На одном из декабрьских уроков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На одном из декабрьских уроков



 

Алексей Степаныч взял у Марины из рук скрипку и дал ей Мишину, большую.

— Ну-ка, — сказал он, — попробуй.

Марина стала играть на Мишиной скрипке. Сначала пальцы не попадали на свои места, но очень скоро приноровились. А как хорошо было играть на большой скрипке! Гораздо удобнее, чем на трёхчетвертной.

— Вот что, — сказал Алексей Степаныч: — тебе срочно нужна большая скрипка, на твоей тебе уже нельзя играть.

— Алексей Степаныч, — жалобно сказала Марина, — где же я срочно возьму новую скрипку?

— А я не виноват, что ты так растёшь! — засмеялся Алексей Степаныч. — Смотри, меня уже переросла.

Марина подумала, что это он, конечно, сильно преувеличил: она ещё его не переросла и даже не доросла до него. Но, действительно, она очень выросла за последнее время — все платья стали короткими.

Марина положила Мишину скрипку, взяла свою и начала играть. И вдруг сама почувствовала, что она ей мала.

Марина испугалась: ведь скоро на сборе дружины будет большой концерт — рапорт товарищу Сталину! Как же она будет играть?

— Ладно, не горюй, — сказал Алексей Степаныч. — Скрипку я тебе достану, к следующему уроку принесу. Можно бы взять школьную, но у меня есть на примете один очень интересный инструмент. А свою давай мне. Я её отвезу в Верину школу. Елизавета Фёдоровна просила меня там побывать.

«Счастливый Алексей Степаныч! — подумала Марина. — Я бы сама туда съездила».

Марина отдала скрипку Алексею Степанычу. «Хорошо бы, она досталась Тамаре!» — подумала она.

Вернувшись домой без скрипки, Марина загрустила. Она так привыкла к своей скрипке, её скрипка была такая хорошая. И ещё неизвестно, какой будет новая... Марина даже поплакала немножко, дожидаясь маму. Потом записала эту сегодняшнюю неприятность в дневнике и, чтобы утешить себя, написала:

«А теперь напишу про хорошее — про малышей. Они меня теперь знают и всё время ко мне бегают. Я им немножко помогаю оформлять их подарки, но вообще стараюсь, чтобы они делали их сами, — так советовала Оксана. Малыши— теперь бегают ко мне вообще со всякими делами: кому нужно отточить карандаш, кто не понимает задачки, а кому настроить скрипку. А какие у них скрипки маленькие! И сами такие маленькие! Прямо трудно поверить, что и я была когда-то такой же».

 

История старой скрипки

 

Этой скрипке было, вероятно, больше ста лет — лак на ней потускнел, отклеились деки. Где была эта скрипка, в чьих руках? Кто знает...

Алексей Степаныч рассматривал старую скрипку и как будто читал по ней её историю.

— Смотри, Марина, — говорил он: — видишь, как стёрто дерево вот здесь, на краю деки, а ведь ему бы не надо здесь стираться. Почему это случилось? А вот почему. Скрипка эта, видно, не один год была в руках у человека, который очень низко держал её при игре. Видишь, вот так? Такая манера игры была свойственна в прежнее время народным скрипачам. Если посмотреть старинные картины, гравюры, изображающие народных скрипачей, — на всех ты увидишь эту манеру игры. Так играли и у нас — особенно на Украине и в Белоруссии — и в других странах, но преимущественно в Румынии. Эта манера игры одно время даже называлась румынской. Можно, следовательно, предположить, что эта скрипка довольно долгое время находилась в Румынии... А теперь смотри, Марина, — видишь эту выжженную внутри скрипки надпись? Смотри сюда, сквозь эфы.

Марина, прищурившись, прочла выжженную внутри старой скрипки надпись и с удивлением посмотрела на Алексея Степаныча.

— По-русски! — сказала она. — Написано: «Иван Батов».

— Да, эту скрипку делал старый русский мастер Иван Батов, который жил в начале прошлого века, — сказал Алексей Степаныч.

— А как эта скрипка попала в Румынию? — спросила Марина.

— А ты как думаешь?

— Наверно, её забрал где-нибудь в украинском городе фашистский солдат, — сказала Марина. — Во время войны.

— Может быть, — сказал Алексей Степаныч. — А вернее, что её увезли раньше. Мы можем лишь догадываться, какой путь прошла эта скрипка от русского мастера из народа к румынскому народному скрипачу. Мы этого не знаем. Возможно, что играл на ней талантливый скрипач — ведь румыны очень музыкальный народ — и скрипка переживала счастливые дни. Но она побывала в тяжёлых военных переделках — видишь, как расклеились её деки, как погнулся смычок! Может быть, тащил её, как пленницу, в своём вещевом мешке солдат фашистской армии...

И Алексей Степаныч задумался, разглядывая старую скрипку. Вероятно, он вспомнил что-то относящееся к тому времени, когда сам был на фронте.

— Алексей Степаныч, — робко спросила Марина, — а можно на ней играть?

— Можно.

Алексей Степаныч приложил старую скрипку к подбородку и провёл смычком по струнам. Старая скрипка ответила ему тихим, каким-то жалобным, чуть дребезжащим звуком.

— Жалуется, — прошептала Марина.

— Да, нелегко ей пришлось, — сказал Алексей Степаныч. — Ну ничего, мы её починим. Я уверен, что она должна зазвучать. Ведь делал эту скрипку, Марина, замечательный русский мастер, крепостной. Сколько души он вложил в свою работу, сколько провёл над ней бессонных ночей и долгих дней!

Алексей Степаныч тихонько наигрывает на старой, дребезжащей скрипке, и Марине кажется, что она видит маленькую избёнку, тусклый свет через окошко... Сидит мастер за работой, кинет взгляд в окно — а за окном снежная равнина, далёкий тёмный лес... Родные, дорогие ему места, только не волен он идти, куда глядят глаза, а вот скрипка его — та будет свободной. Она запоёт, и никто не сможет заглушить её голос, никто не заставит замолчать её песню...

— А сколько прекрасных русских песен было сыграно, наверно, на этой скрипке, Марина! — говорит Алексей Степаныч.

И он снова кладёт на плечо старую скрипку и играет грустную и широкую, как поле, песню «Не одна во поле дороженька...» Чуть дребезжащим, тихим голосом поёт скрипка.

— Ну, отдыхай, — говорит Алексей Степаныч и кладёт старую скрипку в футляр. — Сейчас, Марина, мы отнесём её Ивану Герасимовичу.

 

Второе рождение

 

Старый школьный мастер Иван Герасимович сидел за рабочим столом в своей маленькой мастерской. Марина вошла вслед за Алексеем Степанычем и с любопытством огляделась. Огромный контрабас стойко высился в углу, как сторож маленькой мастерской, и с высоты своего величия обозревал всё своё хозяйство: золочёную красавицу-арфу, громоздкие литавры, шеренгу виолончелей — мал мала меньше, и целую армию скрипок: скрипок крошечных, скрипок маленьких, чуть побольше и, наконец, скрипок уже не детских, больших — таких, как будущая Маринина.

— А, принесли! — сказал Иван Герасимович. — Давайте её сюда.

Он бережно взял из рук у Алексея Степаныча старую скрипку и стал её рассматривать.

— Он самый, — сказал Иван Герасимович, — старик Батов. Как же не узнать его! И без подписи узнал бы. Видите, как края обтёсаны? Батовская манера... А форма какая благородная!

— А можно её починить? — спросила Марина.

— Почему же нельзя? Эта скрипка живучая, Иван Батов безделушек не делал. Приходи, девочка, за ней через три дня.

В эти дни у Марины совсем не было скрипки. Старую Алексей Степаныч уже увёз в фабричную Верину школу.

Сначала Марина делала вид, что очень рада неожиданному отдыху. Но на третий день она стала слоняться по комнате и громко вздыхать.

Елена Ивановна сидела за столом, рассматривала какие-то чертежи и выкройки. Марина подошла к ней, заглянула в чертёж. Ещё зима, а мама уже занимается летней обувью — похоже, что детскими сандалиями. И тоже, наверно, будут всех цветов. Может быть, даже красные с белым горошком.

Марина загляделась на чертёж, опёрлась о мамино плечо.

— Что тебе, Мариша? — ласково спросила мать, не поднимая головы.

— Эти какие будут? Красные с белым горошком?

— Да, с горошком. А что, хорошо?

— Очень хорошо. Мама, а мне что делать?

— Как что? Занимайся уроками. Сходи за хлебом.

— Схожу, схожу. Я не про то... Я играть хочу!

— Вот так так!.. Ничего, поскучай. Алексей Степаныч сказал мне: пусть поголодает немножко.

— Да, «поголодает»! — ныла Марина. — Играть хочу...

— Пойди к Гале, попроси у неё скрипку на часок.

— Мамочка, это совсем другое — мне на своей нужно играть. Она знаешь какая хорошая!

— Тогда потерпи, — сказала Елена Ивановна и снова углубилась в работу.

Марина повздыхала ещё немного и села решать заданную на завтра задачу. Но задача не ладилась. Нет-нет, а звучал в голове у Марины грустный, тихий голос старой скрипки. «Какая она хорошая!» — думала Марина.

Назавтра она пошла на урок к Алексею Степанычу без скрипки. Это было странно и непривычно.

— Была у мастера? — спросил Алексей Степаныч, когда Марина заглянула в класс. — Иди к нему. Скрипка сохнет, скоро будет готова.

Марина побежала в мастерскую.

— А, здравствуй! — сказал Иван Герасимович. — Ну, вот твоя скрипка, сейчас будет готова.

Старая скрипка лежала на рабочем столе. Она была ещё не совсем готова — на ней не было ещё подгрифка и струн, — и всё же она не казалась уже ни старой, ни больной. Она была подклеена, очищена от грязи, отполирована.

Марина присела на краешек стула и с любопытством следила за умелыми руками Ивана Герасимовича. Как ловко его большие руки обращались с тонким старым деревом!

Дверь открылась — пришёл Алексей Степаныч, а за ним Сергей Петрович, хранитель школьных инструментов.

— Неужто Батова? — спросил Сергей Петрович, разглядывая Маринину скрипку. — Ну, эта зазвучит!

— И я так говорю, — сказал Алексей Степаныч. Он говорил уверенно, но видно было, что он почему-то волнуется.

Все ждали и почти не разговаривали. Сергей Петрович, зашедший в мастерскую на минутку, тоже остался — и его увлекло ожидание. Зазвучит старая скрипка или нет? И как зазвучит?

Но вот Иван Герасимович натянул поверх новой подставки новые струны, ударил камертоном о край стола и, приложив камертон к скрипке, послушал ответный глуховатый звук.

— Настраивайте, — сказал он, передавая скрипку Алексею Степанычу.

Алексей Степаныч проверил строй, поглядел на Марину и передал ей скрипку.

— Ну, Марина... — только сказал он.

Марина вскочила со стула, подняла скрипку. Она волновалась больше, чем на концерте.

— Играй, — сказал Алексей Степаныч, и Марина заиграла.

Все окружили её.

— Я говорил! — закричал Сергей Петрович.

— Я раньше говорил, — сказал Алексей Степаныч.

— Ну, разве старик выдаст? — добродушно подтвердил Иван Герасимович.

А старая скрипка пела чистым и сильным голосом — так уверенно и мужественно звучала в детских руках, как будто говорила: «Вы думали, не зазвучу? Ещё как зазвучу! Играй, девочка, играй, не бойся! Я буду твоим другом. Я тебя всегда выручу. Только...»

— Теперь только работать, — как будто заканчивая разговор скрипки, сказал Алексей Степаныч.

— Да, уж с такой скрипкой грешно лениться! — подтвердил Иван Герасимович.

— Ну, желаю тебе успехов, — заключил Сергей Петрович и ушёл к себе, но через минуту вернулся.

— Знаете, даже ко мне доносится, на другой конец коридора, — сказал он, просовывая в дверь голову. — Замечательный инструмент!

Из мастерской Марина вышла вместе с Алексеем Степанычем. Было уже поздно, и учитель велел ей идти домой.

Марина несла футляр со своей новой скрипкой, Алексей Степаныч молча шёл рядом, изредка поглядывая на её счастливое лицо.

— А знаешь, Марина, — вдруг сказал он, — как я начал учиться? Мне очень хотелось играть, но в школу меня не отдавали и скрипки не покупали — родители считали это моё желание ребячеством. А я всё-таки настоял на своём, выпросил. У нас был знакомый оркестрант, он стал меня учить. Но скрипки у меня так и не было — я играл только в дни уроков на скрипке своего учителя.

Марина с удивлением взглянула на Алексея Степаныча: «Как же так заниматься?»

— Удивляешься? Вот так и занимался. А через месяц мой учитель увидел, что я осторожно обращаюсь с инструментом, и разрешил мне взять скрипку домой... Если б ты видела, как я бежал с ней по улицам! Прибежал домой и начал играть. Не обедал, не ужинал... Вечером у меня насильно отняли скрипку и велели ложиться спать... Вот как приходилось заниматься! А вы лентяйничаете.

— Алексей Степаныч, ну разве я с такой скрипкой буду лениться? Вот честное пионерское, не буду!

— Верю, — сказал Алексей Степаныч. — Не надо клясться.

— Алексей Степаныч, расскажите ещё, пожалуйста! Как же вы попали в нашу школу?

Алексей Степаныч искоса поглядел на Марину.

— Ну ладно, — сказал он, — до Садовой дойдём вместе... Как я попал в нашу школу? Мой учитель нашёл, что мне нужно серьёзно учиться музыке. Он посоветовал отцу отвести меня в нашу школу, к Елизавете Фёдоровне. Так и сделали. Помню, я очень волновался. Елизавета Фёдоровна прослушала меня и взяла в свой класс.

— А как вы занимались у Елизаветы Фёдоровны? Алексей Степаныч, расскажите! Пожалуйста!

Алексей Степаныч засмеялся:

— Хорошо, расскажу. Ты хочешь знать, как я учился у Елизаветы Фёдоровны? С невыученным заданием никогда не приходил в класс. Но случалось и мне на уроках поплакать...

— Вы плакали?

— Плакал, — серьёзно ответил Алексей Степаныч. — Когда огорчал Елизавету Фёдоровну. Очень стыдно было её огорчать. Ведь она столько терпения, столько своих знаний отдавала нам, ученикам...

Алексей Степаныч замолчал. Он как будто на минуту забыл о Марине.

— Как терпеливо и настойчиво прививала она нам, своим ученикам, любовь к музыке, — продолжал он задумчиво, — учила нас понимать её, разбираться в разных стилях...

— Алексей Степаныч, — сказала Марина, видя, что он не собирается продолжать, — а как Елизавета Фёдоровна называла вас?

— Как называла меня? Алёшей, конечно, — ответил Алексей Степаныч улыбаясь. — Но представь себе, Марина, что она и мне и всем своим другим ученикам довольно долго говорила «вы». Проходило три-четыре года, и после какого-нибудь удачного выступления на концерте Елизавета Фёдоровна говорила: «Ну вот, теперь уж я буду говорить тебе «ты». Со мной это произошло, когда я, оканчивая школу-семилетку, сыграл «Легенду» Венявского...

— Ну вот, и дошли до угла, — неожиданно останавливаясь, сказал Алексей Степаныч. — До свиданья, Марина, до следующего урока.

 

Гори

 

В начале декабря Оксана проводила сбор. Перед тем как провести его, она снова прочитала биографию товарища Сталина.

Большая, прекрасная жизнь проходила перед ней, и девочка думала: «Нужно рассказать ребятам о товарище Сталине так же просто, так же строго и ясно. Сумею ли я?»

Она советовалась со старшим вожатым Костей, с Александрой Георгиевной и друзьями.

— Расскажи, как чувствуешь, — советовала Александра Георгиевна. — Уверяю тебя, что ребята поймут.

А Костя советовал ей, что прочитать ребятам.

— И посмотрите всем отрядом «Клятву», — сказал он. Оксана вспоминала и то, как выполнила Марина её поручение.

Сумела же эта девочка, рядовая пионерка её отряда, так просто и хорошо поговорить с первоклассниками! И помочь им и посоветовать.

Оксана знала, что к сбору дружины, посвящённому дню рождения товарища Сталина, её пионеры тоже готовят подарки.

И когда сбор начался, она хотела спросить у ребят, готовы ли они к сбору дружины.

Но сразу же пионеры окружили её: многим надо было посоветоваться. Оксана сама с увлечением разглядывала то, что они готовили, советовала. Кто-то спросил:

— А что товарищ Сталин любил в детстве? Чем увлекался?

И Оксана начала рассказывать. Она и рассказывала и сама спрашивала у ребят, что они знают, что читали о товарище Сталине. И ребята рассказывали тоже.

Оксана раскрыла книгу, в которой была репродукция с картины «Юность И. В. Сталина», и все столпились вокруг.

На минуту стало совсем тихо — они смотрели на лицо юного Сталина, на его друзей.

И тогда Оксана стала читать им книгу о Сталине.

Вместе с ней пионеры её маленького отряда побывали в этот день в Гори. Они стояли у дверей старого домика. Они видели смуглого мальчика, выходящего из него. Он глядел на горы. Его друзья бежали к нему, они все куда-то собирались. В горы, в дальний путь...

Затаив дыхание, пионеры смотрели тоже на прекрасное небо над городом, на горы, на солнце...

Оксана читала о жизни, о борьбе товарища Сталина.

Вот товарищ Сталин встретился с Лениным. Вместе с Лениным он борется за счастье рабочих всего мира, за высокие идеи коммунизма.

Великая дружба Ленина — Сталина проходила перед ребятами, и каждому хотелось совершить что-то большое для людей, для мира.

 

 

В этот вечер Марина написала в своём дневнике: «Мы на самом деле никуда не ездили — на поезде или на пароходе. Но мы побывали в городе Гори».

Несколько минут она молча сидела перед раскрытой тетрадкой. Но она не стала больше писать. Она нарисовала над этой коротенькой записью пятиконечную алую звёздочку и тихонько закрыла тетрадь.

 

Из дневника Марины

 

18 декабря

Сегодня к нам приходил Костя. Он узнавал, готов ли наш отряд к торжественному сбору дружины. Мы всегда радуемся, когда Костя приходит к нам. Он не такой весёлый, как Оксана, но зато очень хорошо умеет посоветовать и самое простое поручение сделать интересным.

Костя сказал, что мы хорошо провели Октябрьский вечер в фабричном клубе и помогли этим фабрике в воспитании ребят.

Ещё он похвалил некоторых наших пионеров за участие в общественной жизни школы: Лёву Бондарина — за стенгазету, Светлану Новикову и Маю — за активное участие в поездке; и других похвалил и даже меня — за работу с малышами.

«А впереди ещё столько нужных и интересных дел! — сказал он. — А впереди комсомол, ребята! К борьбе за дело Ленина — Сталина будьте готовы!»

И мы ответили: «Всегда готовы!»

 

На сборе дружины

 

Над большим портретом товарища Сталина, во всю длину школьной эстрады, — алое полотнище. На нём ясная белая надпись: «Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство».

А по всей празднично убранной школе перекатывается весёлый гул голосов.

Сегодня — сбор дружины.

В шесть часов начнётся торжественная пионерская линейка и концерт-рапорт. Но все собрались гораздо раньше.

Старший вожатый Костя торопливо идёт по коридору. Ещё и ещё раз всё проверить. Он знает, что ребята готовы, и всё-таки волнуется за них. Как-то они проведут сегодняшний сбор, как пройдёт концерт-рапорт!

Но, глядя на оживлённые лица ребят, он немного успокаивается. То один, то другой подбегает к нему с вопросом.

Маленькая ученица Алексея Степаныча — Шура бежит навстречу Косте.

— Как красиво! — кричит она.

Шура только что пришла, лицо горит от мороза, в руке — скрипка.

— Шура, беги скорей на сцену, положи там скрипку! — говорит Марина.

Сегодня они обе играют в оркестре. Семён Ильич уже давно за сценой — волнуется, всё устраивает.

Будет большой концерт. Всё лучшее, что может дать школа, она покажет сегодня в торжественном концерте-рапорте.

Марина идёт в другой конец коридора. Как хорошо всё украшено, сколько разноцветных лампочек, похожих на кисти винограда, на букеты невиданных цветов! А вон там сколько толпится народу — и детей и взрослых! Там выставка подарков товарищу Сталину. Ведь все ребята, педагоги и родители хотят посмотреть то, что посылает их школа в подарок товарищу Сталину.

Марина пристраивается сбоку: всё видно. Вот и подарки её малышей. Вот Сашенькины стихи, вот Олина скрипка. Вот Кремль с большими красными звёздами на башнях, а вот и подарки старших. Кто-то вышил несколько строчек из гимна — несколько строчек нот и слова над ними:

Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Как хорошо придумал тот, кто это сделал!

— Кто это? — спрашивает Марина. — Светлана Новикова? Вот молодец! И, главное, никому не говорила.

— А тут ещё вторая подпись, — говорит Марине Костя. — Ещё и ваша Люся Сомова помогала.

Вот как, Люся помогала Светлане! «Это ещё лучше», — думает Марина. И ей даже приятно, что старший вожатый сказал о Люсе «ваша». А это чей рисунок? Парад на Красной площади. Хорошо нарисовано, прямо по-взрослому. Кто же это рисовал? Лёня? А вот и он сам.

— Лёня, очень хорошо! — говорит Марина. Лёня смущённо улыбается.

А рядом с ним ещё кто-то. Коля! Что-то он зачастил на их концерты!

Марине делается почему-то ещё веселей. Вот так бы и побежала куда-нибудь, спела, сыграла! А всё-таки жаль, что не она сегодня солирует. Как бы она сыграла сегодня!..

Марина отходит от витрины и вдруг слышит, что произносят её имя.

— «Марина Петрова», — читает Лёня.

Ах да, ведь это её подарок, её собственный подарок они смотрят сейчас! И Марина густо краснеет.

— Сама сочинила песню, — говорит Лёня Коле. — Знаешь, это та девочка, из нашего класса.

В голосе у Лёни насмешки как будто нет, но Марина краснеет ещё гуще и бежит в зал. А интересно, что ему ответил Коля? Ведь Лёня-то, видно, не знает, что они с Колей теперь подружились.

Но вот стрелки на больших школьных часах подошли к шести часам. И сейчас же запел призывный голос горна: «Внимание!»

Под звуки торжественного марша строится линейка — один за другим, один за другим, плечо к плечу. Алые галстуки — от конца в конец зала, две шеренги ребят — одна напротив другой.

«К выносу знамени!» — поёт горн.

Алое дружинное знамя, знамя их школы!

Знаменосец несёт его быстро, стремительно, с гордо поднятой головой.

Барабанщик, горнист, знаменосец — все будто знакомые Марине лица, но сегодня она видит их по-другому.

И барабан сегодня бьёт особенно чётко, и горн поёт так, что захватывает дух.

— Председатели советов отрядов, подготовиться к сдаче рапортов!

Марина с замирающим сердцем ждёт, когда будет рапортовать Светлана. Всё, всё хорошо — сдала рапорт чётко, точно. Да, присутствуют все, сегодня весь их отряд в сборе.

Вот уже председатель совета дружины рапортует старшему вожатому Косте, а Костя — почётному директору школы Елене Фёдоровне.

Она сидит в кресле, прямая, высокая, и весело и спокойно глядит на ребят. А вокруг неё — почётные гости.

Кончилась торжественная линейка. Сейчас будет концерт-рапорт. Взрослые и дети рассаживаются по местам в большом школьном зале.

 

Гости из Берёзовой

 

Сколько народу! Яблоку негде упасть. Дети, взрослые — приглашённые и свои.

— Марина! — зовёт Мая. — Иди скорей, к нам гости!

Марина идёт за Маей и видит возле Оксаны Веру и нескольких ребят из Берёзовой.

Все они в парадной пионерской форме; только один маленький мальчик в матросском костюме.

Марина видела их на вечере в фабричном клубе и сразу узнала Васю Воробьёва, который так важно принимал их тогда у себя в клубе и играл в спектакле Тимура. А рядом с ним в матроске — маленький вихрастый Павлик. Марина засмеялась, увидев его.

Об этом Павлике ей рассказывали в Берёзовой: он отправлялся из дому со скрипкой в солидном деревянном футляре, который сделал ему отец, а в клуб попадал только часа через два, весь красный, замёрзший. Вскоре выяснилось, что Павлик катался на своём футляре с горы.

Интересно, как он относится сейчас к своей скрипке? Вера зря не взяла бы его с собой.

Тоненькая смуглая девочка улыбнулась Марине.

— Здравствуй, Тамара! — радостно сказала Марина.

Ей очень понравилась тогда, в ту поездку, Тамара. Она играла в клубе маленькую песню — одну коротенькую мелодию, но так музыкально её играла! И так внимательно слушала всех приехавших ребят!

Тамара чем-то напоминает Галю, но она мягче Гали, застенчивее.

Марина крепко берёт Тамару за руку и ведёт её во второй ряд. В первом ряду — дирекция, педагоги.

— Что ты, так близко! — пугается Тамара.

— Это места для гостей, — говорит Марина. — Садись. Вася уже сидит на гостевых местах, рядом с Павликом и другими ребятами. К ним подошёл Костя и о чём-то оживлённо с ними говорит.

А Веру окружили друзья:

— Расскажи, как тебе живётся. Интересно там работать?

— Очень, — говорит Вера, — очень интересно!

— А как твоя подготовка к конкурсу? Не забросила?

— Нет, занимаюсь, готовлюсь. Меня завтра будет слушать Елизавета Фёдоровна. И там мне очень помогают, дали хорошую комнату, заботятся обо мне. Вот, познакомьтесь: это наша заведующая клубом, Мария Иннокентьевна.

— Зовите просто Марусей, — весело говорит Маруся, пожимая девушкам руки.

Ей очень нравится в этом большом, светлом зале. Надо и у себя в клубе повесить такие большие портреты композиторов. Те, что тогда привезли здешние ребята, пусть висят в классе.

Марина издали смотрит на Веру, но не решается подойти. Ей не хочется мешать разговору Веры с подругами.

Вот педагоги проходят на свои места. Елизавета Фёдоровна задержалась возле девушек и что-то, улыбаясь, говорит им. Марина видит, как вспыхнуло лицо кудрявой заведующей клубом, которая так хорошо приветствовала их на Октябрьском вечере, а потом так весело смеялась и столько танцевала..

Елизавета Фёдоровна кивает ей и проходит к своему месту в первом ряду. И Вера с Марусей идут к своим ребятам.

Марина оглядывается: где бы ей сесть?

Где все ребята? Большинство в артистической, за эстрадой. А вот среди взрослых гостей сидит Лёнина мама, и рядом с ней Елена Ивановна. Ну, у них там тесно. А вот и Лёня с Колей. И Женя тут! Как это она раньше его не видела!

И вдруг Коля встаёт и Евдокия Петровна, сидящая рядом с ним, машет ей рукой. Скажи пожалуйста, Коля ей уступает место! Вот ещё глупости! И Марина бежит в самый последний ряд, там она находит себе местечко.

Как далеко эстрада! Над нею — длинное красное полотнище:

«Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство».

Неужели она будет играть там, на этой далёкой эстраде?

Их обычные школьные вечера бывают в другом, маленьком зале старого здания. У Марины на секунду замирает сердце. Да нет, ведь в оркестре играть совсем не страшно. Там один за всех и все за одного, как говорит Семён Ильич.

Их оркестр за эти три месяца так хорошо сыгрался!

А ведь, пожалуй, лучше, что она не солирует на таком большом концерте. Ведь для этого нужна привычка, а она так недавно начала выступать публично.

Марина успокаивается и смотрит на эстраду.

А на эстраду выходит Оксана. Её смуглое лицо разрумянилось, глаза блестят.

— Начинаем наш торжественный концерт-рапорт в честь семидесятилетия товарища Сталина! — говорит Оксана своим звонким голосом. — Песню «Спасибо Сталину» исполнит объединённый хор учащихся.

И сразу же на эстраду начинают выходить ребята. Сколько их! Девочки, мальчики, девочки, мальчики... Все в парадной пионерской форме, с красными галстуками.

А когда большие уже вышли и построились, появляются малыши. Они проходят вперёд, на авансцену, — все в белом, с красными звёздочками на груди.

Марина теперь хорошо знает их всех. Вот беленькая Люба, вот серьёзный Слава, а вот и Сашенька, вот Оля. Какие важные!

Дирижёр хора взмахнул рукой. Как торжественно и стройно запел хор! Вот так бы сыграть и их оркестру...

Спасибо, спасибо великому Сталину
За наши счастливые дни! —

поёт хор.

И вдруг зал начинает подпевать. Никогда этого раньше не бывало на концертах.

Вот встали первые ряды — там и ребята из Берёзовой; поднимаются те, кто сидит дальше; встаёт и их ряд. Поёт весь зал, и Марина — вместе со всеми.

Всё шире и шире звучит песня — её поют все.

Песня спета, и зал гремит аплодисментами.

Под гул аплодисментов хор уходит с эстрады — сначала малыши, потом ребята постарше и, наконец, самые старшие.

И концерт продолжается.

Маруся думала, что ей будет скучно на детском концерте: дети так надоедали ей в клубе! И потом, Марусе казалось, что она не любит серьёзную музыку.

Она слушает малышей, и её удивляет, что ей не скучно.

Ей даже нравится, как маленькая девочка играет на рояле «Дождик» Голубева. Дождевые капельки так и стучат под уверенными детскими руками. Так и чувствуешь, как припустил хороший летний дождик, — барабанит по крыше, взбаламутил лужицы. Хорошо!

Но вот к роялю подходит мальчик постарше. Он будет играть «Жаворонка» Глинки — Балакирева.

Маруся слышала «Жаворонка» не раз, но в суете и беготне её хлопотливой жизни она как-то не задумывалась ни разу о слышанном. Да, ей нравился «Жаворонок», но сегодня она слушает его по-другому. Может быть, тишина и торжественность зала и необычность этого концерта заставляют её слушать очень сосредоточенно. И ясная, простая мелодия сразу захватывает её. Она слушает «Жаворонка», и его музыка вдруг возвращает её к какому-то забытому дню её не очень давней школьной жизни — далеко, в эвакуации, куда они уезжали с фабрикой. Она вспоминает, как ясным весенним днём возвращалась с подругами из школы. Им надо было переходить поле, которое уже начали пахать. От земли шёл пар. Девочки шли, распахнув пальтишки, и оживлённо говорили. И потом все как-то сразу замолчали. И тогда она в первый раз услышала жаворонка. Маленькая тёмная птичка вилась высоко в небе и пела.

Простая песенка, а такая родная, своя, что кажется — сама она зазвучала здесь, в зале, как там, над весенним полем.

Девочка играет на скрипке «Песню индийского гостя» из оперы Римского-Корсакова. Маруся знает эту арию и любит её. Как похож голос скрипки на человеческий! «Недаром же говорят, что скрипка поёт», — думает она.

И она слушает скрипку, слушает низкий, густой бас виолончели, слушает звонкую, переливчатую арфу и чистый голос флейты.

Играют маленькие скрипачи, пианисты, трубачи — играют сегодня с особенным подъёмом.

Это чувствует Маруся, и это чувствуют и понимают все сидящие в зале взрослые и дети, и Коля, и Лёня, и Марина, и её малыши.

Марина быстро оглядывает зал: сколько народу! И весь класс Алексея Степаныча здесь.

От класса Алексея Степаныча сегодня солирует самый старший его ученик — Миша, которого Марина очень уважает. Он будет играть ещё не скоро, в конце второго отделения. Но, в сущности, сегодня в концерте участвует весь их класс, да и вся школа: кто в хоре, кто в оркестре.

— А сейчас выступят наши гости! — объявляет Оксана. Маруся беспокойно привстаёт с места. Она знает, что Вера за сценой, с их ребятами, но ей всё же беспокойно и хотелось бы помочь.

— Класс Веры Львовны Мельчук, нашей бывшей ученицы, — говорит, улыбаясь, Оксана, и все начинают хлопать и улыбаться.

Марина тоже вскочила с места. Как-то они сыграют здесь? Не испугаются? Как жалко, что она не пошла на сцену помочь им — может быть, настроить скрипки!

Правда, и Алексей Степаныч там и сама Вера.

Тамара, Вася, Павлик и ещё четверо — семь девочек и мальчиков — выходят на эстраду.

Ребята держатся просто, но уверенно.

«Вот молодцы! — думает Маруся. — Совсем не боятся».

— Русская плясовая! — объявляет Оксана. — Исполняют ученики детской музыкальной школы при фабрике имени Калинина.

Марина успокаивается: та самая русская. Они её хорошо играют.

Заиграли. Да как! Ещё лучше, чем в клубе. Гораздо лучше, быстрей, веселей. Вот молодцы!

Марина вскакивает с места и хлопает изо всех сил.

— Веру! — кричат в зале, и Марине кажется, что она различает Женин голос.

— Веру! — кричит она вместе со всеми и бежит к эстраде.

Пробегая мимо передних рядов, она видит сияющую Марусю и улыбающуюся Елену Фёдоровну. Елизавета Фёдоровна что-то рассказывает ей. Наверно, о Вериной школе.

Марина идёт в артистическую. После антракта — их оркестр.

 

59. „С песнями борясь и побеждая"

 

Второе отделение. Оживлённо, шумно усаживаются на места гости. И на эстраде шумно — там расставляют пульты. И слышно, как за сценой настраивают скрипки и виолончели. А вот прогудел низкий голос школьного контрабаса: «Вот начну-у! Вот начну-у!»

Вышли. Сорок мальчиков и девочек, весь школьный оркестр средних классов. У старших — другой, а в этом есть совсем малыши, третьеклассники.

Елена Ивановна ищет глазами Марину. А, вот она, за первым пультом вторых скрипок — за первым пультом справа. Вся раскраснелась, глаза блестят.

Но не одна Елена Ивановна ищет Марину. Во все глаза смотрит на неё Тамара, маленькая ученица из Березовской школы. Как ей хочется сидеть рядом с Мариной в этом большом школьном оркестре! Улыбаясь, смотрит на неё Женя.

А Коля ищет глазами друга. Вот он, Лёня, сидит за вторым пультом слева. Елена Ивановна объясняет ему, что Лёня играет в первых скрипках, а Марина — во вторых. Лёня — старше, он ученик шестого класса.

Вот все захлопали — вышел дирижёр. Вот он повернулся к оркестру, взмахнул своей дирижёрской палочкой...

Коля не слышал названия пьесы, когда Оксана объявляла её, — он засмотрелся на мальчика с контрабасом. Что за махина этот контрабас! А теперь он смотрит на девочку со скрипкой, на девочку, сидящую за первым пультом справа. Почему-то только на неё.

У девочки горит лицо, и она не спускает блестящих глаз с дирижёра. А тонкая рука девочки послушно, по взмаху дирижёрской палочки, ведёт мелодию песни — хорошей русской песни.

И снова, как тогда, на первом концерте, музыка заставляет Колю смутно вспомнить что-то забытое и очень хорошее. Кажется, это песня девушек, которую он слышал когда-то давно, когда был совсем ещё маленьким и они жили в деревне. Давно это было...

«Давно это было, очень давно, — поёт Маринина скрипка. — Давно это было... Я пела эту песню в старом оркестре, в старом крепостном оркестре. И играл на мне крепостной музыкант. Был бы он, может быть, большим артистом, да не было ему пути. Не свободны были руки артиста. Не угодит музыкант помещику — и отнимет он у него поющую скрипку и пошлёт на чёрную, подневольную работу. А скрипку запрёт на замок. Только песню не запрёт. И звучит песня, поёт её народ...»

Всё. Кончилась песня. Хлопают. Дирижёр повернулся к публике, кланяется.

И вот он снова взмахнул палочкой. Плясовая! Ух, как быстро забегали по струнам детские пальцы, как замелькали смычки!

Весело и звонко звучит в Марининых руках старая скрипка. Нет, теперь её не запрут на замок. Играй, девочка, играй!

Кончили. И вот снова появляется в глубине сцены хор.

— «Песня о Сталине»! — объявляет Оксана. — Исполнит объединённый хор и оркестр.

Дирижёр взмахнул палочкой — и словно волна пробежала по залу, так сильно и торжественно зазвучали голоса детей. Им вторят голоса скрипок, голоса виолончелей... Хор и оркестр на самом широком и сильном звуке исполняют «Песню о Сталине»:

На просторах Родины чудесной,
Закаляясь в битвах и труде,
Мы сложили радостную песню
О великом друге и вожде.

Сталин — наша слава боевая,

Сталин — нашей юности полёт.

С песнями борясь и побеждая,

Наш народ за Сталиным идёт.

Полной грудью поёт хор. Высокими, чистыми голосами подпевают ему скрипки, и мощным, низким голосом вторит контрабас.

Весь зал встаёт. Хлопает хор. Хлопает оркестр.

А во втором ряду хлопает, кажется громче всех, Маруся.

Ей представляется такой же большой детский оркестр с хором на сцене их фабричного клуба; он играет ту же песню — «Песню о Сталине».

— Вера, устроим у себя такой оркестр! — говорит Маруся.

 

Из дневника Марины

 

22 декабря

Какой странный сон мне сегодня приснился! Мне приснилась тревога. Такая, какую я слышала только один раз, когда была совсем маленькой. Но я не дома — я стою у палатки, в которой штаб. Из палатки быстро выходит человек в военной форме. Я бросаюсь к нему, я так по нему соскучилась! А он говорит мне: «Дочка, ты не побоишься?» — и даёт мне пакет, А я почему-то уже знаю, что мне нужно делать. Я кладу его в свой футляр со скрипкой и иду. А кругом темно. И очень страшно. Но я должна отнести этот пакет, должна!

И вдруг я слышу, что кто-то меня догоняет, кто-то хватает за руку. Враг! За лесом разрываются снаряды. Ещё. И ещё. А он трясёт меня за руку и хочет вырвать футляр!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.177 с.)