Конспект занятия по теме «дикие звери». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект занятия по теме «дикие звери».



Тип занятия: развитие пространственной ориентировки и мелкой мускулатуры кистей рук.

Задачи:

Развивать:

- слухо- зрительное восприятие;

- зрительно-моторную координацию; мелкую мускулатуру кистей пальцев рук;

- зрительно-пространственную ориентировку в пределах ограниченной микроплоскости;

- воспитывать положительное отношение к наблюдению, поиску и анализу воспринимаемых объектов.

Материал к занятию: цветные круги-символы, отображающие диких зверей, картина- наложение «Дикие звери», конверт с письмом и картинки с точками (для обводки по точкам), простые карандаши в стаканчиках, музыкальная шкатулка, на детских столах половинка клетчатого листа с красной точкой, картина-лабиринт, изображение дома с геометрическими фигурами вместо окон, под некоторыми из которых скрыты дикие звери, стол с набором различных фигур из мягкого конструктора, указки, фланелеграфы-2-3 шт., один из которых с покрытием из ковролина, набор мягких игрушек на ковре.

Ход занятия:

Приветствие гостей.

1)- Сегодня к нам на занятие я пригласила... А впрочем, вы сейчас и сами догадаетесь кого, если разгадаете мои загадки. Но загадки будут непростые. Я буду показывать вам цветные кружки, а вы по цвету кружка должны догадаться кого из лесных зверей я жду. (Дети дают аргументированные ответы).

2)- Звери непременно к нам придут, если вы найдёте глазками и покажете на этой картине всех тех, кого только что называли. (Предлагаю выделить вербально и обвести по контуру названного зверя. Дети рассматривают картинку-наложение).

3) - Звучит мелодия. Обращаю внимание детей на музыку и конверт на столе. -Ребята, слышите какая красивая мелодия звучит позади вас.

Смотрите письмо. Непростое, музыкальное. Интересно, кто его нам написал? (Делаю вид, что читаю). -Ой беда. Я знаю кто написал письмо, но не могу сказать. Вы должны сами догадаться. А помогут вам вот эти волшебные картинки. (Предлагаю детям перед началом выполнения задания размять пальчики).

4) Пальчиковая гимнастика:

Сложите пальцы в кулачки, а кулачки сложите вместе.

-Кулачки мы вместе сложим.

Нашим пальчикам поможем:

Разогнуться и подняться,

Пальчик к пальчику прижаться.

Большой к большому,

Указательный к указательному и т. д.

Тихо пальчикам шепнём:

Вы трудитесь, не ленитесь,

Побыстрее шевелитесь.

(Приглашаю детей за столы).

5)- Рассмотрите внимательно волшебные картинки.

Возьмите карандаш в правую руку и соедините точки между собой плавной вогнутой линией. Напоминаю, обводку по точкам начинаем слева - направо, сверху - вниз. (Указания по соблюдению позы. По окончании выполнения задания опрашиваю детей о том, что у них получилось).

6) - Дети, из письма я узнала, что звери попали в беду. Они просят вас о помощи. Оказывается, звери уже шли к нам лесной тропой, но налетел свирепый ветер, заманил зверушек... Не могу сказать куда. Вы должны догадаться сами. А помогут вам листочки в клетку и карандаш. (Предлагаю взять листочки на краю стола, найти на них красную точку и положить листочки перед собой так, чтобы точка оказалась внизу. Затем предлагаю взять карандаш и поставить его на красную точку.)

- От красной точки проведите вправо прямую линию, длиной в 6 клеток. Теперь ведём прямую линию вверх, длиной в 4 клетки.

Дальше линия пойдёт на 1 клетку вправо.

А теперь она пойдёт наклонно на 1 клетку влево, вверх.

Теперь проведём прямую линию влево длиной в 6 клеток.

Дальше линия пойдёт наклонно на 1 клетку влево, вниз.

А теперь линия пойдёт на 1 клетку вправо и на 4 клетки вниз.

- Что у вас получилось? (дом).

7) - Приглашаю детей выйти из-за столов и подойти ко мне. Переключаю внимание детей на картину-лабиринт.

- Внимательно рассмотрите эту картину. В одном из этих домов свирепый ветер запер лесных зверушек. Но как нам нужный дом найти? И как к нему пройти? Ой, ребята, чуть не забыла. Зверушки в письме написали, что

Тот дом, к которому пойдём,

Он не высокий и не низкий.

От нас находится недалеко,

От нас находится он близко.

- Вы догадались о каком доме я говорила? Кто может его показать на картине. Дом, который по высоте не высокий и не низкий, как называется? (средний)

Видите, как хитро переплетаются тропинки. Я думаю, без хорошо натренированных глаз нам не обойтись. Давайте поможем глазам, сделаем зрительную гимнастику.

8) Зрительная гимнастика:

Глазки смотрят высоко,

Глазки смотрят низко,

Снова смотрят высоко,

Снова смотрят низко.

Глазки смотрят на меня.

А теперь их повращаем (в одну сторону и в другую)

Глазки дружно закрываем и спокойно отдыхаем.

Так же дружно раскрываем,

Очень быстро поморгаем

И спокойно отдыхаем.

Снова смотрим на меня.

- Ну, а теперь постарайтесь найти и показать ту тропинку, которая приведёт нас к нужному дому (зрительный поиск с показом.)

9) - Ну вот, мы и подошли к дому, в котором ветер запер зверей (переключаю внимание детей на дом, сделанный из потолочной плитки и украшенный геометрическими фигурами)

- Правда, необычный дом? Окна сделаны в виде геом. фигур. Но из письма зверушек я знаю, что заяц находится за окном красного цвета, треугольной формы. Кто покажет, где он?

- Лису мы найдём за окном, которое находится под синим квадратом и т. д. (под..., между..., справа..., слева...)

10) - Молодцы, вы замечательно справились с заданием. А вот и зверушки, которых вы выручали, (они были скрыты под простынёю, на ковре) Они непременно не только поиграют с вами, но и поживут у вас. А пока давайте подумаем, где мы устроим зверушек, чтоб им было удобно, уютно у нас. (Выслушиваю ответы и предлагаю)

- Давайте построим для них дом. Я и заготовки для строительства принесла. (Они на столе, рядом. Предлагаю детям рассмотреть их.)

- А теперь скажите: с чего начинается строительство дома? (...кладут фундамент)

- Что возводят потом? (... стены дома)

- Фундамент заложен, стены стоят. Чем завершим строительство дома? (поставим крышу)

- Чего не хватает в нашем доме? (окон, дверей, трубы) Дети поэтапно выполняют задания.

- Чем можем украсить территорию вокруг дома? (дети украшают деревьями, цветами и т. д.) Вот какой чудесный дом получился. Зверушки вам нравятся? Ну, так давайте праздновать новоселье, (готовимся к чаепитию).

 

Приложение №3

Дидактическая игра.

«Сложи такой же предмет».

Цель: развитие умения воспринимать и определять форму предметов. Различать в предметах детали овальной и круглой формы, величины квадратной и прямоугольной; выкладывать предметы с учётом формы и предметов.

Материал:

Парные картинки (8—10 шт.) с изображениями одинаковых предметов, отличающихся друг от друга формой одной или не­скольких частей. Каждая карточка с парными картинками име­ет две свободные клетки для выкладывания предметов из час­тей; круги из цветного картона трех размеров (диаметром 2 см, 3 см, 5 см.); овалы (размером 2x3,5 см, 3x5 см, 4x6,5 см.)

Ход игры:

Раздать каждому ребёнку по карточке, а на середину стола поставить низкую коробку или поднос с кружками и овалами разной величины и цвета.

Предложить детям рассмотреть картинки: двух зайчиков, двух мишек и др. и ответить на вопрос: «Чем эти зверюшки от­личаются друг от друга?» Желательно, чтобы дети при ответах сравнивали по форме сразу две части предметов («У одного зай­чика головка круглая, а у другого овальная»).

Игровые задания.

1. Подобрать точно такие же по форме и величине детали и наложить их на детали нарисованных предметов.

2. Выложить из овалов и кругов на свободных клетках кар­точки такие же предметы.

3. Поменяться с соседом карточкой, рассмотреть, какие предметы на ней нарисованы, и попросить у воспитателя фигу­ры (овалы и круги большие, маленькие или средние) для вы­кладывания предметов. Например: «Для одного цветка мне нужны маленькие кружки, а для другого — маленький кру­жок и маленькие овалы».

 

Упражнение «Сравни по форме».

Цель: закреплять умение сравнивать фигуры по форме, развивать умение соотносить изображение предмета с геометрической фигурой.

Ход:

Воспитатель предъявляет детям набор фигур, сходных с определённой геометрической формой. Необходимо выбрать среди фигур, похожую.

 

Упражнение «Дорисуй – ка».

Цель: закрепление умения сравнивать фигуры, выделять часть из целого.

Ход:

Воспитатель предъявляет детям ряд изображений предметов, но у каждого из них отсутствует определённая деталь (грузовик без колеса, дом без окна, цветок без листиков…)

Воспитатель просит рассмотреть рисунки и сказать, чего нет у предметов. Предложить ребёнку дорисовать недостающие детали. В процессе работы следить за тем, чтобы ребёнок следил за качеством дорисовки.

Упражнение «Будь внимателен!».

Цель: развитие зрительной памяти; развивать умение ориентироваться на плоскости, используя в речи предлоги «за», «около», «перед», «справа», «слева», «впереди», «сзади», обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Ход:

«Сегодня я предлагаю тебе поиграть в разведчиков. Разведчики очень наблюдательные и внимательные люди. Они всё запоминают, у них очень хорошая память. Давай мы сегодня с тобой тоже попробуем поиграть а разведчиков».

Педагог предлагает ряд изображений за боров с определенным расположением колышков и перекладин. Дети должны выбрать два одинаковых рисунка. Затем логопед один из макетов забора располагает на сто­ле, потом берёт дерево и располагает его перед забором. Учащиеся отвечают на вопрос: Где растет дерево?

Затем педагог предлагает расставлять персонажей по словесной инструкции: «Поставь девочку рядом с забором, кота справа от дерева, собаку спрячь за забор и т.д.»

После того, как макет заставлен. Педагог предлагает ответить ребёнку на вопросы: Где стоит девочка? Где находится собака? и т.д.

Усложнение: отвернуть ребёнка от макета, ребёнок рассказывает по памяти.

Словесная игра «Что на чём».

Цель: закрепление умения сравнивать изображения предметов по форме, размеру.

Содержание:

Педагог предлагает детям контурные изо­бражения сразу двух предметов, наложенных одно на другое, и просит назвать предметы и осветить полным

предложением на вопрос: «Что на чем может стоять? (стол и стакан, ваза и шкаф, ведро и машина и т.д.).

 

Дидактическая игра «Что в чём уместится?»

Цель: закрепление умения сравнивать изображения предметов по форме, размеру, объёму.

Содержание.

Педагог предлагает контурное наложенное изображение трех предметов. Детям предлагается опредёлить, какие предметы изображены, и ответить на во­прос: «Что в чем уместится?» (вёдро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и т.д.).

Усложнение: плоскостное изображение, провести игру с вырезанными из чёрной бумаги силуэты предметов.

 

Дидактическая игра «Что больше?»

Цель: формирование зрительного восприятия изобра­жений предметов.

Ход игры:

Воспитатель предъявляет лист с пунктир­ным изображением предметов (чайник, чашка, часы,). Дети должны назвать предметы, образовать пары по способу начертания… ответить на вопрос: «Что больше?»

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «У КОГО ДРУГОЙ СНЕГОВИК»

Цель: учить детей находить различие и сходство в деталях одина­ковых предметов.

Материал: предметные картинки с изображениями снеговиков, отли­чающихся друг от друга головными уборами и предметами в руках — два одинаковых набора картинок по 6 шт.; головные уборы на снеговиках: ведерко, кастрюля, миска, сковородка, колпачок, корзинка; предметы в руках: ветка ели, ветка ряби­ны, клюшка, шарик, лопатка, метелка; наборное полотно.

Ход игры.

I вариант

Играют шесть человек и ведущий. Один набор картинок ве­дущий берет себе, картинки из другого набора кладет на сере­дину стола изображениями вниз.

Объясняет детям игровые действия и правила: «Я вам пока­жу своего снеговика. Посмотрите, что у него надето на голове и что он держит в руке. Тот, кого я вызову, возьмет любую кар­тинку со снеговиком. Мы сравним их и узнаем, чем они отли­чаются. Сравнивать будем так, как будто наши снеговики раз­говаривают друг с другом».

Воспитатель. У меня на голове ведерко. А у тебя? Ребенок. А у меня колпачок. Воспитатель. У меня в правой руке у снеговика ветка ели. И т.д. Картинки с двумя разными снеговиками ведущий вставля­ет в кармашки наборного полотна. Затем показывает другую картинку, и игра продолжается, пока не образуется шесть пар разных снеговиков. Ведущий подчеркивает, что в каждой паре снеговики с разными головными уборами и разными предме­тами в руках.

Примечание. Если ребенок возьмет из набора картинку такую же,

как у воспитателя, он ее меняет на другую.

II вариант. «Найди одинаковых снеговиков».

Вставить в наборное полотно 4—6 картинок с изображениями разных снеговиков. Загородить наборное полотно ширмой и по­менять одну картинку на другую из второго набора.

Открыть картинки и спросить, все ли снеговики разные. Тот, кто найдет одинаковых снеговиков, получит лишнюю парную картинку. Выигравшими считаются дети, которые получили парные картинки.

Начинать игру можно с четырьмя картинками. Если дети лег­ко справляются с игровым заданием, целесообразно увеличить количество картинок до шести и менять не одну картинку, а две.

 

Упражнение «Ближе, дальше».

Цель: формирование навыков определения удалённости предметов.

Ход:

Воспитатель ставит на стол игрушки – белку и лису. Затем раздаёт карточки. На которых изображена посуда. Детям задаётся задание разложить предметы на две части: столовая и чайная посуда. Затем картинки, на которых изображена столовая посуда, положить ближе к белке, а карточки с чайной – ближе к лисе.

 

Упражнение «Угадай!»

Цель: формирование навыков определения удалённости предметов, развитие логического мышления.

Ход:

Воспитатель размещает на доске рисунок с изображением леса, в котором деревья растут на разном расстоянии (ель, берёза, дуб, рябина, сосна)

Детям загадывают загадки про животных и говорит, что тот, кто загадан в ней, сидит под тем деревом, которое ближе всех к нам и т.п. (собака сидит под ёлкой)…

Усложнение: силуэты животных, вырезанные из чёрной бумаги.

 

Упражнение «Ближе - дальше».

Цель: формирование навыков определения удалённости предметов.

Ход: I вариант.

Педагог раздаёт детям листы с контурным изображением предметов, расположенных один за другим. Дети должны ответить на вопросы:

- Какой предмет ближе к нам?

- Какой предмет дальше от нас?

- Что за чем стоит?

II вариант

Педагог показывает лист с сюжетной картинкой: дом к которому и от которого идут люди и домашние животные. Дети определяют, кто приближается к дому, кто удаляется. Затем отвечают на вопросы:

- Кто ближе всех к дому?

_ Кто дальше всех от дома?

Дидактическая игра «Я знаю себя».

Цель: закрепление основных направлений пространства в схеме собственного тела; учить согласовывать слова с движениями.

Ход:

Предлагаю ребёнку поиграть: «Я сейчас буду читать тебе стихотворения, а ты будешь показывать на себе»:

Есть на пальцах наших ногти,

На руках запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик незабудь.

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть коленки и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове:

Ухо – два и мочки – две,

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки,

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот, что знаем мы с тобой!

 

Упражнение «День рожденье».

Цель: усвоение принципа относительности направлений и топологических признаков.

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы мишка и кукла. Набор разноцветных фломастеров, пластмассовые кружочки.

Ход занятия:

I этап:

Ребёнку дают лист с куклой и мишкой и говорят: «У куклы день рождения. К ней пришёл мишка. Она стала собирать на стол и поставила красную тарелочку прямо перед мишкой. Возьми, пожалуйста, эти кружочки, это будут тарелочки, расставляй их!» Ребёнок начинает расставлять тарелочки. Взрослый даёт указание: «Синюю тарелочку кукла поставила справа от себя, поставь, пожалуйста! А от мишки эта тарелочка будет справа или слева? Жёлтая тарелочка осталась сзади куклы, а от мишки эта тарелочка будет где?»

II этап:

Ребёнку предлагают фломастеры: «Нарисуй комнату куклы. Справа от неё стол, слева – кровать, справа от мишки стул, слева – книжный шкаф.» После того, как ребёнок нарисует, его спрашивают: «Книжный шкаф оказался рядом с чем? Стул рядом с чем?» В результате выполнения этого задания ребёнок должен усвоить, что понятия слева, справа, сзади, рядом и т.п. всегда относительны. То, что находится впереди мишки, - одновременно находятся позади или слева от куклы; шкаф, который стоит рядом со стулом, - одновременно далеко от окна и т.д.

Дидактическая игра «Соберём игрушки».

Цель: продолжает формировать восприятие пространственных отношений соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие название игрушек; понимать и употреблять пространственные соотношения, выраженные предлогами вертикального расположения; выполнять действия по образцу или словесной инструкции.

Материал: кукла Маша, игрушки: мяч, машина, кубики; полка для игрушек; все перечисленное, вырезанное из картона для игры на фланелеграфе или магнитной доске.

Ход игры:

Пригласите ребенка в гости к кукле Маше. В комнате куклы все игрушя разбросаны. Рассмотрите их. Попросите ребенка рассказать, где они лежат (на полу). Покажите ребенку куклу Машу, которая пришла с прогулки. Прочитайте рифмовку:

Вот пришла к нам Маша, Даже что-то потеряла..

Маша-растеряша. Маму огорчила,

Все игрушки разбросала,. Все убрать забыла.

Спросите Машу: «Как это случилось, что у тебя в комнате такой беспорядок?» Выслушайте ее рассказ: «Я играла, а меня позвал гулять Ваня. Я так хотела пойти с ним гулять, что убежала и не собрала игрушки. Потом пришла мама, увидела этот беспорядок и очень огорчилась. Помогите мне разложить игрушки по местам». Скажите: «Давай поможем Маше собрать игрушки, попросим ее не разбрасывать их больше, а ставить на место — на полку для игрушек».;

При проведении игры-занятия в первый раз ставьте игрушки на полку, сопровождая свои действия словесным комментарием: «Я поставила машину на верхнюю полку в правый угол. Мячи положила на нижнюю полку. Куклу посадила посередине…» и т. д. При повторении игры усложните задачу, попросите ребенка выполнять ваши поручения без показа. Если ребенок справляется, спросите его: «Куда ты поставил машину?»

Усложнение: увеличьте количество игрушек до 8; проведите игру с вырезанными из бумаги игрушками на фланелеграфе или магнитной доске; проведите игру с вырезанными из чёрной бумаги силуэтами игрушек.

Упражнение «Нарядим ёлку».

Цель: продолжать формировать пространственное восприятие; воспроизво­дить пространственные отношения по подражанию (усложнение — по образцу, словесному ука­занию); понимать, употреблять в речи наречия: «вверху», «внизу», показывать высоту руками; соотносить, называть елочные игрушки (шар, хлопушка, бусы, звезда); понимать обобщающее, значение выражения «елочные игрушки».

Материал: игрушечная елка, набор елочных игрушек; елка, вырезанная из толстого зелено­го картона, с пришитыми на нее бельевыми крючками; набор елочных игрушек, вырезанных из картона, с пришитыми к ним петлями.

Ход игры: предложите ребенку украсить елку. Рассмотрите елку, потрогайте все ее части, назовите их (ствол, ветки, иголки). Понюхайте, попросите рассказать, как пахнет елка (хвоей, смолой). Покажите ребенку красиво украшенную коробку. Попросите подумать и сказать, что же может быть в ней. Откройте коробку, рассмотрите все елочные игрушки. Сначала назовите их сами, затем попросите ребенка показать те игрушки, которые вы называете. На следующем занятии-игре ребенок должен сам назвать все лежащие в коробке елочные игрушки.

Прочтите рифмовку:

Елочку пушистую мама принесла. Праздник приближается В комнате поставила, меня к ней подвела. Елка дожидается

Пахнет елка смолкою, Елочных игрушек,

Лесом и зимой. Шариков, хлопушек,

К празднику нарядим Шишек, бус, конфет —

Елку мы с тобой. Лучше елки нет!

Предложите ребенку нарядить елочку вместе с вами. Просите ребенка повесить игрушку вверху, внизу. Спросите: «Где висит шарик?»

Усложнение: увеличьте количество елочных игрушек; проводите игру-занятие с плоскостны­ми картонными игрушками.

 

«Спрячь снежок, найди снежок»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве комнаты; внимательно рассматривать помещение при поиске «снежка»; понимать предложные конструк­ции, употреблять предлог «около»; понимать уменьшительно-ласкательный суффикс (снежок).

Материал: корзина со снежками из ваты; снеговик из картона на подставке. Ход игры:

Покажите ребенку корзину со снежками. Назовите их. Вспомните, как играли на прогулке в снежки. Предложите ребенку поиграть с игрушечными снежками. Постучите в дверь, спросите ребенка, кто бы это мог быть.. Выслушайте их предположения. Внесите снеговика и прочтите рифмовку:

Снеговик, снеговик

Появился во дворе.

Нос морковкой, рот картошкой

И ведро на голове.

Рассмотрите снеговика, предложите ему поиграть с вами в снежки. Но прежде чем поиграть, попросите снеговика спрятать снежки, а ребенка — найти их и сложить обратно в корзинку. Предложите ребенку рассмотреть комнату. Расскажите о том, что в ней находится: «Вот стул, на нем сидят». Когда ребенок научится осматриваться в комнате и находить снежки, спрятан­ные на уровне его глаз, снежки можно положить выше или ниже, переложить в другое место. Когда все снежки будут найдены и сложены в корзину, поиграйте со снеговиком (бросайте в него снежками, катайте их по полу). Прочтите рифмовку:

Вместе весело идем,

Все снежки сейчас найдем.

Будем с ними мы играть,

Будем мы снежки бросать!

Усложнение: различные варианты игры со.снежками — бросать от груди, из-за головы, в цель (в снеговика); проведите игру в другом помещении (музыкальном или спортивном зале).

 

«Разложи одежду в шкафу»

Цель: продолжает дальнейшее формирование представления о пространствен­ном расположении предметов одежды и обуви {сапоги, валенки, шапка, варежки, рейтузы, куртка); соотносить, понимать и использовать в речи существительные, обозначающие название предметов одежды; понимать и употреблять предложные конструкции: «на полке», «в шкафу».

Оснащение: игрушечный -шкаф с кукольной одеждой; плоскостные шкаф и одежда.

Ход игры: покажите ребенку игрушечный шкаф с кукольной одеждой, лежащей неаккурат­но. Спросите его, нравится ли ему такой беспорядок. Предложите разложить всю одежду акку­ратно на полки. Прочтите рифмовку:

Ох, уж Маша-растеряша

Девочка-неряха!

Ты одежду не бросай,

Всю на место убирай!

Вытащите всю одежду из кукольного шкафа, попросите ребенка назвать предметы одежды (Если ваша просьба вызвала у ребенка затруднение, назовите их сами, а ребенка попросите повторить.) Дайте ребенку четкую инструкцию и попросите ее выполнить. «Возьми шарф положи его на верхнюю полку. Возьми куртку, положи ее на полку, находящуюся посереди: Куда ты положил куртку? Валенки поставь на нижнюю полку. Куда ты поставил валенки. Когда вся одежда будет аккуратно разложена в шкафу, закройте дверцы и предложите ребенку вспомнить, какая одежда лежит в шкафу и на какой полке.

Усложнение: увеличьте количество предметов обуви и одежды; проведите игру с одеждой вырезанной из бумаги, или предметными картинками, ее изображающими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.108 с.)