Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные методологические подходы.
Хотя налицо значительное разнообразие целей, практических ролей и условий работы агентств и систем клиентов в рамках социальной работы и практики социального планирования и организации общин, существует некоторое единообразие в том, как осмысливаются средства достижения целей практической деятельности. Практику социального планирования и организации общин отличает применение разработанного алгоритма решения проблем. В самой общей форме данный алгоритм включает в себя определение и анализ проблемы, разработку плана действий, выполнение плана и оценку его результата, причем все эти этапы осуществляются в связке с системой клиентов. На этом отвлеченном уровне различные виды практики не только имеют общую методологическую структуру, но эта структура имеет установку на решение проблем таким же образом, как и традиционное решение конкретных проблем конкретных клиентов или социальных групп. Напомним, что такое традиционное решение состоит из исследования, постановки диагноза и собственно решения. Причина, в силу которой в разнообразных видах практики социального планирования и организации общин применяется этот методологический подход, состоит в том, что процесс решения проблем содержит ряд этапов, каждый из которых требует выполнения определенных задач. Разные виды практики устанавливают разные связи с системой клиентов, когда практический работник может выступать в первую очередь как помощник, воспитатель, руководитель или защитник. Подобным образом относительная важность различных задач также изменяется в соответствии с альтернативными подходами к практике (Г. Брейгер и Г. Спехт, 1973; Р. Перлман и А. Гарин, 1972). С начала 60-х годов деятельность по совершенствованию методологии осуществлялась в двух формах: 1) концептуальный анализ составных особенностей процесса решения проблемы и 2) эмпирический анализ попыток построить мост через пропасть между теорией и практикой.
Концептуальный анализ. Процесс концептуального анализа включает разработку и уточнение различных этапов процесса решения проблемы, возможных способов решения задач, которые должны быть выполнены на каждом этапе. Выделяется от трех до восьми стадий в зависимости от того, насколько тонкую черту между взаимосвязанными видами деятельности хочет провести аналитик (А. Кан, 1969; Р. Перлман и А. Гарин, 1972, Г. Фримэн и К.Шервуд, 1970).
Теоретики практической работы отметили два основных типа задач, которые нужно выполнять на различных этапах, связанных с социополитическими и техническими особенностями процесса решения проблемы. В работе под редакцией Р. Крэмера и Г. Спехта (1975) отмечено, что технические аспекты этого процесса требуют, чтобы практический работник занимался решением аналитических задач, а социополитические аспекты требуют выполнения задач взаимодействия. Аналитические задачи включают сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, уточнение целей, выбор политических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладного социального исследования и анализа политики социального обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствованных специфических приемов для использования в аналитических задачах, например социальное обследование, номинальное группирование для формулирования проблем, управление посредством целеналожения системы планирования, программирования и составления бюджета (Н. Гилберт и Г. Спехт, 1979). Задачи взаимодействия включают создание структур для общинного планирования и принятия решения, выдвижение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и облегчение связей, оговаривание условий и обмен мнениями между сторонами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы. Главное интеллектуальное и философское течение, связанное с задачами взаимодействия, включает понятия о социальном классе, структуре власти общины, а также расовой и этнической принадлежности. Разработка этих понятий является сравнительно новой областью для американской социальной мысли. По меньшей мере два типа теоретических работ помогли осветить типы взаимодействия. Первый — перспективное рассмотрение условий практики социального планирования и организации общин, например, в концептуальных трудах Р. Уоррена (1963,1967) о межорганизационной сфере и общине как социальной системе, а также в анализе различных типов социальных систем Р. Майера (1972). Эти труды обращают внимание практических работников на такие элементы в общине, которые должны учитываться при разработке структур принятия решений и облегчения отношений по переговорам и обмену. При помощи системного анализа возможно определить компоненты общин и организаций, так же как и взаимодействие и взаимозависимость, которые их объединяют. Второй тип — теоретические перспективные разработки тактики, стратегии и использования ролей. Этот тип представлен разработкой техники вмешательства в труде Г. Спехта (1969) и в проведенном Р. Воланом (1971, 1980) анализе переменных, которые влияют на связь "работник планирования—клиент", объясняют важные проблемы, сопутствующие вмешательству, и возможные последствия различных альтернатив.
Хотя был достигнут значительный прогресс в освещении диапазона альтернатив в решении аналитических задач и задач взаимодействия, главным теоретическим вопросом для практики социального планирования и организации общин остается различие акцентов на технические и социополитические аспекты процесса решения проблемы (под ред.Н. Гилберта и Г. Спехта, 1977). Крайности данной альтернативы представлены конкурирующими представлениями о характере и процессе решения проблемы. Эти концепции известны как подход рационального принятия решений и "несвязанный инкрементализм". Подход смешанного просмотра, предлагаемый А. Этциони (1967), представляет среднюю позицию между этими крайностями, но вопрос наилучшим образом освещается путем исследования двух противоположностей. При рациональном подходе к принятию решений метод решения проблем понимается как упорядоченное, логическое продвижение от диагноза к действию, основанное на анализе относящихся к делу фактов, теорий и ценностей. При помощи технических процедур определяются проблемы, взвешиваются альтернативные решения, разрабатываются программы и оценивается их эффективность. Таким образом может быть, вероятно, найдено правильное или "наилучшее" решение. В отличие от рационального подхода к принятию решений, "несвязанный инкрементализм" не рассматривает решение проблемы как процесс глубинного анализа причинно-следственных связей, характерных для широкого спектра вариантов политического выбора. Как изложено в классическом описании "доведения дела до конца кое-как" (К. Линдблум, 1959), инкрементальный подход нацелен на достижение небольших успехов в решении проблем путем последовательных ограниченных сравнений между тем, "что есть" (существующего положения), и тем, "что приемлемо или выполнимо посредством изменения". Значение технических аспектов планирования "лучших" программных решений преуменьшается в пользу социополитического поведения, которое ищет соответствия по интересам. С этой позиции задачи взаимодействия, такие, как проведение переговоров, обмен, поиски компромисса и выработка согласия, предстают как доминирующие особенности процесса решения проблемы. Признавая, что и рациональный и инкрементальный подходы к принятию решений являются полезными, практические работники постоянно сталкиваются с необходимостью выбора одного из них. Одним из оснований для выбора является рассмотрение типов проблем, с которыми пришлось столкнуться. Т. Картрайт (1973) разработал типологию проблем, основанную на ряде переменных в определении проблемы и той точности, с которой эти переменные могут быть установлены. На одном конце континуума находятся "простые" проблемы, которые могут быть решены исходя из рационального подхода к принятию решений. На другом конце располагаются "сложные" проблемы, которые более соответствуют инкрементализму. Согласно этой точке зрения, равновесие между аналитическими задачами и задачами взаимодействия, которые должен решить работник социального планирования и общинной организации, понимается как состояние динамического приспособления, когда акцент в работе смещается в соответствии с особенностями возникшей проблемы и тем, как она определена. Степень применения работниками планирования рационального и инкрементального подходов для решения проблем также связана с построением планирующих структур общины, в особенности с тем, в какой мере принимают участие в планировании группы по интересам.
Эмпирический анализ. Практика социального планирования и организации общин выиграла также в последние годы от многочисленных эмпирических исследований, связанных с выполнением важных задач по решению проблем. Социологи, политологи и исследователи, связанные с социальной работой, провели исследования отношений между клиентами и практическими работниками, степени участия клиентов, качества выполнения социальными работниками своей роли, организационных изменений, определения проблем, распределения власти в общине, подходов к принятию решений, координации услуг и оценок программ. Согласно Дж. Ротман (1974), в период с 1964 по I 1970 г. были опубликованы отчеты о результатах почти тысячи исследований, связанных с данными проблемами. Сильный импульс для этих исследований дало федеральное правительство, которое пыталось оценить влияние поддерживаемых им программ социального действия в общинах. Программы "Война с бедностью", образцовых городов, проекты интеграции услуг Министерства здравоохранения и социального обеспечения США, а также общинные программы по вопросам душевного здоровья обслуживали те социальные сферы, в которых проводились эмпирические исследования, связанные с практической работой по социальному планированию и организации общин.
Эти исследования анализируют в основном состояние дел в организациях, структуры власти в общинах и программы планирования в одной или нескольких общинах. В общих чертах эти исследования дают хорошее представление о динамике практической работы, показывают активность населения. В некоторых исследованиях намечены практические выводы на основе полученных данных (например, Н. Гилберт, Г. Спехт и Д. Линдеман, 1981). Данные, полученные Гилбертом и соавторами, поднимают вопрос о желательности годичных циклов планирования, особенно в те периоды, когды финансы не увеличиваются. Они предполагают, что двух- или трехгодичные циклы планирования могут несколько ослабить действенность программ. Однако основная польза от эмпирических исследований заключается в совершенствовании практической базы знаний, доведении ее до высокого уровня абстрактности, формировании эмпирических моделей, что является серьезным вкладом в практическую работу. По-прежнему невелико количество эмпирических исследований, имеющих прикладное значение. Но их количество растет. В настоящее время кодификация и апробирование принципов практической работы находятся в зачаточном состоянии. Однако по мере накопления эмпирических данных предпринимались попытки объединить эти знания в единое целое. Например, Дж. Ротман, Дж. Эрлих и Дж. Тереза (1979) предпринимали систематические попытки превратить эмпирические данные по таким аспектам практики, как исполнение роли и организационные изменения, в специфическое руководство к действию, которое выдержало испытание практикой и было усовершенствовано. Процесс решения данной проблемы включает борьбу мнений различных слоев общины в отношении ценностей — мнений о том, какие проблемы стоит исследовать и какие результаты заслуживают обсуждения. Сторонники соперничающих аспектов социального планирования и организации общин продолжают избегать стабильного применения научного метода и технических решений, поэтому они являются источником напряженности, но в то же время вносят ту оживленность, которая является характерной чертой практики.
Образование.
Начиная с 1964 г. подготовку практических работников социального планирования и организации общин на факультетах социальной работы, пожалуй, лучше всего характеризуют три черты: разнообразие, количественный рост и усиление значимости технического мастерства. То разнообразие, которое отличает программы образования в практической социальной работе, стимулировалось огромным общественным возбуждением и изменениями, вызвавшими подъем профессиональной социальной работы в 60-е годы. Профессиональная ориентация на практическую деятельность испытала сильное влияние трех обстоятельств: движения за гражданские права, которое было частью всеобщего стремления к прогрессивным изменениям в общественных отношениях, развития государственных программ, таких, как "Война с бедностью" и образцовых городов, а также обеспокоенности в 70-е годы проблемой институционального неравенства.
Школы социальной работы отреагировали на это экспериментированием и преобразованием учебных планов с учетом этих обстоятельств. Многие программы подготовки, основанные на традиционном триединстве: "работа по решению конкретных проблем конкретных людей — групповая работа — организация общин", уступили место новым моделям; по-новому формировались учебные планы; в некоторых из них придавалось особое значение подготовке специалистов широкого профиля, сведущих во всех трех методах. Другие программы были сфокусированы на подготовке по прямым и непрямым типам услуг или клиническому направлению и направлению социальных изменений. Программы подготовки по социальному планированию и организации общин числятся в различных разделах, таких, как "Организация, планирование и управление", "Планирование в общинах", "Социальная политика и обслуживание общин". Увеличение количества программ частично отразило резкое увеличение за этот период общего количества учащихся, факультетов социальной работы на аспирантском уровне (Ф. Левенберг (ред.), 1967,1970). Таким образом, с середины 60-х до середины 70-х годов произошло много качественных изменений в подготовке работников социального планирования и организации общин. Объединение социологических теорий позволило выдвинуть соответствующие предложения по курсовому материалу, связанному с вопросами практики. В процессе преподавания политики социального обеспечения выработался более аналитический подход к обучению, дающий возможность изучать основные элементы программы, а не предлагать ряд программных описаний. А курсы, связанные с экономикой социального обеспечения, все чаще становятся частью учебного плана по социальному планированию и организации общин. Значительным событием стало внедрение во многие программы изучения компьютерной технологии и продвинутых исследовательских методов. Всеобщей тенденцией стало обращение к аналитическим способам решения проблем. По-видимому, эта тенденция заостряет внимание на подготовке к решению задач на взаимодействие, включая динамику группы и межличностные отношения, которые традиционно характеризовали процесс обучения социальному планированию и организации общин. Однако с 1979 г. начали терять свое значение программы высшей школы, стал уменьшаться и списочный состав учащихся. (В 1979 г. насчитывалось свыше 17 тыс. обучающихся на степень магистра, а в 1983 г. — менее 15 тыс. (А. Рубин, 1980, 1984). Более того, произошло пропорционально большее снижение количества обучающихся социальному планированию и организации общин: 340 (4,2% всех учащихся) в 1979 г. по сравнению со 163 (2,6% от всех учащихся) в 1983 г. Существует несколько вариантов объяснения этих изменений. Еще в конце 70-х годов, когда у власти находилась администрация Дж. Картера, начала уменьшаться правительственная поддержка программ социальной работы и социального обеспечения, а также образовательных программ в сфере социальной работы. В 80-е годы, в период администрации Р. Рейгана, этот процесс приобрел ускоряющийся темп. Были упразднены многие федеральные программы, которые поддерживали виды деятельности по организации и планированию, например управление услугами в общинах. Многих потенциальных студентов, конечно, отпугнуло сокращение поддержки образовательных программ по социальной работе, а также мнение, что в социальной работе нет перспективных возможностей получения профессий, ибо их престижность падает. Вдобавок консервативное в целом настроение американского общества в 80-е годы привело к тому, что все меньшее число студентов обращается к программам обучения, главными проблемами которых являются общинное действие, общественное изменение и социальная справедливость.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.017 с.) |