регулярно проводит аукционы, на которых выставляет отдельные предметы из своего собрания. За счет продажи вполне достойных, но не вписывающихся в концепцию музея произведений, он имеет возможность постоянно обновлять и совершенствовать коллекции. Средства, полученные на аукционных торгах, позволяют делать ценные приобретения, некоторые из которых достойны крупнейших государственных музейных собраний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 11382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.113.111 (0.072 с.)