Лекция 2. Менеджер- ключевая фигура рыночной экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Менеджер- ключевая фигура рыночной экономики.



Понятие менеджер

1.2.Задачи менеджера

1.3.Требования к менеджеру

1.4.Эффективность менеджмента

Задачи менеджмента решаются через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Термин менеджер применяется к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:

ü Руководителям групп

ü Начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий

ü Руководителям производственных подразделений

ü Администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров

ü Руководителям предприятия, фирмы в целом.

Выделяют три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

ü Знания в области теории и умения в сфере практики управления

ü Способность к коммуникации и умение работать с людьми

ü Компетентность в области специализации предприятия.

В структуре любого предприятия можно выделить два вида разделения труда менеджеров- горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно- диспетчерских отделов и управлений.

Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента.

На предприятии выделяются три иерархических уровня менеджмента:

Высший – руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности.Руководители высшего звена — наиболее малочисленный в системе управления организационный уровень. Эти руководители отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной ее части.

Средний- руководители подразделений, служб и административных органов предприятия (до 60% всей численности менеджеров предприятия).Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения в виде конкретных заданий низовым линейным руководителям. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, а характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

Низший- руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков.Руководители низшего звена — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители данного уровня в основном осуществляют контроль выполнения производственных заданий. Они отвечают за непосредственное использование выделенных их звеньям ресурсов — сырья и оборудования.

Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического планирования и системной организаций инноваций.

Помимо перечисленных выше видов разделения труда существует также технологическое и профессионально - квалификационное разделение, которое учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этому принципу выделяются руководители, специалисты, вспомогательный управленческий персонал.

Для того чтобы организация могла добиться своих целей, выполнение задач должно осуществляться посредством вертикальной и горизонтальной координации. Как правило, организации практикуют как вертикальное, так и горизонтальное разделение труда. Более крупные из них создают отделы или подразделения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие — бюро, группы. Поэтому управление является важной частью деятельности организации, необходимой для координирования всех задач организации.

Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя.

Хозяйственный руководитель Современный менеджер
Ждет решений «сверху», скован, безынициативен, боится риска. Пытается все взять под контроль или запретить Активен, самостоятелен, предприимчив, предоставляет подчиненным максимальную свободу действий, идет на определенный риск
Выступает преимущественно в роли диспетчера, снабженца, инженера; ориентирован на «технические» аспекты работы, тактические решения и действия Разрабатывает прежде всего стратегию решения экономических и правовых проблем; воспитывает подчиненных, разрешат конфликты; ведет переговоры
Иррационален, благоговеет перед авторитетами, верит в могущество высшего руководства Рационален, критичен, надеется в первую очередь на собственные силы
Исповедует двойной стандарт мышления и поведения, формально реализуя задания сверху, а фактически работая на себя в лучшем случае на свой коллектив Лишен раздвоенности в сознании и поступках, стремясь в первую очередь к достижению общих целей
Единолично принимает все решения, нетерпим к чужим мнениям Создает команду единомышленников, нацеленных на выработку коллективного решения в процессе диалога и дискуссий
Имеет ограниченный кругозор и эрудицию, слабо ориентируется в окружающей действительности и плохо ее представляет; не стремится к новым знаниям Динамичен, открыт для новых идей, знаний и информации, имеет широкий взгляд на жизнь
Не компетентен в вопросах управленческой психологии, человеческих отношений, не ориентирован на личность подчиненного Умеет работать с людьми, признает их как личности, хороший педагог

 

Таким образом, менеджер — наемный профессиональный управляющий, представитель особой профессии, специалист в области экономики и управления, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. Это человек, прошедший специальную подготовку в сфере управления экономическими объектами. Менеджер — самостоятельная профессия с собственными профессионально специфическими инструментами воздействия и навыками, явно отличающимися от других профессий и должностей, а понятие менеджмент используется для обозначения:

· науки управления;

· практической деятельности по управлению;

· искусства руководства;

· социальной группы «управленцев».

Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 1930- е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.

Крупнейшие фирмы и корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, раскинув свои производственные, распределительные, сервисные, информационные филиалы и структуры по всему миру. Следовательно, решения менеджеров сродни решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако в рыночной экономике достаточно важна и сфера малого бизнеса — им охвачено около 90% инфраструктуры бизнеса. Для большинства населения малый бизнес — это не только работа, но и возможность приложения своих сил и талантов непосредственно для себя, возможность самореализации. Умело управлять в малом бизнесе — значит устоять, выжить, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.

В мировой практике приняты следующие черты эффективного менеджмента:

ü ориентация на энергичное и быстрое действие

ü постоянный контакт с потребителем

ü предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость

ü ориентация на человека как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства

ü наличие немногочисленного, но высококвалифицированного штата сотрудников.

Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критерии которой:

· действенность –степень достижения целей организации (отношение результатов, которые достигнуты, к результатам, которые намечались

· экономичность- соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов

· качество – соответствие характеристик товара стандартам и требованиям потребителей

· прибыльность- соотношение между доходами и суммарными издержками

· продуктивность- соотношение объема товара за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых)

· качество трудовой жизни- условия труда работников

· инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организация.

Экономические показатели эффективности управления следующие:

1. Показатель эффективности управления

Эу= П: Зу

Где,П- прибыль организации; Зу- затраты на управление

2. Коэффициент численности управленческих работников

Кч= Чу: Ч

Где,Чу- численность работников управления Ч- общая численность работников организации.

3.Коэффициент затрат на управление

Кз= Зу: З

Где,З – общие затраты организации.

3. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции

Кзп= Зу: К

Где К- количество или объем выпускаемой продукции.

Э.М.Коротковым предложена формула эффективной деятельности менеджера:

 

 
 


=

 

 

                   
       
   
 
 
 


+ + + +

           
   
 
 
 
   

 

 


Управление организацией — это приспособление ее производственной деятельности к изменяющимся условиям внешней среды и внутреннего состояния в зависимости от степени обеспеченности ресурсами. В современных условиях оно представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить, руководствуясь лишь заученными формулами и правилами. Менеджмент требует всестороннего анализа конкретных условий управления с учетом сложившейся ситуации и в соответствии с принятой стратегией развития организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.015 с.)