Социальная психология как общественный феномен, отрасль знания и профессия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная психология как общественный феномен, отрасль знания и профессия.



Социальная педагогика.

Иосипенко Светлана Юрьевна

Зачем нам нужна социальная педагогика?

1. Выявить пути воспитательного влияния общества на индивид

2. Определить связь общества и воспитания.

3. Выявить нормы воспитания в обществе.

Литература: Мустафаева Ф.А. «Основы социальной педагогики» М.2001

Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику» М.1997.

Гологузова М.А. М.2000

Велечева С.А. «Основы превентивной психологии»

Менделевич «Психология девиантного поведения»

Змановская Е.В. «Психология девиантного поведение»

Загрядинский В.И. «Основы социальной педагогики»

 

Социальная психология как общественный феномен, отрасль знания и профессия.

1. Социальная педагогика как отрасль знания: понятие, функции, принципы и связь с другими науками.

2. Социально-педагогическая деятельность как профессия.

3. Социальная педагогика как учебная дисциплина.

СП – это отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемые как в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.

СП исследует социальное воспитание и условия успешной социализации.

Социализация = адаптация + интеграция + самореализация. Социализация – это процесс формирование личности человека в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему ценностей те нормы поведения и установки, принятые в данной социальной группе. Возрастной период социализации от рождения до смерти.

Предметом социальной педагогики являются воспитательные силы общества и способы их актуализации, а также интеграция возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно нравственной ориентации и позитивной самореализации человека.

Основами социально-педагогической практики явились:

1. Семейная педагогика (народная педагогика)

2. Государственные теории и идеология

3. Благотворительность

4. Религия и церковь

5. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения

6. Филантропизм

На Западе социальная педагогика рассматривалась в 2 аспектах:

1. Интеграция воспитательных сил общества

2. Педагогическая помощь в кризисных ситуациях

В России социальная педагогика связанна с понятиями милосердие и благотворительность. Милосердие – это готовность помочь кому-либо из сострадания и человеколюбия, это духовно-эмоцианальное понятие, имеющее конкретную направленность. Благотворительность – это оказание частным лицам или организациям безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся (у них нет родственной связи и, как правило, различное социальное и материальное положение).

С принятием христианства в России развивается «призрение» – это разумное и организованное обеспечение нуждающихся необходимыми благами.

Социальная педагогика как отрасль знаний включает в себя ряд разделов:

1. Философия социального воспитания – рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы.

2. Социология социального воспитания – исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Социология должна ответить на вопрос: «какие условия могут выступить движущей силой развития ребенка».

3. Психология социального воспитания – на основе социально-психологической характеристики групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляют психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

4. Методика социального воспитания – отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.

5. Экономика и менеджмент социального воспитания – исследует потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала» с одной стороны, а с другой стороны экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы в процессе воспитания.

Функции социальной педагогики (Мудрик):

1. Теоретико-позновательная – социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет картину социально-педагогических процессов, вскрывает их глубинные основания.

2. Прикладная функция – связанна с поиском путей и способов, выявления условий эффективного совершенствования социального влияния на процесс социализации.

3. Гуманистическая функция – выражается в разработки целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для самореализации личности.

4. Прогностическая функция.

Принципы социальной педагогики:

1. Принцип дополнительности – позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения на возникающую проблему.

2. Принцип несовершимости воспитания – признание каждого возрастного этапа развития человека как самостоятельный ценностный и личностно-значимый.

3. Принцип диалогичности воспитания – духовно-ценностная ориентация осуществляется в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого является обмен ценностями.

4. Принцип центрации воспитания на развития личности.

5. Принцип коллективности социального воспитания.

6. Принцип вариативности – условия для развития человека создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

7. Принцип культуросообразности.

8. Принцип гуманистической направленности (гуманизм – отношение к ребенку как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития).

Социальная педагоги как область практической деятельности:

1. Официально-признанная профессия

2. Реальная деятельность организации

Социально-педагогическая деятельность как профессия предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь всем нуждающимся. Педагог – это человек, работающий в образовательной системе чаще всего с детьми до 18-ти лет. Специалисты обучаются 5 лет. Работают в школах, центрах временного содержания, воспитательных колониях и т.д.

Функции социального педагога:

1. Диагностическая

2. Прогностическая

3. Посредническая

4. Коррекционо-реабилитационная

5. Охранно-защитная!!!

6. Предупредительно-профилактическая!!!

СП как учебная дисциплина рассмотреть самостоятельно! Задачи дисциплины… в методичке посмотреть требования…

 

Факторы социализации

Литература: Юрий Волков «Социология» М.2000

Мудрик «Введение в социальную педагогику»

Чижевский А.Л. «Земля в объятиях Солнца».

Мего-факторы социализации:

1. Космические явления и их влияния (астрология, гороскопы, народные поверья).

Бехтерев – социальные отношения связанны не только с природой, но и зависят от мировой энергии.

Чижевский – доказал зависимость между циклами солнечной активности и процессами в психике человека.

Переизбыток энергии раскачивает социальную действительность. Солнечная активность напрямую связанна с параметрами здоровья и работоспособности.

Знания о космическом влиянии носят вероятностный характер и в различных географических местностях оказывают индивидуальный эффект.

2. Мир, как социально-политическое явление, обозначающее совокупность членов общества. Развиваясь, мир оказывает влияние на состояние планеты, формируя новый тип ноосферных отношений.

3. Демографические процессы – возрастание численности населения (демографический взрыв – перенаселение, социальные проблемы, дефицит продовольствия, эпидемии, экологические проблемы и т.д.). Миграционные процессы – подвижность населения, переход в другую этническую и религиозную общность или социальный статус.

Макро-факторы:

1. Страна – это географико-культурное понятие, на которое влияние положение, его географические координаты.

2. Этнос – это исторически сложившееся в стране совокупность людей обладающих единым языком, особенностью культуры и осознающих свою принадлежность. Особенности этноса:

· Ментальные - духовные

· Витальные – способы вскармливания детей, отношения к продолжению рода.

3. Общество – политико-социальная функция. Экономика общества, этническое своеобразие, соотношение полов в обществе, их гендерные особенности, социальные особенности.

Мезо-факторы социализации:

1. Регион – часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, общностью культуры и своеобразием.

2. Поселение – сельский, малый город, средний город, крупный город.

3. Средства массовой коммуникации - закон о СМИ (массовая пропаганда). Функции СМИ:

· Социальная – интеграция, пропаганда, трансляция ценностей, неформальное образование

· Личностная – процесс социализации через приобщение к массовой культуре

· Отражение процессов самореализации

Мудрик вводит 2 функции: развивающая (webинары) и релаксационная.

СМК реализуют медиообразование: обучение восприятию информации, умение создавать информацию, реализовывать себя в информационном пространстве и умение защищаться от вредной информации.

4. Субкультура – совокупность норм и ценностей, идеалов, которые расходятся с официальной культуры.

«Концепция или программа духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» - на самостоятельное изучение. Узнать идеал воспитания, а также нормы и ценности.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

· патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

· социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

· традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

5. Культура – это социальный институт, который вбирает в себя созданные человеком материальные и духовные ценности. П.А.Флоренский «Культура – это среда, растящая и питающая личность».

6. Религия – целостная система представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих людей.

В советский период ключевое значение в социализации имела идеология государства и общественные ценности – это обуславливало определенную социализацию. Особенности социализации: формирование конформизма (школа), формирование ценностей связанных с политическим жизнеустройством (пионерия). Ответственность за процесс социализации возлагалось на государство, в частности на школу.

В настоящее время ответственность за процесс социализации лежит на родителях, которые вправе выбрать для ребенка культуру, идеологию и вид образовательного учреждения.

Микро-факторы социализации:

1. Семья – главный институт социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения, воспринимает ценностные идеалы, необходимые для жизни. Семья – это малая группа людей, основанная на браке, родстве, члены которой связанны общностью быта, взаимопомощью, моральной и юридической ответственностью. При воспитании ребенка в семье имеет значение ее воспитательный потенциал. Воспитательный потенциал семьи – это возможности в сфере практической духовной деятельности родителей, направленной на формирование определенных качеств личности.

Типы семей по составу:

· Полные

· Неполные

· Опекунские

· Деформированные (наличие мачехи, отчима… не кровных родственников)

Типы семей по количеству детей:

· Одно, двух детное

· Многодетные

· Бездетные

Типы семей по уровню материальной обеспеченности:

· Семьи за чертой бедности

· Малообеспеченные

· Среднеобеспеченные

· Высоко обеспеченные

По соблюдение общественных норм:

· Благополучные

· Неблагополучные (аддективные семьи, зависимые) – алкогольные семьи, семьи, где есть наркоманы

· Асоциальные семьи

· Деликвентные – в семье есть люди, отбывающие и отбывшие уголовное наказание

· Педагогически несостоятельные

Позитивные черты воспитания в семье:

1. Брак, основанный на любви

2. Мера в проявлении людьми

3. Своеобразии (многообразие) позиции воспитателей

4. Включенность в социальные виды деятельности

5. Совместно организованный досуг

6. Стили воспитания в семье (либеральный, демократический, попустительский, авторитарный)

Функции семьи:

1. Репродуктивная

2. Воспитательная (социализирующая)

3. Хозяйственно-экономическая

4. Рекреативная (досуговая)

5. Коммуникативная

6. Терапевтическая

 

Основы девиантологии.

Литература: Беличева «Основы превентивной психологии.

Менделевич «Психология девиантного поведения»

Змановская Е.В. «Психология девиантного поведения»

«Групповые девиации»

1. Девиация. Определение, типы, виды.

2. Теории происхождения девиантного поведения.

3. Причины девиантного поведения.

Социальная педагогика.

Иосипенко Светлана Юрьевна

Зачем нам нужна социальная педагогика?

1. Выявить пути воспитательного влияния общества на индивид

2. Определить связь общества и воспитания.

3. Выявить нормы воспитания в обществе.

Литература: Мустафаева Ф.А. «Основы социальной педагогики» М.2001

Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику» М.1997.

Гологузова М.А. М.2000

Велечева С.А. «Основы превентивной психологии»

Менделевич «Психология девиантного поведения»

Змановская Е.В. «Психология девиантного поведение»

Загрядинский В.И. «Основы социальной педагогики»

 

Социальная психология как общественный феномен, отрасль знания и профессия.

1. Социальная педагогика как отрасль знания: понятие, функции, принципы и связь с другими науками.

2. Социально-педагогическая деятельность как профессия.

3. Социальная педагогика как учебная дисциплина.

СП – это отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемые как в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.

СП исследует социальное воспитание и условия успешной социализации.

Социализация = адаптация + интеграция + самореализация. Социализация – это процесс формирование личности человека в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему ценностей те нормы поведения и установки, принятые в данной социальной группе. Возрастной период социализации от рождения до смерти.

Предметом социальной педагогики являются воспитательные силы общества и способы их актуализации, а также интеграция возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно нравственной ориентации и позитивной самореализации человека.

Основами социально-педагогической практики явились:

1. Семейная педагогика (народная педагогика)

2. Государственные теории и идеология

3. Благотворительность

4. Религия и церковь

5. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения

6. Филантропизм

На Западе социальная педагогика рассматривалась в 2 аспектах:

1. Интеграция воспитательных сил общества

2. Педагогическая помощь в кризисных ситуациях

В России социальная педагогика связанна с понятиями милосердие и благотворительность. Милосердие – это готовность помочь кому-либо из сострадания и человеколюбия, это духовно-эмоцианальное понятие, имеющее конкретную направленность. Благотворительность – это оказание частным лицам или организациям безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся (у них нет родственной связи и, как правило, различное социальное и материальное положение).

С принятием христианства в России развивается «призрение» – это разумное и организованное обеспечение нуждающихся необходимыми благами.

Социальная педагогика как отрасль знаний включает в себя ряд разделов:

1. Философия социального воспитания – рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы.

2. Социология социального воспитания – исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Социология должна ответить на вопрос: «какие условия могут выступить движущей силой развития ребенка».

3. Психология социального воспитания – на основе социально-психологической характеристики групп и человека, их особенностей на различных возрастных этапах выявляют психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

4. Методика социального воспитания – отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.

5. Экономика и менеджмент социального воспитания – исследует потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала» с одной стороны, а с другой стороны экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы в процессе воспитания.

Функции социальной педагогики (Мудрик):

1. Теоретико-позновательная – социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет картину социально-педагогических процессов, вскрывает их глубинные основания.

2. Прикладная функция – связанна с поиском путей и способов, выявления условий эффективного совершенствования социального влияния на процесс социализации.

3. Гуманистическая функция – выражается в разработки целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для самореализации личности.

4. Прогностическая функция.

Принципы социальной педагогики:

1. Принцип дополнительности – позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения на возникающую проблему.

2. Принцип несовершимости воспитания – признание каждого возрастного этапа развития человека как самостоятельный ценностный и личностно-значимый.

3. Принцип диалогичности воспитания – духовно-ценностная ориентация осуществляется в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого является обмен ценностями.

4. Принцип центрации воспитания на развития личности.

5. Принцип коллективности социального воспитания.

6. Принцип вариативности – условия для развития человека создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

7. Принцип культуросообразности.

8. Принцип гуманистической направленности (гуманизм – отношение к ребенку как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития).

Социальная педагоги как область практической деятельности:

1. Официально-признанная профессия

2. Реальная деятельность организации

Социально-педагогическая деятельность как профессия предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь всем нуждающимся. Педагог – это человек, работающий в образовательной системе чаще всего с детьми до 18-ти лет. Специалисты обучаются 5 лет. Работают в школах, центрах временного содержания, воспитательных колониях и т.д.

Функции социального педагога:

1. Диагностическая

2. Прогностическая

3. Посредническая

4. Коррекционо-реабилитационная

5. Охранно-защитная!!!

6. Предупредительно-профилактическая!!!

СП как учебная дисциплина рассмотреть самостоятельно! Задачи дисциплины… в методичке посмотреть требования…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.096 с.)