Эффективность научных исследований.НИР. 4метода оценки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность научных исследований.НИР. 4метода оценки.



Поскольку в рыночных условиях научно-исследовательская работа является составной частью предпринимательской стратегии, то вопросы экономической эффективности затрат, коммерческой выгодности исследований оказываются в центре внимания управленческих и экономических служб. Ограниченность в собственных средствах вынуждает организации оценивать эффективность научных исследований, осуществляемых как собственными силами, так и силами сторонних организаций. Поиск критерия экономической эффективности НИР связаны: фактор времени, элементом неопределенности, тесной кооперацией разнородных функциональныхгрупп. Выделяют 4 основных метода оценки эффективности исследований и разработок:

1 .метод соотносительности предполагает определение эффективности исследований

относительно основных показателей деятельности фирмы, а именно: 1 отношение

исследовательских затрат к валовым прибылям процент поступлений от реализации новой

продукции к общей сумме продаж 2 отношение исследовательских расходов красширению продаж фирмы или к изменениям в доле продаж "старой" и новой продукции

3. отношение исследовательских расходов к численности работников, административным

расходам и расходам, связанным с реализацией продукции Недостатками этого метода

являются: а) неполный учет всех компонентов результативности исследований и факторов

воздействия на их эффективность, т.к. часто расходы на проведение исследований не

соответствует прибыли за тот же период времени, то используется кумулятивный метод

их исключения за 5 лет б) сложно разработать методологию расчетов и выявлять доходы

каждой категории продукции новой и старой, поскольку в формировании прибыли

участвуют помимо исследовательских служб, службы производства и сбыта.

2 .метод «движения денежных средств»- основан на систематическом контроле работ в

ходе исследовательского проекта, затрат по его осуществлению, степени достижения

результатов и размеров доходов. Для наглядности при этом методе строится график-

диаграмма в системе координат "время - денежные средства" (расходы и поступления,

связанные с осуществлением и реализацией данного исследовательского проекта). По

данным диаграммы производится сравнительный анализ поступлений и расходов

денежных средств. Постоянная оценка работы служб исследований, различных проектов

исследовательской программы предприятия позволит наладить качественный контроль.

3. метод «конечной оценки проекта» сводится к тому, что по завершению работ над

проектом проводится тщательный анализ проделанного и собираются всевозможные данные и сведения: денежные расходы, затраты времени, трудовые затраты, результаты исследований и их ценность. Главный недостаток этого метода - не всегда корректное соответствие валовых доходов и чистых прибылей, и оценка вклада исследовательского подразделения в конечный результат. Однако в целом этот метод принято считать близким к оптимальному для критерия экономической эффективности.

4. метод "объявленных исследовательских доходов" - один из наиболее признанных методов определения экономической эффективности. Техника определения результативности исследований по этому методу состоит в следующем: проводится подсчет прямых и косвенных затрат по исследовательским проектам. Базой для определения косвенных затрат берется рабочее время и его оплата в чел.-час, чел.-днях и т.д. После завершения работ по проекту и получения нового продукта суммируются исследовательские расходы, связанные с ним. Далее берется некоторая доля прибылей от продаж новой продукции как за счет будущих отрезков времени. Далее сумма фактических и ожидаемых доходов разносится по годам работы над проектом, что открывает возможность прямого сопоставления ежегодных исследовательских затрат с исследовательскими доходами за соответствующие годы.

 

 

Рынок инновационной продукции. Характеристика рынка. Научно-техническая продукция как товар. Субъекты и объекты иннов. Деятельности. Понятие «передача технологий»

Научно-техническая продукция - это конечный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической, рационализаторской и изобретательской, инновационной и др) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром лишь только тогда, когда она выступает средством качественного улучшения, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно- технической продукции. Субъектами инновац.рынка - в первую очередь, государство, предприятия, учреждения, учебные заведения, фонды, физические лица (ученые, инженеры, рационализаторы и изобретатели и др. специалисты). Объектами инновац рынка являются результаты интеллектуальной деятельности, представленные: 1.в вещественной форме (в виде оборудования, агрегатов, механизмов и машин, опытных установок, приборов, инструментов, технологических линий и т. д.) 2.в несовещественной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, препринта, статьи, монографии, тезисов, конструкторской и технической документации) З.в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и др научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. > Трансфер(передача) технологий - это обмен научно-техническими знаниями и производственным опытом, который осуществляется на коммерческой и некоммерческой основе. Трансфер технологий является одним из источников экономической независимости региона, поскольку предоставляет хозяйствующим субъектам ряд стратегических возможностей: развитие внутреннего рынка, развитие восходящих отраслей, адаптацию и перенос достижений развитых стран, встраивание в транснациональную инфраструктуру.

 

Основопологающий для инновационной деятельности ФЗ «О науке и гос научно-технической политике»

Фед Закон о науке и государственной научно-технической политике Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года. Настоящий Федерал закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государств власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Основные разделы закона: Глава I. Общие положения - Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе.

Глава П. субъекты научной и (или) научно-технической деятельности.

Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности. Также определена статья о научных работниках, специалистах научной организации и работниках сферы научного обслуживания. Общественные объединения научныхработников. Права и обязанности научного работника. Определено понятие научной организации.

Глава III. Организация и принципы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности.

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности.

Глава IV. формирование и реализация государственной научно-технической политики.

Определены основные цели и принципы государственной научно-технической политики. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики. Порядок формирования государственной научно-технической политики. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом и сроках вступления в силу настоящего Федерального закона.

\

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.011 с.)