Особенности федеративного устройства РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности федеративного устройства РФ.



Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Основные принципы — в Статье 5 Конституции РФ:

1. Равноправие субъектов РФ — в Конституции перечислены равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Равноправие здесь имеется в виду не в смысле равных прав, а в смысле равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

2. Государственная целостность РФ — территория РФ неделима и её субъекты правом сецессии не обладают.

3. Единство системы государственной власти — она одна и представляет собой единую систему.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ. В мировой практике известны несколько способов разграничения:

a. Дается исчерпывающее определение федеральной сферы ведения, а все остальное относится к ведению субъектов.

b. Исчерпывающе определяется сфера ведения субъектов.

c. Выделяется федеральная сфера и сфера совместного ведения, все остальное принадлежит субъекту (именно такие отношения закреплены в Конституции РФ).

Распределения полномочий в сфере совместного ведения:

· Безусловный приоритет федерального мнения.

· Распределение в соответствии с федеральным законом о распределении полномочий совместного ведения.

· Свободное разграничение полномочий на основе договоров.

· Разграничение полномочий путем заключения договоров на основе закона о договорном разграничении полномочий, либо типового договора.

· Принцип конкурирующей компетенции, в соответствии с ним регулирование осуществляется актом того органа, который издал нормативный акт раньше.

· Возможны комбинации этих принципов.

5. Равноправие и самоопределение народов в РФ — это значит, что каждая национальность может самоопределяться, но без сепарации (отделения от РФ).

 

22)

Судебная власть – разновидность государственной власти, призванная осуществлять правосудие и реализующаяся через систему судов. Правосудие – это разновидность государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Конституция регламентирует рамки осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Носителями судебной власти в РФ являются судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ, судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Согласно Конституции, разбирательство дел во всех судах является открытым. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

 

Принципы:

· - осуществления правосудия исключительно судом. Это означает, что в РФ нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Этот принцип важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

· - подчинения судей только Конституции и закону. Неразрывно связан с предусмотренным положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

· - принцип несменяемости судей. Служит одной из существенных гарантий независимости судебной власти. Согласно основному закону, судьи обладают неприкосновенностью.

· - обязательность судебных постановлений.

· - равенство всех перед законом.

· - состязательность и равноправие сторон.

· - национальный язык судопроизводства.

Судебная система РФ функционирует на основе Федерального закона «О судебной системе РФ».

Судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. Первые включают Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Вторые – Конституционные суды субъектов РФ и Мировые суды.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами гос власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан. Он обладает правом толкования Конституции. В случае признания актов неконституционными они утрачивают свою юридическую силу.

К судам общей юрисдикции относятся Верховный суд РФ, верховные суды республик, краев и областей, суды городов федерального значения, автономных округов и областей, а также районные и военные суды.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции ВС отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров между юр. лицами и предпринимателями без образования юр. Лица. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Важным элементом судебной системы РФ являются мировые судьи, чей статус регулируется Федеральным законом РФ от 17.12.1998 г. «О мировых судьях в РФ». Согласно этому закону, мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не превышает двух лет лишения свободы, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака и разделе имущества, дела по имущественным спорам (при цене иска не более 500 МРОТ), трудовые споры (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об административных правонарушениях. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Судебные участки, в рамках которых осуществляют свои полномочия мировые судьи, создаются из расчета: 15-30 тыс. на 1 участок. Мировые судьи избираются законодательным собранием субъекта РФ либо населением соответствующего судебного участка не более чем на 5 лет, но возможно и повторное избрание

23)

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. М.с. — это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление "сверху", позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. К наиболее существенным признакам, характеризующим природу М.с. в РФ, следует отнести следующие:

1. М.с. есть форма выражения власти народа РФ и одна из основ конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, М.с. обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому М.с. является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Признание М.с. в качестве одного из конституционных принципов организации и осуществления власти предполагает учреждение независимой от органов государственной власти децентрализованной системы управления, закрепление демократических основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов власти. Очевидно, что для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (РФ и субъектов РФ) и местных, т.е. общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть М.с. Особую роль играет М.с. в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.

2. М.с. в РФ — это право каждого гражданина на осуществление М.с. и право населения (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел. Участие граждан в осуществлении М.с. гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы М.с, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы М.с, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов М.с., самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы М.с, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов М.с. Признавая это право, государство признает самостоятельность М.с. в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. В соответствии с Конституцией РФ М.с. самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя РФ и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения М.с. в системе публичной власти. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы М.с, имеют равный доступ к муниципальной службе, вправе обращаться в эти органы и к их должностным лицам, а последние обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с соответствующими документами и материалами, затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

М.с. есть форма, способ организации и осуществления населением власти на местах, при этом такая власть осуществляется как непосредственно самим населением (посредством участия в муниципальных выборах, в местных референдумах, в собраниях или сходах, в реализации народной правотворческой инициативы, через обращения граждан, разнообразные формы территориального общественного самоуправления), так и опосредованно, через выборные и иные органы. Таким образом, М.с. представляет собой определенную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих институтов власти, обеспечивающих конституционное право каждого гражданина на М.с. Через институты местного самоуправления граждане непосредственно включаются в систему демократии.

М.с. в РФ есть деятельность, которая исходит из интересов населения и обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Тем самым организация и деятельность М.с. в РФ в полной мере способны отобразить местную природно-географическую и экономическую специфику, уклад жизни людей (местного сообщества), их общение, язык, культуру. В то же время М.с. в РФ позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее М.с. в РФ позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления.

М.с. в РФ характеризуется присущими ему атрибутами: наличие определенной территории, населения, выборных органов власти и форм непосредственного участия населения в М.с., местных финансов (муниципальной собственности, муниципального бюджета, местных налогов и сборов), муниципальных нормативных актов.

Правовая основа организации и деятельности (правовая оформленность), система М.с., компетенция его органов, границы осуществления и гарантии деятельности определяются законом.

24)

Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения юридических, физических лиц на основе их хозяйственной (имущественной) обособленности и равенства, а также личные, неимущественные права как связанные, так и не связанные с имущественными отношениями.

Предметом регулирования гражданского права являются:

· - Имущественные отношения, обусловленные использованием товарно-денежной формы (купля-продажа)

· - Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными отношениями (например, авторская деятельность)

· - Предусмотренные гл. 8 ГК РФ личные неимущественные отношения – нематериальные блага (например, честь, достоинство граждан, деловая репутация фирмы)

Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений. Эти принципы пронизывают все гражданское законодательств:

· принцип экономической свободы проявляется в свободе заключения хозяйственных договоров, в свободе распоряжаться своей продукцией, устанавливать цены, выбирать контрагентов. Свобода договора – это абсолютная свобода, которая может ограничиваться лишь законом, например, при недобросовестной конкуренции товаропроизводителей;

· принцип разнообразия форм собственности признается и защищается государством. Он закреплен конституционно и законом РФ о собственности. РФ признала и равным образом защищает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, что является основой предпринимательства;

· недопустимость недобросовестной конкуренции. Закон запрещает распространение ложных, неточных, искаженных сведений, введение потребителя в заблуждение относительно качества товара, места его изготовления, некорректную рекламу, и др.

· принцип экономического стимулирования усиливает имущественную ответственность участников гражданского оборота. Предприниматель несет ответственность за исполнение обязательств независимо от вины, вплоть до объявления его банкротом;

· принцип реальности и гарантированности субъективных гражданских прав.

Гражданско-правовые отношения регулируются и общеправовыми принципами гуманизма, добропорядочности, общегражданского равенства.

Система.

Нормы гражданского права расположены системно, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение для правотворческих и правоприменительных органов; последним гораздо легче пользоваться конкретной нормой в конкретном случае, нежели выискивать правовую норму в неком хаотическом нагромождении. Гражданское право состоит из общих положений, закрепленных в части первой и второй ГК РФ, регулирующей отдельные виды обязательств.

Подотрасли гражданского права выделены в соответствии с их специфическими особенностями. Их всего пять: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, личные неимущественные права, право на результаты творческой деятельности, наследственное право. Каждая из подотраслей состоит из правовых институтов. Так, например, подотрасль наследственного права состоит из двух институтов: наследование по завещанию, наследование по закону.

25)

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Форма предпринимательства — это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами — с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные; коллективные; корпоративные. Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на: малые и средние; крупномасштабные. Индивидуальные формы без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс. В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение - как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества; ассоциации, союзы. Юридическое, название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник и партнеры по бизнесу.

Монопо́лист — фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли",которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.

26)

Гражданские правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Субъекты:

1) Физические лица - граждане, иностранцы, лица без гражданства;

2) юридические лиц (организации);

3) российское государство, субъекты РФ, муниципальные органы.

 

В каждом правоотношении участвуют не менее двух субъектов, в противном случае нет общественного отношения, а, следовательно, не может быть и правоотношения. Участники правоотношения могут обладать правами и тогда они называются управомоченными лицами.

Участники правоотношения, на которых возложены обязанности, называются обязанными лицами. Например, прчинитель вреда всегда является обязанным лицом, поскольку содержание обязательств, возникающих из причинения вреда, составлят право потерпевшего на его возмещение и обязанность причинителя возместить причиненный вред.

Однако во многих случаях участники гражданских правоотношений одновременно имеют и права и обязаности, являясь и управомоченными и обязанными лицами.

Как управомоченной, так и обязанной стороной может быть одно лицо или несколько лиц.

Необходимым условием участия лица в гражданских правоотношениях является наличие у него гражданской правосубъектности.

Гражданская правосубъектность обычно понимается как социально-правовая способность лица быть участником гражданского правоотношения.

Правосубъектность является естественным правом лица.

Элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность.

Гражданская правоспособность - это общая способность лица иметь гражданские права и обязанности.

Гражданская дееспособность - это способность лица своими действиями приобретать для себя гражданские права и создавать гражданские обязанности.

27)

Объектом признается то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение. Наиболее распространенные объекты гражданского права - вещи (к числу которых относятся, в частности, деньги, валютные ценности, ценные бумаги) и права на вещи. Помимо вещей и прав на вещи (имущество) ст. 128 ГК называет еще три самостоятельных вида объектов: информацию, результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные права на них (все это именуется интеллектуальной собственностью), а также нематериальные блага.
Статья 129 ГК делит объекты гражданских прав на три группы, приняв за основу деления оборотоспособность соответствующих объектов. Под оборотоспособностью подразумевается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации
юридического лица).
К первой группе относятся свободно обращающиеся объекты права, ко второй - объекты, ограниченные в обращении, и к третьей объекты, полностью изъятые из оборота.
Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение оборотоспособности и тем более полное изъятие из оборота - исключением из этого правила.
Как и все другие исключительные нормы, правила, предусматривающие случаи ограничения и изъятия, о которых идет речь, не подлежат распространительному толкованию.
Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов могут либо принадлежать только государственным организациям или только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в обороте только по специальным разрешениям (например, оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ).

Статья 129 ГК предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно непременно осуществляться в порядке, предусмотренном законом. Это означает, что на уровне закона необходимо по крайней мере установить, каким образом должны определяться виды объектов, соответствующим
образом ограниченные в своей оборотоспособности. Все остальные вопросы, включая круг подлежащих ограничению видов объектов, могут решаться любым органом при условии, если он был уполномочен на то законом. Такого рода ограничения содержатся, например, в постановлении Правительства РФ от 10 декабря 1992 года "О поставках продукции и товаров, реализация которых запрещена"<140>.
К изъятию из оборота ГК относится строже: виды изъятых из оборота объектов необходимо определить в самом законе.
Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборотоспособности, ГК особо выделил землю и другие природные ресурсы. Указанные объекты могут отчуждаться или иным способом
переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой оборот таких объектов допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129). Соответственно собственнику земельного участка предоставлено право продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом только при условии, если "соответствующие земли на основании
закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте" (п. 1 ст. 260). Тем самым, помимо прочего, еще раз подчеркивается специальный характер норм, включенных в акты, посвященные природным ресурсам, по отношению к ГК.
Кодекс классифицирует объекты гражданского права, используя в качестве критерия различные их свойства. Цель такого рода классификации – вводить в случаях необходимости специальные режимы, отражающие особенности тех или иных объектов.

28)

Гражданско-правовая сделка - это наиболее часто встречающийся юридический факт, на основе которого возникают гражданские права и обязанности. В сделках выражаются различные имущественные отношения как между организациями, так и между этими организациями и гражданами, а также между гражданами. Особенно велико значение сделок в сфере имущественных отношений между коммерческими организациями. Здесь они выступают в качестве эффективного средства рыночного хозяйства.

Признаки сделки:

· всегда является волевым актом, т. е. действия сторон являются сознательными.

· всегда правомерное действие, основанное на законе;

· направлена на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений (приобретение собственности, найма, аренды имущества, оказание услуг, предусмотренных нормами гражданского права и т. д.);

· направлена на достижение правового результата, она порождает гражданско-правовые последствия. В результате договора купли-продажи покупатель получает купленную вещь, а продавец – обусловленную договором сумму. Гражданское законодательство признает равенство сторон в сделке, будь то государство (РФ), его субъекты, юридические и физические лица.

Виды сделок:

· По количеству сторон, выражающих свою волю: односторонние, двусторонние, многосторонние;

· По возмездности: возмездные, безвозмездные;

· По способу совершения: консенсуальные, реальные;

· По значению основания для действительности сделки: каузальные; абстрактные.

Консенсуальные сделки считаются заключенными с момента достижения соглашения сторон. Реальная же сделка заключается в момент передачи вещи.

В казуальной сделке ясны цель, основания (договор аренды). Абстрактная сделка отделена от своего основания. Так, вексель, как ценная бумага, абстрагирован от своего основания, от основной сделки и имеет хождение сам по себе.

Для гражданско-правовых отношений, помимо субъектов, объекта, содержания сделки, важное значение имеет форма, в которую облекается волеизъявление сторон.

Закон различает конклюдентную, устную, простую письменную и письменную нотариально-удостоверенную формы сделки.

Конклюдентная сделка совершается путем определенного действия, оговоренного законом или соглашением сторон.

Устная форма сделки предусмотрена для случаев, когда закон не устанавливает письменной формы.

Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или уполномоченными ими лицами. Стороны подписывают документ. Документ может исходить и от каждой стороны: в этом случае стороны обмениваются документами.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, предусмотренных законом, - составление завещания, например. Ряд сделок требует государственной регистрации. Несоблюдение нотариальной формы и государственной регистрации влечет недействительность сделки.

Сделка признается действительной при условиях:

· дееспособности участников сделки;

· соответствия сделки закону;

· соответствия сделки воле и волеизъявлению;

· при соблюдении формы сделки

При несоблюдении хотя бы одного из названных условий сделка признается недействительной с момента ее совершения.

29)

Представительство – совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок или иных юридических действий от имени и в интересах другого лица – представляемого. Он не может совершать сделки в отношении себя лично, например, купить имущество представляемого лица, которое ему было поручено продать; он не может совершить сделку, которая совершается только лично, а также другие сделки указанные в законе.

Различается несколько видов представительства в зависимости от основания его возникновения.

Основанное на административном акте. Подобным актом может быть приказ руководителя организации об исполнении работником представительских функций, связанных с заключением гражданских сделок и других юридических действий, с представительством в суде и прочее. Так, представителями юр лица являются продавцы, кассиры, приемщики заказов.

Законное представительство. Представительство в силу прямого указания закона. Например, родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей. В других случаях представителями юридического лица являются его органы: единоличный руководитель или коллективный орган.

На договоре поручения. Например, адвокат, ведущий дело в суде в качестве представителя истца или ответчика, оформляет свои полномочия ордером, выданным юридической консультацией.

Доверенность – письменный документ, выданный одним лицом другому для представительства перед третьим лицом.

Доверенность может представлять договор, заключенный на добровольной основе между представляемым и представителем. Доверенность может представлять одностороннюю сделку, совершенную по единоличному усмотрению представляемого.

Доверенность должна быть надлежащим образом оформлена как письменный документ. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена.

Общий срок доверенности не может превышать трех лет. Конкретный срок должен быть указан в самой доверенности. Если срок не указан в самой доверенности, то она сохраняет силу в течение одного года со дня ее выдачи.

Обязательные требования, предъявляемые к доверенности:

· - наименование доверителя и доверенного лица;

· - перечень полномочий доверенного лица;

· - срок действия доверенности;

· - соблюдение формы доверенности (письменная простая или нотариально удостоверенная);

· - право доверенного лица на передоверие своих полномочий другому лицу (если не указано – передоверие невозможно);

· - дата составления доверенности, подпись доверителя, удостоверенная руководителем организации или нотариусом, заверенная гербовой печатью.

Виды доверенности:

· Генеральная – уполномочивает представителя на совершение широкого круга действий (в т. ч. сделок).

· Специальная – доверенность, предусматривающая однородные действия представителя.

· Разовая – доверенность выдается для совершения одной конкретной сделки или юридического действия.

Действие доверенности прекращается по истечении срока доверенности, в случае отказа доверенного лица от исполнения поручения, в случае смерти физического лица, выдавшего доверенность, и, наконец, в случае отмены доверенности доверителем. Прекращение доверенности автоматически влечет за собой прекращение передоверия.

30)

Исковая давность — установленный законодательством срок в суде или ином юрисдикционном органе для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Исковые заявления принимаются судом, но истечение этого срока служит основанием для отказа в иске. Различают общий и специальный сроки исковой давности. Общий срок устанавливается в 3 года, специальные устанавливаются для отдельных видов требований и обычно являются сокращенными, регулируются императивными нормами ГК.

Исковая давность начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Исковая давность, распространяясь на все гражданские правоотношения, не распространяется в виде исключения:

· на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных благ и других нематериальных благ;

· на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

· на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина;

· на требования собственника об устранении всяких нарушений его права.

Исковая давность может быть приостановлена, прервана, и закон допускает восстановление сроков давности. Течение сроков исковой давности приостанавливается в 4-х случаях: действия неодолимой силы, нахождения лица в составе вооруженных лиц, переведенных на военное положение, при введении моратория и в случае приостановления действия закона, регулирующего соответствующее отношение. После приостановления течение ее срока продолжается; оставшаяся часть удлиняется до шести месяцев. Период «приостановления» в исковую давность не включается.

Исковая давность прерывается:

· предъявлением иска в суд;

· совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

При этом исковая давность начинает течь заново.

Время до перерыва не засчитывается в новый срок.

В случаях, когда суд признает причину пропуска срока исковой давности уважительной, срок исковой давности может быть восстановлен.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.117 с.)