Особенности русской философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности русской философии.



Особенности русской философии, имена и проблематика, а также периодизация тесно связаны с историей России точно так же как философия других народов тесно связана с их историей. Хотя есть и отличия действительная история русской культуры - во многом история потерь и последующих попыток вернуть утерянное. Поэтому, выделяя особенности русской философии, необходимо говорить и об основных событиях в истории России.- В большей своей части русская философия религиозна или тяготеет к религиозности (может быть, за исключением течения русских революционеров-демократов). При этом она обращена не на изучение бога (т.е. она не теоцентрична) а на человека. "Излюбленная тема русских размышлений - человек" (С.Л.Франк). И в этом понимании русские революционеры-демократы (Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.) следуют общей традиции русской культуры. Особенность русского антропоцентризма состоит в размышлениях о судьбе и смысле жизни человека, нации, Отечества (а не государства), о цели истории, т.е. модно сказать, что человек рассматривается прежде всего как существо нравственное. При этом он является не отдельной особью, противостоящей другим и эгоистически относящейся к миру - а именно такое отношение преобладает в философии Западной Европы. Отсюда - повышенный интерес к внутренней жизни человека, его совестливости, способности к состраданию, ассоциирующемуся с понятием "душа". "Человеческая" направленность объясняет и главную роль художественной литературы, критики и публицистики в развитии русской философии: крупнейшие русские писатели были одновременно и глубокими, самобытными мыслителями /Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой/.- В общественной проблематике глубокий интерес к морали выражается во внимании не столько к истории, сколько к истории философии (вопросы о смысле истории, конце истории и т.д.). Поэтому человек и народ, свобода и нравственность (и все другие проблемы) рассматривались русскими философами в кровной связи с понятием Отечества по имени Россия г ее исторической судьбы и цели существования. Патриотическая любовь к России приобретает высший социально-философский и нравственный смысл /что в корне отличается от западноевропейских традиций в области теории государства и права/. Причем эта любовь органично сочетается в дружелюбием и уважением к другим народам. Вот что говорил Ф.М.Достоевский: "Что такое сила русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ковсемирности и ко всечеловечности?.. Стать настоящим русским, стать вполне русским, монет быть и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите" ("Речь о Пушкино"). - Одной из характерных черт русской философии является восприятие ею мира как целостной (хотя и противоречивой) системы некоего "всеединства", всегда подверженного риску, опасности деформации, разрушения. Отсюда и переосмысление роли человека в природе: человек - не раб, но и не покоритель-тиран, а союзник и друг природы (и мира в целом, за существование которого он несет особую - нравственную – ответственность). Здесь можно назвать имена А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова, И.А.Флоренского, Н.Э. Циолковского, В.Л.Вернадского и многих других. В целом же русскую философию можно назвать особым типом философии культуры.

- Для большинства исследователей культуры Руси, а затем России характерно (как в XIX, так и в ХХ вв.) представление о "запоздалом пробуждении русской мысли (Г.Г. Шпет). Видимо, для того, чтобы верно оценить историю культуры России, не вдаваясь в крайности, необходимо, по мнению В.В.Зеньковского, отказаться от "соблазна резкого контраста России и Западной Европы", "отказаться от мысли, что история западной Европы есть как бы единственная и по типу и по темпу развития форма "прогресса". Тем не менее в истории русской философии особенно остро стоял и стоит вопрос о влиянии западной философии, В свое время даже говорилось о том, что русская мысль следует за европейской: на Западе - Вальтер, у нас - вольтерьянство, там - Гегель, у нас - гегельянство, и так далее вплоть до марксизма. Конечно, у великих мыслителей всегда есть последователи, не все-таки в России западноевропейская мысль трактовалась очень оригинально. Россия в силу многих истерических обстоятельств (прежде всего почти 3-х векового татаро-монгольского ига, языкового барьера и нескольких экспансий Запада) была очень долго изолирована от культуры Западной Европы. Активное приобщение к ней началось в ХУ111-Х1Хвв., причем одновременно ко всем достижениям- от античной до просветительской. И русская культура показала готовность к сотрудничеству с любой культурой, Г.Г. Шпет писал! "Мы входили в Европу исторической и этнографической загадкой. Таковою были и для себя. Мы всё могли получить от Европы уже в готовом виде, не чтобы не остаться самим в ней вещью,.. чтобы засвидетельствовать также лицо,.. нам нужно было осознать и познать самих себя...".- И, наконец, ещё одна особенность русской культуры вообще и философии в частности: высокая нравственность (способность к состраданию, любви, прощению, терпение и самоотверженность), явная этическая проблематика имеют свою "оборотную сторону", а именно острый дефицит правосознания, который выражался в отсутствии уважения правам отдельной личности и в нежелании признания превосходства справедливости перед состраданием. В некоторых случаях /К.С.Аксаков, ранний славянофил/ критика права доходит до презрения к нему. В книге "История русской философии" Н.О. Лосского (1951г., англ.язык, 1991г., рус.яз.) само право рассматривается как прикладная этика, а глава (22) включает в себя имена всего 2 представителей - П.И. Новгородцева (умер в 1924 г.) и Е.В. Спекторского (умер в 1951 г.) и состоит из 2-х страниц. Многое в таком отношении объясняет Л.Н.Толстой:"Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не боролся с властью и, главное, никогда не участвовал в ней. Русский народ всегда смотрел на власть, как на зле, от которого человек должен устраняться. Легенда о призвании варягов вполне выражает отношение русских людей к власти. Русский народ в своём большинстве подчиняется власти, потому что всегда предпочитал подчинение насилию борьбе с ним или участию в нём". 33 Философия периода Киевской Руси.

В X веке Киевское государство еще не имело единой религии. Языческие верования не содействовали объединению племен. Целостность государства обеспечивалась в основном военной силой. Князь Владимир понимал, что Киевская Русь уже пережила свою традиционную анимистическую языческую религию. Он и его ближайшее окружение задумывались над тем, как найти более утонченные способы выражения духовных, социальных и мистических стремлений общества. Ислам представлял собой Восток, его обычаи, способ мышления, христианство - Европу. Оно уже пустило свои корни в Киевской Руси. Христианкой была княгиня Ольга. Народы, которые окружали Русь, - поляки, венгры, болгары были христианами. Киевская Русь была могущественным государством в военном значении этого слова, но оставалась отделенной от многих стран и народов как в экологическом, так и в культурном отношении, в том числе и от Европы, где в то время уже нераздельно правило христианство, которое пронизывало все стороны жизни человека. Русичи, например, для Византии были варварами.Принятие христианства Русью разрушало все барьеры, которые разделяли ее с Византией и Европой. На огромных просторах Киевской Руси, невзирая на сопротивление людей, ломались языческие идолы, а вместо них строились христианские храмы. Церковь, ее структура, служители храмов были взяты из Константинополя в Киев и другие города. С христианством на Русь пришли не только священники, строители, политики, но и произведения знаменитых греческих мыслителей античного периода и философов средневековой Европы. Как определяет ее В.С.Горский, роль христианства не ограничивалась функцией простого ретранслятора на украинскую почву достижений мировой культуры. Под влиянием более чем тысячелетнего развития философской мысли в Европе и полного ее отсутствия в восточнославянских племенах создался определенный «перепад», «разница» между культурами. В короткий исторический срок христианство ликвидировало это несоответствие, вызвало к жизни могущественный интеллектуальный потенциал русичей, подготовленных для восприятия новых философских взглядов восточнославянской мифологией.

В Киевской Руси появляются свои философы и философские произведения. Наиболее известными среди них являются: «Речь философа» (часть «Повести временных лет»), «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Изборники Святослава» 1073 и 1076 гг. и ряд других памяток, пронизанных глубоким философским содержанием. В «Слове о Законе и Благодати» (1037 – 1050гг) киевский митрополит Илларион, опираясь на Библию и труды византийских теологов, доказывал верховенство христианства над другими религиями - иудаизмом и исламом. Этот труд посвящен не только апологетическим вопросам. Митрополит Илларион с философских позиций, но в аллегоричной форме обосновывает идею необходимости связи человека с Богом, человеческого и Божьего в образе Иисуса Христа. Отдельно освещаются чисто мирские проблемы, которые касаются также решения практических вопросов, таких как пути укрепления власти князя, расширение торговли и т.д.Философские проблемы поднимает и митрополит Никифор в письме к князю Владимира Мономаху, где христианский теолог раскрывает свое видение человеческой души. Бессмертная душа, пишет он, имеет в себе три составные - разум, ощущения и волю. Все они составляют единое целое, но вместе с тем имеют относительную автономность. Важнейшей частью этого единого целого является разум. Это основной признак, считал Никифор, который отличает человека от животного. Данные для разума поставляют ощущения, которых пять. Среди них важнейшим, считал он, есть зрение. Когда мы соотносим зрение и слух, писал Никифор, то можем убедиться, что увиденное нами есть таким, каким мы воспринимаем его зрением, тогда как слух часто нас обманывает, - ведь не все звуки звучат одинаково для каждого человека. Важной составляющей души как целого является воля. Воля в сравнении с разумом стоит ниже, но именно благодаря ей человек деятелен.

Значительный след в философской культуре Киевской Руси ХІІ в. оставил епископ г. Турова - Кирилл Туровский. Это был для того времени высокообразованный человек. Он был хорошо знаком с античной философией и сам много писал. До нас дошло несколько его работ в форме писем. Написаны они в полемической форме и направлены против ересей. В центре внимания Туровского были проблемы соотношения души и тела, бессмертие души и воля.

Один из первых защитников автономной церкви в Киевской Руси митрополит Климент Смолятич в своих трудах дает философскую интерпретацию текстов Иоанна Дамаскина, глубоко комментирует работы Аристотеля и Платона. В «Письме к пресвитеру Фоме» он подробно анализирует соотношение разума и ощущений в процессе познания. Разум, пишет он, придает фактам целостность, нопервичная роль принадлежит ощущениям. Разум их формирует, определяет их иерархичность, но «формировать», «определять» что-либо можно тогда, когда оно уже есть, а следовательно, таким «что-либо» являются ощущения.

Философия Киевской Руси на протяжении почти 300-летнего существования заложила теоретический фундамент, который дал возможность украинским мыслителям развивать мысль в драматических, а то и трагических условиях дальнейшей истории Украины после падения Киевского государства под ударами татаро-монгольских войск Батыя.

34. Роль и значение Киево - Могилянской, академии в разработке философской мысли XVII-XVIII вв.

Философия Г. Сковороды

Философское наследство Г.С. Сковороды многогранно. Оно охватывает самые разнообразные аспекты человеческой жизни: науку, религию, культуру, искусство. Вполне естественно, что обо всем написать невозможно. Однако, что можно однозначно утверждать, так это то, что все грани опираются на общий центральный стержень, который рассматривает проблему природы человека и ее назначения. Этот стержень включает в себя и сам образ Сковороды, который подтвердил практикой жизни силу своего учения.

Однозначно, что учение Сковороды возникло не на пустом месте. Можно лишь отметить, что еще греческий философ Сократ, на чьи высказывания часто опирался Сковорода, считал нравственность-добропорядочность и знание-мудрость тождественными понятиями. Странствия Сковороды в образе "старца" также напоминают проповеди Сократом своих идей на улицах и площадях.

Значение философского наследства Г.С. Сковороды и в том, что на него можно опираться в наше непростое время, когда человек накликает на себя опасность результатами своего же труда, когда при увеличении числа храмов хранится рост преступности, когда труд человека потерял всякую привлекательность, а жизнь стала бесцельной (если она не связана с накоплением капитала) и незащищенной.Многие из перечисленных проблем могут получить развязку, если возродить тему "родственного" труда, поставленную Сковородой почти 250 лет назад. Невзирая на то, что эта тема получила развитие в украинской литературе, она все еще ожидает своего постижения.

Принципы общественного идеала Сковороды содержали в себе элементыидеализации «деревенского быта», образа жизни «казачьей вольницы». Позднее этистороны стихийного сознания крестьянских масс и беднейшего казачества найдутсвое выражение в воззрениях Котляровского, Гребенки, Глибова, в ранних произведениях Гоголя, а также Шевченко. Форма общественного идеала Сковороды –«царствие божие» (республика) также свидетельствует о прямом влиянии наукраинского мыслителя крестьянской идеологии его эпохи.Отражая жизненные устремления народных масс в период достаточно развитыхантифеодальных движений крестьянства в Великороссии (Пугачевское восстание) вМалороссии (Колеивщина), Григорий Саввич Сковорода выступал глашатаем

наиболее передовых идей своего времени.Общественно-политические, философские, педагогические, этические и

эстетические взгляды украинского мыслителя из народа получили значительноераспространение при жизни, а еще большее - после его смерти. Они сыгрализначительную роль в пробуждении самосознание крестьянства, в развитии

демократического миросозерцания дворянской и разночинной интеллигенцииУкраины и России XVIII-XIX вв. Сковорода не в малой степени содействовалразвитию гуманизации знания и общественной жизни, утверждению нового взглядана перспективы развития России и всего человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.01 с.)