Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).



Этническая общность Тип психологических отношений
Народы Скандинавии конфликтные отношения
Китайцы отношения прямой ревизии
Японцы миражные отношения
Народы Африки отношения родственности
Арабы отношения обратной ревизии
Американцы отношения квазитождества
Англичане отношения полудополнения
Народы Южной Америки отношения суперэго
Испанцы отношения суперэго
Французы отношения активации
Итальянцы отношения обратного заказа
Немцы конфликтные отношения

 

Так, например, отношения обратной ревизии, характерные согласно типологии личности А. Аугустинавичуте для логико-сенсорных интровертов, к которым относятся представители арабских стран, являются наиболее сложными и конфликтны­ми по своей сути в межличностном общении. На практике это выражается в социальной нестабильности внутри государств (Иран, Ирак, Йемен, Афганистан).

В качестве другого примера можно привести Китай, в ко­тором преобладают отношения прямой ревизии, что можно наблюдать в сфере социального, политического и экономичес­кого управления.

Во французском обществе преобладают отношения актива­ции. В связи с этим следует отметить тот факт, что именно Франция являлась законодательницей не только моды, но и политической, социальной жизни. Приведем описание фран­цузского народа классиком психологии толп Г. Лебоном: «наи­менее революционное из правительств, которое знала Франция, есть именно правительство революции».* Таким образом, психологическая активация каждого члена французского общества Фран­ции приводит к поиску новых путей развития во всех сферах жизни этой страны.

*Ле Бон Г. Психология толп. — М., 1998 — С. 51.

 

Наконец, рассмотрим психологические особенности обще­ственных отношений внутри Соединенных Штатов Америки, которые являют собой отношения квазитождества. Данные от­ношения предполагают своеобразную параллельность членов американского общества, которая выражается в общности интересов, каковыми являются идеи свободы и демократии. Наверное, невозможно найти государство, в котором нацио­нальная идеология была бы поставлена на столь высокий уро­вень Идеология американского патриотизма и демократии проводится с экранов телевидения (начиная с мультиплика­ционных фильмов для детей, заканчивая художественными фильмами и публицистическими передачами), большинство американских семей, проживающих в частных домах, каждое утро проводят церемонию поднятия государственного флага. Помимо этого, квазитождественные отношения предполагают деловитость индивидов и акцентирование проблем человечес­ких взаимоотношений, что стало причиной популярности американского бестселлера Д. Карнеги «Как завоевать друзей и ока­зывать влияние на людей».

На наш взгляд, исследования в данной области заслужива­ют особого внимания, так как при наличии информации по­добного характера относительно каждой этнической группы возможно осуществление комплексного прогнозирования раз­вития отношений как в ее пределах, так и между отдельными этносами, что особенно важно для предотвращения конфлик­тных ситуаций и принятия правильных решений в сфере по­литики социального планирования.

Глава 3 ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОСТИ ХАРАКТЕРА ЭТНОСА ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ

Из таблицы 4 (с. 234) видно, что проявление экстраверсии характерно для этнических групп, проживающих в южных рай­онах земного шара, то есть в районах с теплым климатом Ве­роятно, существует зависимость между психологией этноса и его географическим положением. Рассматривая такие этносы, как англичане и японцы, находим множество схожих черт в ха­рактере, что связано, несомненно, с островным географичес­ким положением. Объяснение этого явления можно найти в физике и микробиологии. Изменение географического положе­ния влияет на функционирование организма на клеточном уровне, что связано с изменением характеристики геомагнит­ного и гравитационного полей. С перемещением с севера на юг изменяется гравитационное воздействие на клетки организма. Поэтому у адаптировавшихся народов юга условия работы кле­ток организма отличаются от подобных процессов у народов севера. Кроме того, и климатические особенности географичес­кого района играют роль в формировании психики этноса. Например, сухие и теплые ветры, такие как баварский фен, чинук («пожиратель снега») в Скалистых горах, зонда в Арген­тине или шарав на Ближнем Востоке, вызывают у многих людей радикальное ухудшение общего самочувствия; наряду с депрес­сивными настроениями, усталостью и подавленностью возни­кают неприятные симптомы в виде головной боли, мигрени, бессонницы, болей в старых ранах и травмах, головокружений, а также явления сердечной слабости, что, безусловно не мо­жет не оказать влияния на психику проживающих в данных районах этносов. Например, известно, что при перемещении человека с севера на юг необходимо определенное время для его акклиматизации. В этот период проявляется склонность к необоснованному страху, волнению либо другим явлениям психики, нетипичным для родного климатического пояса. Та­ким образом, влияние географического положения территории проживания этноса на особенности формирования его нацио­нального характера не вызывает сомнения.

Климат оказывает влияние на активность человека. Теплый климат района влияет также на уровень обеспечения продук­тами питания проживающего на его территории народа, в связи с чем облегчается процесс обеспечения жизнедеятельности, что также влияет на особенности характера. «Народы, живущие в самых обильных областях земли, ведут умеренный образ жизни, они не имеют ни малейшего представления о том, что противоесте­ственно раздражать нервы, бездумно тратить соки организма — это удовольствие, для которого создан человек».* Особенности климата влияют на интенсивность проявления психической энергетики. Например, психическая энергия этнических групп северных районов направлена внутрь, что делает их предста­вителей замкнутыми и задумчивыми. Они не проявляют силь­ных эмоций и взрывов чувств, почти в любой ситуации они спокойны и владеют собой. Нейрофизиологически у них пони­жена активность ретикулярной системы, которая испускает значительно больше тормозящих импульсов, чем возбуждаю­щих. Так, народы Скандинавии часто называют «холодными» за проявление минимума чувств и эмоций в коммуникативных ситуациях. Представители народов юга имеют противополож­ную реакцию, направленную наружу. Они, напротив, общи­тельны, уверены в себе, энергичны и подвижны. Они часто дают волю своим чувствам и эмоциям. Они редко боятся незнако­мых ситуаций — напротив, действуют в них часто слишком доверчиво и беспечно. Нейрофизиологически у них доминируют возбуждающие импульсы ретикулярной системы, в связи с чем порог возбуждения значительно выше, чем у народов севера. Так, рассмотрим психологические особенности шведов и ита­льянцев. Различие проявляется как в коммуникативных ситуа­циях, так и в процессе внутренней обработки информации. Очевидна разница в психологической установке обоих народов. Шведы, безусловно являются представителями интровертных наций, в то время как итальянцы явно экстравертны. Это вы­ражается и в объеме проявления невербальных элементов в про­цессе общения. Частота жестикуляции у шведов в 70—80 раз реже того же показателя у итальянцев. То же касается и пока­зателей среднего темпа речи. В конечном счете для подтверж­дения данного примера достаточно обратиться к стереотипному представлению темперамента сравниваемых народов: «холод­ные скандинавы» и «горячие южане».

* Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977 — С. 195.

 

Такие обстоятельства, как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры, инсоляция, также являются важными факто­рами, влияющими на состояние организма.

Островное положение территории проживания этнической группы также накладывает свой отпечаток на ее характер. Ос­новную роль при этом играет фактор изоляции от внешних воз­действий. Островное положение подразумевает изоляцию и со­хранение собственных традиций и обычаев данного этноса. На­пример, по утверждению И.Г. Гердера, японцы сохранили свою самобытность лишь благодаря своему географическому положению. Кроме этого, И.Г. Гердер отмечает, что теплый климат «расширяет волокна тела, так что они становятся бо­лее вялыми, соки тела разжижаются и усиливается испарение и... со временем даже твердые члены тела могут становиться ват­ными, слабыми»63. Например, шведский естествоиспытатель Пер Кальм (1716-1799) в работе «Геттингенское собрание путеше­ствий» утверждает, что «в Северной Америке европейцы мужа­ют, но и быстрее стареют и умирают, чем в Европе»,* из чего делает вывод о том, что даже трудолюбие европейских посе­ленцев в заморских колониях не способно противостоять чу­жому климату.

* Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.— М., 1977. — С. 478.

 

Географические условия могут быть также оборонительным фактором, так как море, горы или недоступные пустыни, ок­ружающие людей, влияют на возникновение государств и су­ществующие системы правления. Так, можно утверждать, что демократические системы развились в странах, имеющих защитные естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, на ранних этапах воз­никла абсолютная власть.

* Цит. по: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977. - С. 190.

 

Таблица 4

Зависимость формы государственного правления от географическо­го района проживания этнической общности.

Этническая общность Географические особенности Организация правления
Арабы изолированная пустыней территория монархия
Англичане островное положение монархия
Французы частично изолированная территория республика
Испанцы частично изолированная территория монархия
Немцы частично изолированная территория республика
Итальянцы частично изолированная территория республика
Скандинавы изолированная территория монархия-республика
Южно­американцы континент республика
Китайцы изолированная территория монархия-республика
Японцы островное положение монархия

 

На локальном уровне формирование национального харак­тера происходит под влиянием внешних и внутренних процес­сов, рассмотренных нами в начале данного пособия.

Глава 4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП НА БАЗЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Существование этнических общностей предполагает их об­щение друг с другом, что иногда приводит к конфликтным си­туациям. Проблема прогнозирования отношений этнических об­щностей может быть решена посредством применения инфор­мационной модели взаимоотношений, предложенной А. Аугустинавичуте. Ранее мы уже рассматривали возможность приме­нения классификации К.Г. Юнга к этническим группам. Су­ществование подобной типологии для этносов, на мой взгляд, предусматривает существование и модели взаимоотношений, складывающихся между ними. Психологический склад и инфор­мационная структура отдельного этноса накладывают очень четкие ограничения на характер его связи с другими этничес­кими группами, причем эти ограничения зависят не только от самого субъекта, но и от психологического типа этноса-ком­муникатора. Информационные системы этносов могут или кооперировать, или работать «в противофазе», подавляя друг друга. Однако применение данной информационной модели не позволяет точно прогнозировать взаимоотношения этносов, поскольку решающим фактором является политическая необ­ходимость. Подобные прогнозы можно было бы осуществить в период средневековья, когда мировая политика не имела та­кой силы, как сегодня. Примером же может послужить рассмот­рение информационной модели взаимоотношений таких стран, как Франция, Германия, Испания.

Коллективное бессознательное французов и испанцев объе­диняет общность интересов, поскольку они имеют одинаковые ведущие психические функции: чувства и ощущения. Тем не ме­нее каждому представляется, что другой уступает в чем то очень существенном. Так, например, испанцы считают, что францу­зам не достает такта в коммуникативных ситуациях. Конфлик­тные отношения в истории этих стран достаточно редки.

Французы и немцы смотрят на одинаковые проблемы с раз­ных сторон. Немцы при этом ориентируются на «внутренний» объект, а французы — на «внешний». Отношения стран посто­янно напряжены, что нередко приводило к конфликтным си­туациям и войнам.

Немцы и испанцы довольно схожи. То, что происходит в одной стране, находит отражение в другой. Общей является способность массово реагировать на те или иные события внут­ренней жизни страны. Наиболее реакционные режимы в годы второй мировой войны находились в Германии и Испании — странах с зеркальными отношениями информационной струк­туры. Революционное движение масс наиболее стихийно про­исходило также именно в этих странах. Соответственно, кон­фликтные ситуации между данными странами практически не наблюдались. В дополнение к этому необходимо отметить, что итальянцы — союзники немцев, установившие фашистский режим задолго до второй мировой войны, — имеют по данной модели миражные отношения, которые подразумевают взаим­ную помощь, но только когда отсутствует ситуация необходи­мого выбора. Таким образом, к концу войны Италия перешла на сторону союзников, в то время как Испания сохраняла фашистский режим до 1975 года.

Другим примером могут явиться отношения Англии и бу­дущих США до 1775 года. Психический склад американцев и англичан образует отношения социальной ревизии, где англи­чане выступают в роли контролеров. Все действия американ­цев для них были малозначимы, а сами американцы не при­нимались всерьез. Американцы были чрезвычайно чувствитель­ны к замечаниям англичан. Их реакциями на действия англи­чан были раздражение, обида и агрессия, что и привело к войне за независимость. Отношения ревизии в психологии являются наиболее напряженными, что и сформировало конфликт в короткий срок. Конфликтные ситуации между данными наци­ями очевидны и сохраняются до сих пор. По экономическим показателям Великобритания отстает от США, однако поли­тика по отношению к ним та же — как к «несостоявшимся уче­никам». Подобные отношения побуждают Великобританию к объединению со странами Западной Европы против США.

Продолжая рассматривать США, обратим внимание на роль испаноязычного населения в социально-психологических про­цессах страны. По своему психологическому складу испанцы, как отмечалось выше, являются ощущающими экстравертами. Отношения между этими нациями могут быть определены как отношения активации. Данные отношения симметричны, но иногда имеет место некоторая напряженность из-за отсутствия полной компенсации. Действительно, в последнее время роль испаноязычного населения особенно стремительно возрастает. В южных штатах дискриминация этой части населения была зна­чительно меньшей, чем негритянской.

Таблица 5

Отношения этнических групп Западной Европы и США по типоло­гии А. Аугустинавичуте

  Американцы Англичане Испанцы Немцы Французы
Американцы тождество ревизия активация дополнение суперэго
Англичане ревизия тождество мираж заказ ревизия
Испанцы активация мираж тождество зеркало КВТЖД
Немцы дополнение заказ зеркало тождество ПП
Французы суперэго ревизия КВТЖД ПП тождество

 

Примечания:

КВТЖД — отношения квазитождества;

ПП — отношения полной противоположности.

Рассматривая возможности прогнозирования отношений этнических групп, мы опираемся на анализ содержания созна­ния этноса и его коллективного бессознательного. Получение более конкретных результатов в прогнозировании межэтничес­ких отношений требует дальнейших исследований в данной области.

Глава 5 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Невербальная коммуникация как своеобразный язык чувств является таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. К средствам невербальной коммуникации при­надлежат жесты, мимика, интонация, паузы, поза и т.д., кото­рые образуют знаковую систему, дополняющую и развиваю­щую, а иногда заменяющую вербальную коммуникацию.

Невербальные особенности общения особенно ярко прояв­ляются в межнациональном общении. Это связано с тем, что каждая этническая группа имеет свой стереотипный набор невербальных реакций на те или иные раздражители. В процес­се межнационального общения собеседники уделяют особое внимание не столько разговору, сколько поведению коммуни­катора. Каждый жест, взгляд анализируется и оценивается с точки зрения собственных установок и стереотипов. При этом, как правило, абсолютно не учитывается тот факт, что комму­никатор может иметь отличную систему жестикуляции, что приводит к ситуациям непонимания, а иногда и конфликта.

Человеческий взгляд выполняет функцию, в значительной мере отличную от взгляда у животных. Он тесно связан с ре­чью и часто является средством установления контакта. Раз­личные этнические группы по-разному используют взгляд в общении. Занимавшиеся этим вопросом этнографы делят че­ловеческие цивилизации на «контактные» и «неконтактные». В «контактных» культурах взгляд при разговоре и общении имеет большое функциональное значение. При этом предста­вители контактных культур стоят ближе друг к другу при раз­говоре и чаще прикасаются друг к другу. К данным этничес­ким общностям относят арабов, латиноамериканцев, народы юга Европы. К неконтактным относят индийцев, пакистанцев, японцев, северных европейцев. Так, например, исследования, проведенные в США, показали, что навыки использования взгляда в общении, будучи однажды усвоенными в детстве, на протяжении жизни почти не меняются, даже если человек по­падает в другую национальную среду. Иногда это может при­водить к недоразумениям.

Шведы, разговаривая, смотрят друг на друга больше, чем англичане. Индейцы племени навахо учат детей не смотреть на собеседника. У южноамериканских индейцев племен витуто и бороро говорящий и слушающий смотрят в разные стороны, а если рассказчик обращается к большой аудитории, он обя­зан повернуться к слушателям спиной и обратить взгляд в глубь хижины. Японцы при разговоре смотрят на шею собеседника, куда-то под подбородок, таким образом, что глаза и лицо парт­нера находятся в поле периферийного зрения. Прямой взгляд в лицо, по их пониманию, невежлив. У других народов такое правило распространяется лишь на определенные случаи об­щения. Так, у кенийского племени луо зять и теща во время разговора должны повернуться друг к другу спиной. У других народов, например у арабов, считается необходимым смотреть на того, с кем разговариваешь. Детей учат, что невежливо бе­седовать с человеком и не смотреть ему в лицо Человек, мало смотрящий на собеседника, кажется представителям контакт­ных культур неискренним и холодным, а «неконтактному» со­беседнику «контактный» кажется навязчивым, бестактным, даже нахальным. У большинства народов существует неписа­ный закон, своего рода табу, запрещающий рассматривать в упор незнакомого человека. Это считается дерзостью, вызыва­ющим или даже оскорбительным поведением. Согласно этому поверью человек с «дурным глазом» приносит несчастье каж­дому, на кого посмотрит. Видимо, в этом суеверии нашло от­ражение то чувство психологического дискомфорта, которое вызывает пристальный взгляд незнакомца.

Таким образом, для общения людей, принадлежащих к раз­ным культурам, первостепенное значение приобретает умение безошибочно толковать выражение взгляда собеседника.

При межнациональном общении, особенно в случае отсут­ствия языкового понимания, на первый план выходят мими­ка и жесты. Совокупность мимики и жестов определяет осо­бенности характерного этнического невербального общения, имеющего большое значение для предотвращения конфликтных ситуаций между людьми разной этнической принадлежности. Так, один и тот же выразительный жест может быть совершенно по-разному оценен представителями двух народов. Например, жест приглашения у японцев выглядит как славян­ский жест прощания. Указательный жест японца означает по­прошайничество в США. Именно это служит причиной жалоб американцев на вымогательства портье в японских отелях, хотя только японские портье не берут чаевых.

Приведем другой пример: молодая пара, только что пере­ехавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный клуб Джейкистов. Через несколько недель после того, как их при­няли в клуб, женщины стали жаловаться на то, что они чув­ствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает» к ним. Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим невербальным поведением намека­ла, что она для них доступна в сексуальном отношении. Дан­ная ситуация подтверждает тот факт, что у многих европейских наций коммуникационная дистанция составляет только 23—25 см и менее. Датчане чувствовали себя уверенно и непринужден­но, находясь на расстоянии 25 сантиметров от американца, не подозревая о том, что они вторгаются в его зону психологи­ческого пространства. Датчане также чаще используют контакт­ный взгляд, чем американцы, что дало повод для ошибочной оценки их поведения.

Так, например, Аллан Пиз в своей книге «Язык телодви­жений» указывает на разговор американца и японца, в кото­ром присутствовало постоянное движение. Это было связано с тем, что американец постоянно отодвигался от японца, а япо­нец постепенно наступал, приближаясь к нему. «Японец, чья интимная зона составляет 25 сантиметров, постоянно делал шаг вперед, чтобы сузить пространство. При этом он вторгался в интимную зону американца, заставляя его отступить на шаг назад, чтобы расширить свое зональное пространство. Становится понятным, почему при бизнес-переговорах азиаты и американцы посматривают друг на друга с некоторым подозрением. Амери­канцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», азиаты же считают, что американцы «холодны и слишком офи­циальны».*

* См.: Пиз А. Язык телодвижений. — М., 1995. — С. 41.

 

Очевидно, что различия в невербальных особенностях об­щения связаны скорее не с культурными традициями, а с пси­хологическими особенностями этнических групп. Общая психо­логическая установка (интроверсия — экстраверсия) влияет в первую очередь на психологическую дистанцию в общении. Так, народы с экстравертной психологической установкой придер­живаются дальней дистанции в общении, используют прямой взгляд в лицо собеседника, часто прикасаются к нему. Наро­ды с интровертной установкой используют, напротив, ближ­нюю дистанцию, однако избегают прикосновений и прямых взглядов на собеседника.

Язык жестов помимо индивидуальности имеет и общие осо­бенности, зависящие от национальной принадлежности. Анг­лийский психолог М. Арджайл, изучавший язык жестов, ус­тановил, что в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию 1 раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.*

* Популярная психология. Хрестоматия / Под ред. В.В. Мирошничен­ко. – М., 1990. – С. 386.

 

Таким образом, очевидно, что невербальные особенности коммуникации в пределах этносов зависят в первую очередь от их психической установки, которая находит выражение и на вербальном уровне. Этот факт дает основание проводить пси­хологический анализ этнической общности с позиции иссле­дования невербальных особенностей общения методом наблю­дения, который может определить:

• психологическую установку этноса;

• проявление доминирующей функции психики данного этноса.

Исследование невербальной коммуникации в этносе пред­ставляется особенно перспективным, если учесть, что опреде­ление психической установки на базе культурных, религиоз­ных, фольклорных элементов иногда вызывает значительное затруднение. В связи с этим можно предложить использовать определенную модель психоанализа этноса, которая позволя­ет относительно легко идентифицировать его по типологии личности К.Г. Юнга.

Глава 6 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИНИИ ВРЕМЕНИ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

Существование различий в психологической типологии представителей этнических общностей, и в частности в пси­хологическом восприятии времени, подтверждается и иссле­дованиями американского специалиста в области нейролингвистического программирования Тэда Джеймса, описанными в его работе «Основы личности», в которой он предпринял по­пытку охарактеризовать два основных типа линий времени.

Под линией времени Т. Джеймс понимает субъективное его переживание, которое представляется в воображении субъекта. Безусловно, должен существовать какой-либо способ определе­ния времени, иначе мы бы никогда не узнали, сделали ли мы что-то или только собираемся сделать, принадлежит ли это со­бытие нашему прошлому или нашему будущему. Это явление от­ражается иногда в многочисленных высказываниях, которые индивид может делать по поводу времени: «Я не вижу никакого будущего», «Смотреть вперед в будущее», «Оглядываться на со­бытия». Время, таким образом, представляется некоторым ви­зуальным образом, который воспроизводится нашим вообра­жением при обращении к нескольким эпизодам прошлого или моделируемого будущего. Соответственно, эйдетический ряд об­разов прошлого и/или будущего формирует линию времени. Линия времени оказывается важной составляющей человека, так как она постоянно используется (вызывается) в воображении для корректировки поведения, принятия решения на основе опыта, воспоминания, моделирования будущего на основе про­шлого и т.д., в связи с чем она с трудом поддается изменению. Критерием установления двух типов линии времени стало ее направление по отношению к субъекту восприятия.

Первый тип линии времени Т. Джеймс назвал «рядом со временем», или англо-европейским типом времени, когда ли­ния времени идет слева направо. Прошлое с одной стороны, а будущее — с другой, и оба находятся в поле зрения челове­ка прямо перед ним. Второй тип он назвал «сквозь время», или арабский тип времени, когда линия времени вытягивается, «пронзая» человека спереди насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно прошлое) оказывается позади него и неви­дима, из-за чего ему приходится поворачиваться назад, что­бы ее увидеть.

Люди типа «рядом со временем» имеют последовательное, линейное представление о времени. Они будут сами приходить в точно назначенное время и требовать такой же точности от других. Это линия времени, которая превалирует в мире биз­неса («Время — деньги»). Люди этого типа чаще всего сохра­няют свое прошлое в виде диссоциированных образов (стати­ческих визуальных образов либо образов, не включенных в пе­реживание, рассматриваемых и слышимых со стороны).

Люди типа «сквозь время» не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, расположенного перед ними. Они всегда находятся в настоящем моменте, так что крайние сро­ки, условленные встречи и хронометраж имеют для них мень­шее значение, чем для людей типа «рядом со временем». Они находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего оказываются ассоциированными.* Такая модель восприятия времени, по мнению Т. Джеймса, является распро­страненной в восточных, в особенности арабских странах, где люди бизнеса более гибко относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. Эта особенность этнопсихологического восприятия линии времени может сильно раздражать западного предпринимателя и стать причиной межличностного этнического непонимания и конфликта.

* Ассоциированные воспоминания — воспоминания, при воспроизведении которых человек видит события своими собственными гла­зами, воспринимая их всеми органами чувств, в большинстве случаев имеют форму динамических образов.

 

В арабских странах будущее выглядит очень похожим на це­лый ряд «сейчас», в связи с чем пропадает необходимость действовать безотлагательно, так как существует гораздо больше кадров «сейчас», из которых исходит эта срочность.

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.093 с.)