Способы правотворчества в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы правотворчества в РФ



а)санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями данной политической системы (например, церковными учреждениями, общественными организациями) или складывающихся в частноправовой сфере (обычаи, деловые обыкновения, договорные принципы и прецеденты и др.);

б)прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в юридических нормативных актах, которым юридическая система придает значение формы писаного права.

Стр. 69(19.2).

В Российской Федерации, согласно Конституции, существуют три основных формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов органами государства;

2. Принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума, как "высшего непосредственного выражения власти народа";

3. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между РФ и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателем и работником и пр.).

Сущность процесса правотворчества заключается в том, чтобы сформулировать нормы, подсказывающие, где право и неправо в сложных или неопределенных с юридической точки зрения ситуациях, в том числе нормы, указывающие на право государства по отношению к тем, кто не соблюдает поддерживаемый им правопорядок.

Стр. 69(19.3).

Требования к правотворческой деятельности

-Опережающее установление правотворческих процедур;

-Согласованность правотворческой процедуры и принимаемых нормативных актов;

-Многовариантность правотворческой процедуры;

-Гласность принятия нормативных актов;

-Надежность и простота процедуры;

-Гарантированность выполнения процедуры.

Стр. 71(19.4).

Законодательный процесс - упорядоченные, последовательные, логические стадии принятия законов, начиная от их разработки и до введения в действие.

Законодательный процесс - урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативных правовых актов (законов) и принятие нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Стр. 71(19.5).

Законодательная инициатива - это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. В первую очередь, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах.

Стр. 71(19.6).

Обсуждение законопроекта происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает ϲʙᴏё заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит традиционно три чтения.

Стр. 73(19.7).

Какие законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?

К обязательным для рассмотрения в Совете Федерации отнесены принятые Государственной Думой Федеральные законы по вопросам: а) фе­дерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных до­говоров Российской Федерации; д) статуса и за­щиты Государственной границы Российской Фе­дерации; е) войны и мира.

Стр. 73(19.8).

Особенности делегирования полномочий:

Существует два вида передачи полномочий: вертикальный и горизонтальный. Вертикальное делегирование — передача прав и обязанностей вниз по уровням организации; Горизонтальное делегирование — передача права принимать решения сотрудникам, не являющимися руководителями в данной структуре. Как правило, делегированию подлежат такие виды работы, как: документационная и рутинная работа; деятельность, требующая специализации; малозначительные и частные вопросы; подготовительная деятельность.

 

Стр. 73(19.9).

Промульгация закона главой государства - санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции, и публикация его в официальном органе печати (в Российской Федерации это «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Парламентская газета»).

Стр. 75(19.10).

Для чего необходима систематизация НПА?

Поскольку в таком массиве актов сложно ориентироваться, необходима их систематизация, т. е. приведение в единую систему, упорядочение.

Систематизация нормативных правовых актов позволяет, во-первых, быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену; во-вторых, выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале; в-третьих, совершенствовать действующую систему законодательства.

Стр. 75(19.11).

Инкорпорация нормативных правовых актов - это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка заключается в том, что:

а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

Стр. 75(19.12).

-Систематизация;

-Инкорпорация;

-Кодификация;

-Консолидация.

Стр. 77(19.13).

Значение и понятие законодательной техники

Законодательная техника - совокупность правил, методов. средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательной деятельности.

Законодательная техника (уровень ее развития) в значительной мере предопределяет эффектность воздействия законодательства на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь.

Неуклонное исполнение требований законодательной техники свидетельствует о заинтересованности законодателя в утверждении в стране верховенства закона и правового режима путем развития и совершенствования механизма правового регулирования.

Надлежащий уровень законодательной техники является надежным гарантом совершенства законодательства, доступности содержания законов и других правовых актов, точного применения и полного соответствия их воле законодателя.

Стр. 77(19.14).

Требования к юридическим терминам

единство юридической терминологии; общепризнанность терминов; стабильность и устойчивость терминологии; точность и недвусмысленность терминологии и ее доступность; краткость (лаконизм) и экономичность законодательного стиля; стандартность терминологии.

Стр. 77(19.15).

Виды юридических терминов

1. Общеупотребительные термины — слова обычного лите­ратурного языка («жилое помещение», «доля», «захват» и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни зако­нодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию до­ступными для понимания.

2. Специальные юридические термины это термины, отра­жающие особенности государства и права как специфических со­циальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: «правоотноше­ния», «подсудимый», «истец», «прокурор», «преюдиция» и др. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юриди­ческие термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем («алименты», «иск», «договор», «правоспособ­ность» и др.).

3. Специальные неюридические термины это термины, со­ставляющие принадлежность других (неюридических) наук и от­раслей и используемые в законодательстве и юридической науке («перевозка», «кибернетика», «эпизоотия», «венерическая бо­лезнь» и др.).

Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям зна­ний, принадлежностью которых они являются.

Стр. 79(20.1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.015 с.)