Наименования действий и локусов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наименования действий и локусов



Православие – это не просто часть культуры русского народа. Его влияние на жизнь человека было всеобъемлющим. «Семейно-брачные отношения, этические нормы поведения, формы проведения досуга, различные виды взаимопомощи формировались и приобрели присущие им черты под воздействием православия» [Безгин: 175]

В произведениях Е. И.Носова интересны обозначения, связанные с явлениями всесовершенных свойств Божьих: всемогущества, всеведения, вездесущия, в сотворенном им мире. Акциональный (действенный) план религиозных обычаев связан с чтением молитв, совершение поклонов. Герои носовских произведений в основном верующие люди, поэтому часто читают молитвы, акафисты, обращаясь к Богу, Иисусу, святым. Акафист(греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo–сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – это особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.[Давыдов: 44]:

– Смысл нареченья зело пригож…ибо разумеется собой…песню…… во славу Господню. Прошка наш во славу божию песен не поет (Усвятские шлемоносцы, IV,66);

Срезал бы вербочку и свез матери во славу-то Божию. (Шуруп,II, 52.);

Уважь ты ему Христа ради …(Течет речка,III, 201);

Слава Божия и присутствие Божества – суть слова синонимы, и проявляется это присутствие на трёх этапах: во-первых, как духовное ощущение (когда сердце согрелось, и тепло к Богу взывает, собственно речь здесь идёт о молитве сердца); во-вторых, как духовное чувство (люди светские, имея частичное представление о нём, называют его ещё интуицией); и, наконец, как духовное видение (собственно богосозерцание).

В православной религии многие действия совершались во имя Бога, Христа, их славили:

… Делал он это на старинный манер христославия: открывал дверь, стаскивал у порога шапку и, кашлянув для верности голоса, тотчас начинал забубенной скороговоркой. (В чистом поле, II, 9).

В народной традиции существовало довольно много обрядовых манипуляций, которые обязательно соблюдались. Так, ранее мы говорили о значимости пуповины как сакрального предмета, который хранили и в использовали исключительно в трудный период жизни человека. В повести «Усвятские шлемоносцы» житель Усвят дед Селиван говорит:

Свята та сторона, где пупок резан! А ить было время, сынки, когда воинство, на брань идучи, брало с собой пуповинки. Как охранный, клятвенный знак. (Усвятские шлемоносцы, IV,160)

Как говорилось ранее, хлеб в жизни человека выполнял не только утилитарную функцию, поэтому в народной традиции соблюдались неукоснительные правила по отношению к этому важному, жизненно необходимому продукту: его нельзя выбрасывать, топтать ногами и т.д.:

Да и грех – в хлеб с ногами сигать… (Сронилось колечко, II, 276).

Также существовала традиция, провожая кого-либо в долгую дорогу, выпекать хлеб:

Везде затевали большие подорожные хлебы, стряпали прощальные столы (Усвятские шлемоносцы,IV, 127).

О его сакральной роли говорит мать Касьяна:

Что ж с чужим-то хлебом? На такое со своим полагается идти. Свой в сумке полегче, попамятнее…Я ведь и отцу твоему пекла, когда еще на ту войну провожала. Ан, цел пришел, невредимый… По хорошему, дак надо бы хлебец –то в Ставцы сносить, окропить водицей …(Усвятские шлемоносцы, IV, 106).

Кроме того, в народной традиции воде и действиям с ней отводилась также важное место. Е.И. Носов так об этом говорит:

Вода сама по себе, даже если она в ведерке, - непознанное чудо (Усвятские шлемоносцы, IV, 118).

Не случайно накануне отправки на войну мужчины Усвят шли на реку купаться, надевали все чистое:

Как есть все Усвяты. Здорово, служилый. И ты грехи смывать!...С самого утра идут мужички. Моются, рубахи новые надевают. Причащаются, можно сказать. Это верно: что в гроб, что на войну – в чистом надо. Не нами такое заведено, потому и нам блюсти (Усвятские шлемоносцы, IV,121).

Ранеемы уже говорили о том, насколько важны были иконы для русского человека. В каждом доме были специально отведенные места, где висели иконы. Такое место называли красный угол – красивый, прекрасный; рус. кутный угол – часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас, а также сам этот иконостас [Ожегов, Шведова:304].

Это было самое важное и почётное место в доме, где совершали молитвы члены дома и каждый, кто приходил в дом, проводились различные действия. Курский писатель неоднократно упоминает этот сакральный локус в своих произведениях:

Его сажали в красный угол. (Есть ли жизнь на других планетах,III,72)

…отказался и от обеда и, забившись под косой столик в красном углу горницы, где расположился киот и горела лампада, горестно оплакивал невосполнимое, что на языке взрослых называлось “не хлебом единым”… (Аз-буки,II, 154);

Пропевши такие слова, Квадрат поясно кланялся в красный угол и присаживался на лавку. (В чистом поле, II, 9);

На утренней стороне, как и теперь, всегда теснились ребятишки, на вечерней - женщины, а в красном углу, в застольном зените, всегда сидел главный резальщик хлеба, пока не приходило время уступить нож другому. (Усвятские шлемоносцы, IV, 111).

Сочетание святой угол синонимично красный угол, первое более подчеркивает его основное религиозное назначение:

В святом углу висели родовые иконы во главе с сурово воззирающим Спасом, узкой и темной дланью творящим священное знамение. (Сронилось колечко,II,275);

Проходивший мимо отец Василий заново освятил жилище, самолично зажег лампаду в святом углу. (Тепа, III,317).

Общеизвестное словосочетание в народном обиходе также называли божницей (или киот) – специальный открытый шкафчик, в котором размещались иконы [Ожегов, Шведова: 53]:

Не найдя, что следовало бы исправить, дедушка доставал запрятанное на божнице … (Аз-буки, II,142);

Касьян в свой тридцатишестилетний зенит, когда еще кажется далеким исходный житейский край, а дни полны насущных хлопот, особо не занимал себя душеспасительными раздумьями, давно уже перезабыл те немногие молитвы, которым некогда наставляла покойница-бабка, и редко теперь обращался в ту сторону, да и то когда отыскивал какой-нибудь налоговый квиток за божницей. (Усвятские шлемоносцы, IV, 101)

Важными локусами, имеющими отношение к народной традиции, духовной и материальной культуре, являются церкви, часовни, храмы, которых на Руси было великое множество и почти каждая называлась или по местности, или по имени святого. Е.И. Носов довольно часто в своих произведениях повествует об этих культовых локусах:

-Стекол в то время в простых сельских храмах еще не было,– поет Михалыч. Он (Вовик) встает и, делая вид, будто осматривает церковь, заходит за угол постройки. Мигалыч, нагнув растрепанную голову, суворовским жестом простирает вперед указку и быстрым своим шажком ведет осматривать соседнюю Великозерскую часовню. Савоня достает из кармана недоеденную баранку и, отламывая по кусочку, вяло жуя, наблюдает за работой, сличает картину с живой Преображенской церковью. (И уплывают пароходы, и остаются берега, III,342–343);

Сам же храмец – обезглавленный, изрядно обветшалый, с порослью березок по карнизу (Яблочный Спас, IV, 315);

И отсюда, с земли, сквозь перепутанные былинки вставший пред нами храм Преображения походил на кем-то забытый в мураве туесок, доверху переполненный грибами- куполами. ( Голубую лодку напрокат, III,375);

На чужих огородах в зарослях репейника расставляли ловчие сетки на щеглов и потом продавали их на птичьем базаре, собиравшемся каждый выходной день в тупике под стенами церкви Святого Фрола. (Дом за триумфальной аркой, II, 185);

Возле Троицкой церкви по данному обычаю, поди с тех пор, как на крутояре возвысился этот храм, приходские пастухи, сменяя друг друга, подудывая на рожках, из века в век со смежных улиц скликали стадо. (Фагот, IV, 171).

Таким образом, можно сказать, что русский народ издавна свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение, постоянно дополняясь все новыми деталями. Христианский персоналий связан с именами святых, которые тем или иным образом связаны с Иисусом Христом, с его земной жизнью. Они отображены в ликах икон. Православие – это не просто часть культуры русского народа, его влияние на жизнь человека было всеобъемлющим.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.008 с.)