Тема: Разработка и внедрение международного семейства стандартов ISO 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Разработка и внедрение международного семейства стандартов ISO



Тема: Разработка и внедрение международного семейства стандартов ISO

Цель занятия: Ознакомиться с международными системами стандартов ISO

Описываются международные системы стандартов семейства ISO.

ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO) функционирует с 1947 г.

Цель ISO – развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в различных областях и направлениях деятельности.

В соответствии с уставом ISO целью организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

В состав ISO входят национальные организации по стандартизации (только одна от страны), которые именуются комитетами членами. Высшим органом ISO является Генеральная Ассамблея, собирающаяся раз в три года и избирающая Президента и Совет ISO, которые руководят практической работой организации между ассамблеями. Президенту в работе помогает вице-президент, избираемый Советом и опирающийся на Исполком, который решает различные вопросы в период между заседаниями Совета. При Совете ISO кроме Исполкома работают следующие Комитеты:

1. Плановый комитет, в функции которого входят контроль за реализацией технической политики ISO, координация деятельности технических комитетов и совершенствование процедуры разработки международных стандартов.

2. Комитет по принципам стандартизации. В его задачи входит разработка рекомендаций Совету, а также методологических руководств в таких областях деятельности, как оценка экономической эффективности стандартизации, применение стандартов, терминология и определения, классификация стандартов.

3. Комитет по сертификации занимается вопросами изучения опыта работ международных и региональных организаций в области сертификации и готовит методические руководства в этой области.

4. Комитет развития занимается изучением потребностей развивающихся стран в области стандартизации и подготовкой рекомендаций для Совета в части помощи этим странам, включая вопросы обучения национальных кадров.

5. Комитет по информации осуществляет связь между национальными информационными центрами по стандартизации, готовит руководства и другие документы для национальных информационных органов и служб по стандартизации.

6. Комитет по политике потребителя осуществляет связь ISO с международными организациями потребителей.

7. Комитет по справочным материалам занимается разработкой и утверждением определений, категорий, уровней и классификации справочных материалов, используемых ISO, а также разработкой руководящих принципов для технических комитетов по ссылкам на справочные материалы и подготовкой рекомендаций для Совета.

Главным административным органом ISO является Центральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем по назначению Совета. Центральный секретариат координирует и контролирует всю работу по подготовке международных стандартов и связям с другими международными организациями в соответствии с Уставом, Правилами процедуры и Директивами по технической работе.

Штаб-квартира Центрального секретариата находится в Женеве (Швейцария).

Бюджет ISO складывается из членских взносов и доходов от продажи международных стандартов и публикаций.

Комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

¾ ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;

¾ ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

¾ ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);

¾ ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;

¾ ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

Тема: Прикладные методы анализа качества (Исикавы, Парето, диаграмма рассеивания)

Цель занятия: Ознакомиться с методами анализа качества.

1) Описываются методы контроля качества производственных процессов с помощью диаграммы Исикавы.

Метод "Диаграмма «Исикавы»

Другие названия метода: "Причинно-следственная диаграмма" ("рыбий скелет")

Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.

Назначение метода

Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем.

Цель метода

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода

Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

План действий

В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

· сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

· группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

· ранжирование их внутри каждого блока;

· анализ получившейся картины.

Достоинства метода

Диаграмма Исикавы позволяет:

· стимулировать творческое мышление;

· представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода

· Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.

· Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Особенности метода

Причинно-следственная диаграмма ("рыбий скелет")

Общие правила построения

1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.

2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - "хребет" (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют "рыбьим скелетом").

3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - "большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с "хребтом".

4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины ("большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде "мелких костей", примыкающих к "средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.

6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

 

 

Назначение метода

Применяется практически в любых областях деятельности. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму Парето в состав семи методов контроля качества.

Цель метода

Выявление проблем, подлежащих первоочередному решению.

Суть метода

Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

Различают два вида диаграмм Парето:

1. по результатам деятельности - предназначена для выявления главной проблемы нежелательных результатов деятельности;

2. по причинам - используется для выявления главной причины проблем, возникающих в ходе производства.

План действий

· Определить проблему, которую надлежит решить.

· Учесть все факторы (признаки), относящиеся к исследуемой проблеме.

· Выявить первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные и проранжировать их.

· Построить диаграмму Парето, которая объективно представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме.

· Провести анализ диаграммы Парето.

Особенности метода

Принцип Парето (принцип 20/80) означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата.

Достоинства метода.

Простота и наглядность делают возможным использование диаграммы Парето специалистами, не имеющими особой подготовки.

Сравнение диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и после проведения улучшающих мероприятий, позволяют получить количественную оценку выигрыша от этих мероприятий.

Недостатки метода.

При построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.

Назначение метода

Применяется в производстве и на различных стадиях жизненного цикла продукции для выяснения зависимости между показателями качества и основными факторами производства. Метод "Диаграмма разброса" - один из инструментов статистического контроля качества.

Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму разброса в состав семи методов контроля качества.

Цель метода

Выяснение существования зависимости и выявление характера связи между двумя различными параметрами процесса.

Суть метода

Диаграмма разброса - инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных. Эти две переменные могут относиться к:

· характеристике качества и влияющему на нее фактору;

· двум различным характеристикам качества;

· двум факторам, влияющим на одну характеристику качества.

При наличии корреляционной зависимости между двумя факторами значительно облегчается контроль процесса с технологической, временной и экономической точек зрения.

Диаграмма разброса в процессе контроля качества используется также для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов.

План действий

Для выяснения влияния одной переменной на другую следует собрать необходимые данные и внести их в листок регистрации.

По полученным данным построить диаграмму разброса и провести анализ диаграммы. Иногда желательно получить количественную оценку тесноты или силы связи между случайными величинами.

Особенности метода

Диаграмма разброса - это точечная диаграмма в виде графика, получаемого путем нанесения в определенном масштабе экспериментальных, полученных в результате наблюдений точек. Координаты точек на графике соответствуют значениям рассматриваемой величины и влияющего на него фактора. Расположение точек показывает наличие и характер связи между двумя переменными (например, скорость и расход бензина, или выработанные часы и выход продукции).

По полученным экспериментальным точкам могут быть определены и числовые характеристики связи между рассматриваемыми случайными величинами: коэффициент корреляции и коэффициенты регрессии.

Диаграммы разброса (рассеяния)

Правила построения диаграммы разброса:

1. Определить, между какими парами данных необходимо установить наличие и характер связи. Желательно не менее 25-30 пар данных.

2. Для сбора данных подготовить бланк таблицы (листок регистрации), предусмотрев в нем графы для порядкового номер наблюдения i; независимой переменной характеристики, называемой аргументом х; зависимой переменной, называемой функцией (откликом) у.

3. По результатам наблюдения заполнить листок регистрации данных.

4. По полученным данным построить график в координатах х-у и нанести на него данные. Длина осей, равная разности между максимальными и минимальными значениями для х и у, по вертикали и по горизонтали должна быть примерно одинаковой, тогда диаграмму будет легче читать.

5. Нанести на диаграмму все необходимые обозначения. Данные, отраженные на диаграмме, должны быть понятны любому человеку, а не только тому, кто делал диаграмму.

Список используемых источников:

1. http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0019/

2. http://www.up-pro.ru/encyclopedia/metody-kontrolya-kachestva.html

3. http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0017/

4. http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0017/

 

Практическое занятие №3

 

Область применения.

Настоящий стандарт устанавливает единые требования к порядку проведения работ по устранению проблем (дефектов, несоответствий, отказов) и предотвращению появления их в дальнейшем в вопросах управления безопасностью движения, а также в процессах ОАО «РЖД» с использованием метода «8 шагов». Стандарт распространяется на все подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», филиалы ОАО «РЖД», структурные подразделения ОАО «РЖД», дочерние и зависимые общества (далее – предприятия). Применение настоящего стандарта ДЗО и сторонними (подрядными) организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

Цель.

Целью метода является пошаговое решение определенной проблемы в управлении безопасностью движения с документированием результатов, что позволяет накапливать опыт и предотвращать появление подобных проблем в будущем.

2)Составляется структурная схема работы метода «8 шагов»

Схема осуществления деятельности по применению метода «8 шагов»

 

Таблица 1- Схема осуществления деятельности по применению метода «8 шагов»

 

 

Продолжение таблицы 1

Таблица 1- Схема осуществления деятельности по применению метода «8 шагов»

 

Список используемых источников:

1. http://oac.rgotups.ru/misc/files/40.45.8.pdf

2. http://rzd.ru/doc/public/ru?id=3884&layer_id=5104&STRUCTURE_ID=704

 

 

 

 

Практическое занятие № 4

Руководство по качеству должно соответствовать всем частям выбранного стандарта (ISO 9001 или 9002, 9003 и т.д.). Оно не должно быть детализировано. Его цель состоит в том, чтобы убедить читателя в том, что предприятие в данном вопросе действительно соответствует надлежащему элементу ИСО. Каким образом каждое подразделение соответствует стандарту в своих задачах детализировано на втором уровне документации, который может ссылаться на третий уровень (рабочие инструкции или стандартные операционные методики).

Типичное Руководство по качеству обычно состоит из четырех разделов, соответствующих классам ISO:

1) Границы применения: описание цели раздела

2) Политика: описание текущей политики предприятия в области качества.

3) Организационную структуру предприятия и его подразделений, должностные инструкции персонала (включая руководящий состав) с указанием ответственности и полномочий.

ЧТО: функции подразделения.

Эти документы касаются рабочих или операционных инструкций. В них пошагово описано выполнение отдельных видов деятельности по производству, сборке, монтажу и контролю, применению инструментов, измерительного оборудования и т.д.

Эти формы относятся к документам-инструкциям (как осуществляется сбор данных, как эти данные заносятся в формы, как они используются, какие контрольные инструменты должны быть использованы, как интерпретировать данные и т.д.). Они являются основой мониторинга и операционной деятельности.

Структура документации СМК

Рисунок 1- Структура документации СМК

Область применения


Настоящий Свод требований устанавливает требования корпоративной интегрированной системы менеджмента качества (далее - КИ СМК) ОАО "РЖД", включая требования стандартаГОСТ Р ИСО 9001, а также требования, дополняющие требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001.

Требования настоящего документа обязательны для применения во всех департаментах, дирекциях, управлениях, филиалах, структурных подразделениях ОАО "РЖД".

Цель

Требования КИ СМК ОАО "РЖД", установленные настоящим Сводом, разработаны в целях:
- повышения удовлетворенности потребителей услуг ОАО "РЖД";
- достижения системного улучшения обеспечения безопасности движения;
- повышение эффективности деятельности ОАО "РЖД" на основе совершенствования внутренних процессов в подразделениях ОАО "РЖД";
- развития кадрового потенциала ОАО "РЖД".

Общие положения

Настоящий Свод требований разработан в развитие Функциональной стратегии управления качеством в ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 15.01.2007 N 46р.
Требования КИ СМК ОАО "РЖД", приведенные в настоящем Своде требований, дополняют законодательные и иные требования к качеству и безопасности услуг железнодорожных перевозок.
Установленные настоящим документом требования являются основой для проведения внутренних аудитов КИ СМК в структурных подразделениях ОАО"РЖД".


4. Система менеджмента качества организации

[Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

 


Организация должна:
a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;
d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
e) осуществлять мониторинг, измерение там, где это возможно, и анализ этих процессов;
f) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент процессов, необходимых для системы менеджмента качества, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Список используемых источников:

1. http://docs.cntd.ru/document/902239443

2. http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Samsonova.pdf

 

 

Практическое занятие № 5

Тема: Требования к системам менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2008)

Цель занятия: Изучить требования к системам по ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

1)Описываются основные требования действующих стандартов и их взаимодействие для подразделений ОАО «РЖД».

Стандарт ОАО "РЖД" (СТО РЖД) - документ в области стандартизации, утвержденный и введенный в действие приказом или распоряжением ОАО "РЖД", устанавливающий характеристики к продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:
a) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
b)изменяющиеся потребности;
c) конкретные цели;
d) выпускаемая продукция;
e) применяемые процессы;
f) размер и структура организации.

При разработке стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ISO 9000 и ISO 9004.

Стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путём выполнения их требований.

 

Процессный подход

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный подход".

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

1. понимания и выполнения требований;

2. необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;

3. достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности;

4. постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

 

БЛОК-СХЕМА ПРОЦЕССА

 

 

Список используемых источников:

1)http://knowledge.allbest.ru/transport/3c0a65625b3ac69b4c43a89521316d26_0.html

2) file:///C:/Users/User/Downloads/%D0%A1%D0%A2%D0%9A%201.05.001%20%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80.pdf

Практическое занятие № 7

Гибкость

Понятие «гибкое производство» выступает за:

1) повышение эффективности и стандартизацию за счет постоянных процессов улучшения;

2) систему менеджмента, которую первоначально применяли японские фирмы; 16

3) философию, которая ведет к малозатратным процессам на фирме;

4) отслеживание принципов вытягивания, прежде всего за счет применения поставки «точно в срок»;

5) ориентацию на клиента, качество и снижение затрат;

6) члены коллектива, которые совместно и друг для друга размышляют, принимают решения, действуют и заступаются друг за друга. Предотвращение дефектов

Цель предотвращения дефектов – увеличение стабильности процессов в результате профилактических мероприятий. Предотвращение дефектов должно идти впереди обнаружения дефектов. Эффективное обнаружение дефектов с помощью последовательной защиты процесса происходит только там, где необходимо. Дефектов можно избежать: Через комбинацию профилактических мероприятий и быстрых цепей регулирования.

Быструю обратную связь о наличии дефектов:

– четкая связь дефекта и «виновного» рабочего места;

– корректировка причины через инструкции, смену инструмента и т.д.; – постоянный мониторинг мастером.

Ориентация на процесс Цели: краткое время производственного цикла и малые размеры партий (переналадка, партии, тара при поставке) при высокой стабильности; самые маленькие объѐмы для передачи дальше (меньше, чем размер партии) между и внутри процессов; обеспечение материалами с малыми потерями: минимальные транспортные пути, перемещения сотрудников, промежуточные склады и запасы между и внутри процессов; 17 минимизация не создающих добавленной стоимости площадей, занимаемых логистикой и складами; быстрая коммуникация за счѐт коротких путей между сотрудниками; прозрачность, особенно для сотрудников на местах.

Принцип вытягивания

Запасы являются причиной высоких затрат и проблем. С принципом вытягивания производство и логистика вступают в цепь создания стоимости когда имеется актуальная внутренняя или внешняя потребность потребителя. С одновременным введением поточного производства и синхронизации производства и логистики возможно сократить до минимума время производственного цикла и запасы. Введение прозрачных и самоуправляемых систем упрощает планирование производством и управление им.

Прозрачность – предпосылка для достижения цели и постоянного улучшения. Прозрачность означает, что каждый знает свои задачи и цели. Это облегчает быструю ориентацию на всех участках и улучшает понимание в целом.

Стандартизация

Предотвращение одних и тех же дефектов при производстве продукции, повторения ошибок на технологических операциях и аварий, наряду с использованием предложений, позволяет обеспечить высокую эффективность производства. Все это становится возможным благодаря стандартизации.

Личная ответственность

Личная ответственность означает, что между ответственностью и полномочиями, устанавливается связь непосредственно на уровне процесса. Это создаѐт необходимую свободу действий и шансы повышения квалификации. Самостоятельно организованные рабочие группы далее усиливают личную ответственность.

Сферы ответственности должны быть однозначны и известны. В этом случае каждый знает о своѐм вкладе в общий успех и мотивирован к активному участию в процессе улучшения.

2) Описать технологию внедрения бережливого производства для основных подразделений технического обслуживания подвижного состава:

а) парка прибытия ПТО сортировочной станции;

б) парка отправления ПТО сортировочной станции;

в) транзитного парка ПТО сортировочной станции;

г) участка текущего отцепочного ремонта вагонов ПТО сортировочной станции.

Целевое состояние бережливого производства должно обеспечивать:

- разработку и актуализацию надежных технологических процессов ремонта и экуплуатации подвижного состава с учетом местных условий и имеющихся рисков, полными комплектами технологической 15 документации, наглядными пособиями, электронными базами документации, включая интерактивные электронные руководства по ремонту;

- поддержание оптимального соотношения планово-предупредительных ремонтов и ремонтов по состоянию, с учетом фактического состояния подвижного состава, применения новых средств диагностики и новых информационных систем.

 

Планово-предупредительные ремонты технологического оборудования цехов, связанных с ремонтом, направленные на надежную бесперебойную работу оборудования, что в том числе позволит исключить дублирование оборудования;

- организацию эффективной системы технологического контроля;

- своевременное выявление несоответствий в технологической документации и их устранение.

- оптимизацию планировочных решений цехов по ремонту, исключения встречных потоков, непроизводственных затрат и потерь, сокращения производственного цикла, - использование передовых технологий оперативного управления производством, «вытягивающих» технологии планирования работ, обеспечивающих сокращение и исключение межоперационных и переходных запасов, - разработать четкие регламенты управления ремонтом, контроля соблюдения технологической дисциплины, приемки работ.

 

Список используемых источников:

1) http://www.up-pro.ru/imgs/library/production_management/files/lean-opzt.pdf

2) http://vunivere.ru/work13955/page7

3) http://oac.rgotups.ru/misc/files/1_kpbp.pdf

Тема: Разработка и внедрение международного семейства стандартов ISO

Цель занятия: Ознакомиться с международными системами стандартов ISO



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.132 с.)