Анализ различных подходов к понятию «социальное» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ различных подходов к понятию «социальное»



Введение

Развитие человеческого общества берет свое начало в глубокой древности. В VI в. до н.э. появляются первые философские представления об этом феномене. На протяжении многих лет и по сей день у исследователей-философов, социологов, культурологов, политологов и др. не иссякает устойчивый интерес к проблемам общества по причине того, что все связанные с ним концепты являются многоаспектными и многосложными. Этим обусловлен выбор мною темы «Общество как предмет философского анализа».

Важность исследования общества в философском контексте обусловлена, прежде всего, необходимостью философского понимания бытия человека как личности, которая становится таковой только лишь в процессе социализации.

Для представления общества во всем многообразии его процессов и явлений, а также описания различных подходов к его изучению, в своем исследовании я считаю необходимым указать основные положения и понятия, с помощью которых можно объяснить структуру самого общества, т.е. характер взаимосвязей его сторон, а также механизмы его развития и функционирования.

Сложность и противоречивость развития общества, его способность к трансформациям под воздействием различных факторов обусловили необходимость теоретического исследования данного феномена.

Объектом исследования выступает общество как феномен многоаспектной реальности.

Предметом исследования является общество с позиций социально-философского подхода.

Целью исследования является раскрытие сущности понимания общества в контексте социально-философского анализа.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- проанализировать различные подходы к понятию «социальное»;

- проанализировать специфику общественных отношений;

- проанализировать сферы общественной жизни;

- рассмотреть генезис представлений об обществе в истории философии;

- выделить основные характеристики современного общества с позиций философии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили произведения классиков мировой философии, начиная с древнейших времен, а также труды современных философов, в которых исследована сущность феномена «общество».

Представленные в исследовании теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем общества в социально-философском контексте.

Результаты работы могут позволить проследить тенденции развития представлений об обществе на современном этапе, выявить новые особенности трансформирующегося общества.

На пути осмысления данной темы я познакомилась с концепциями наиболее значимых философских течений, направлений и школ, внесших большой вклад в понимание проблем развития общества.

 

 

1 Общество как центральная проблема социальной философии

Анализ различных подходов к понятию «социальное»

 

Перед началом анализа общества как социальной системы, имеющей целостный характер, необходимо определить основные значения понятия «социальное». В социально-философской литературе вышеуказанное понятие употребляется как в узком, так и в широком смыслах.

Термин «социальное» в узком смысле понимается как существование отдельной сферы общественных явлений, которые входят в контекст социальной сферы жизни общества, где решается спектр проблем, затрагивающих определенные интересы людей[1]. Эти проблемы относятся к их социальному статусу, условиям труда, их положения в системе общественного разделения труда, перехода из одних социальных групп в другие, их уровня жизни, образования, социального обеспечения и др. Все эти социальные проблемы решаются в рамках социальных отношений, которые понимаются и в узком смысле. Их содержание состоит из вышеуказанных проблем, из-за которых они появляются. И в этом состоит их отличие от других общественных отношений, например, таких, как нравственные, правовые, политические, экономические и др.

В широком смысле термин «социальное» является синонимом термина «общественное», которое совпадает с ним по смысловому содержанию. В этом случае понятие «социальное» («общественное») будет обозначать все происходящее конкретно в обществе.

Общество – предмет социальной философии, которая занимается его анализом как целостной социальной системы и изучает законы ее функционирования и развития. Это означает, что социальная философия рассматривает и объясняет различные социальные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как многосложной саморазвивающейся социальной системы. Социальная философия изучает также взаимодействие между собой различных общественных типов. В рамках ее интересов находятся и такие явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. Здесь предметом социальной философии является исторический процесс, взаимодействие его объективных и субъективных сторон и закономерности его развития.

Представители различных школ социальной философии определяют общество как «социальный организм» и рассматривают его как систему отношений ее членов. При этом они расходятся в понимании его сущностной базы. Одни выделяют духовные основы деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности и ценности и др.), другие же берут за основу материальные потребности и условия жизни социума.

Таким образом, общество представляет собой совместную жизнь активно взаимодействующих друг с другом людей, удовлетворяющих свои потребности, которые жизненно им необходимы. В итоге между ними складываются специфические отношения, которые касаются средств и различных способов удовлетворения их потребностей, исходящих из реальных жизненных условий. С течением времени такие отношения приобретают стабильный характер и общество становится совокупностью общественных отношений.

 

Сферы общественной жизни

 

Специфический характер развития общества определяется его достаточно сложной многомерной структурой и наличием в ней неоднозначных факторов. В нем осуществляются различные по своему содержанию виды социальной деятельности.

В результате этого появляются такие центральные сферы жизни общества, как экономическая, социальная, политическая, духовная и др.

В экономическую сферу входит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Это можно назвать неким экономическим пространством, в котором осуществляется хозяйственная жизнь страны, а также организовывается взаимодействие всех экономических отраслей.

Глобальное значение имеет и международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощается в реальность экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в итогах своей производственной деятельности, а также их креативные способности.

Значение данной сферы для развития общества является неоспоримым и основополагающим.

«Социальная сфера состоит из взаимоотношений между социальными группами, классами, различными слоями населения, этническими общностями, касающихся социальных условий их жизни, трудовой и досуговой деятельности»[3].

Здесь большое значение имеет создание адекватных условий производственной и культурной деятельности людей, обеспечение необходимого жизненного уровня всех слоев населения, решение проблем образования, социального обеспечения, здравоохранения, однозначное следование нормам социальной справедливости в осуществлении каждым индивидом своих прав, а также в распределении и потреблении создаваемых в обществе различных материальных и духовных благ.

В этот сложный и многоаспектный процесс входит мониторинг и многоуровневое профессиональное управление всем комплексом социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий быта, труда, образования и жизненного уровня членов социума.

Политическая сфера представляет собой пространство политической активности различных классов, социальных групп, политических партий и других общественных организаций.

Их деятельность основывается на уже сложившихся политических отношениях и имеет курс, направленный на осуществление их политических интересов, которые, прежде всего, касаются политической власти и реализации их политических прав и свобод. Это расширяет границы их политической активности, а также создает достаточные возможности для реализации их актуальных политических интересов.

Современные политические процессы в значительной степени изменяют сознание многих людей в политическом плане, повышая их политическую активность, что увеличивает роль и значение политики в общественной жизни.

Духовная сфера – это сфера отношений людей касаемо различных духовных ценностей, включая их создание и распространение среди всех слоев общества.

Духовная жизнь общества состоит из каждодневного общения людей, а также направлений их деятельности, включая познание, образование, воспитание, мораль, искусство и религию.

Следовательно, всё вышеперечисленное составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир социума и его представление о смысле жизни индивида, личности в общественной системе, оказывая значительное влияние на формирование духовных связей между людьми и духовных начал в их деятельности и поведении.

 

Социальные теории XX века

 

Значимый вклад в исследование общества как системы внес К.Маркс, написав учение об общественно-экономической формации[7].

По К.Марксу и Ф.Энгельсу, общественно-экономическую формацию понимается как общество, стоящее на определенном этапе развития с характерными для него способом производства, общественной структурой, политической и экономической системами и духовной жизнью.

Ученые выделяют несколько общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, каждая из которых характеризуется как определенный тип общества и ступень достигнутого обществом прогресса.

Понятие «общественно-экономическая формация» позволило дать определение обществу как целостной социальной системе.

Вышеперечисленные общественно-экономические формации в меньшей степени придают значение развитию отдельной страны, чем мировому историческому процессу.

Они возникли на разных этапах развития человеческого общества. Каждая последующая из них представляет собой, следуя учению Маркса, новый и качественно более высокий тип общества.

Обществознание в конце прошлого тысячелетия уже состоит из целого комплекса наук об обществе – философии, в том числе социальной и политической философии, социологии, экономики, политологии, социальной психологии и др.

Итак, социальные теории прошлого дали отличный задел для появления новых теорий и подходов к изучению общества уже в ХXI веке.

 

Теория модернизации

Современный тип постиндустриального общества начинает образовываться в последние десятилетия XX в. в США, Японии и ряде стран Западной Европы. Главной составляющей системы общественного производства становится труд, который направлен на получение, обработку и хранение информации. Для современного общества характерно развитие техники на основе научного прогресса.

В контексте постиндустриального типа общественного устройства впервые отношения человека с природой заменяются отношениями между людьми в различных аспектах их деятельности. В 70-е г.г. XX в. появляется теория модернизации, основателем которой стал американский ученый-социолог О. Тоффлер. Современные философы, изучив специфику данной теории сделали вывод, что она направлена в первую очередь на выявление последовательных стадий общественного развития, которые являются базовой характеристикой уже существующих, но находящихся на разных этапах эволюции современных обществ.

В контексте вышеуказанной теории исследователь выделяет два типа общества: традиционное и современное. Процессу перехода от традиционного общества к современному он дал название «модернизация»[8]. В соответствии с теорией модернизации современное общество характеризуется следующими чертами: превалированием инноваций над традициями, светским характером жизни социума, ярко выраженным индивидуально-личностным началом, ориентацией на материальные ценности, демократической системой власти, наличием способности и желания производить не ради насущных потребностей, а ради будущего, преобладанием индивидов с активным деятельным практичным складом ума. В контексте теории модернизации понятие современного общества не соответствует хронологии современности, т.е. не все существующие в данный период времени общества представляется возможным назвать современными. Во многих из них преобладают черты традиционного общества, а некоторые уже перешли к стадии постсовременного общества.

Следует подчеркнуть, что на теорию модернизации ссылаются многие современные исследователи, считая ее достаточно актуальной.

 

Заключение

 

Итак, в работе рассмотрено общество как предмет философского анализа. Данный феномен исследован с различных сторон, рассмотрены его основные элементы в их связи и взаимодействии. Выявлено, что общество находится в непрерывном развитии. В этом несложно убедиться, если сравнивать современное общество с тем уровнем его состояния, который имел место в прошлых столетиях. Из данного сопоставления видно, насколько ушло вперед в своем развитии материальное производство (техника, производство, экономика), а также социальная структура, политическая система общества, духовная культура. Большие качественные изменения происходят в обществе и по сей день, оно развивалось и продолжает развиваться в различных направлениях.

С недавних пор большинство стран мира развивается в тесном контакте между собой, что проявляется в их экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни. Из данного выгодного взаимовлияния складывается исторический процесс развития человечества. Так, следует подчеркнуть, что исторический процесс развития общества одной страны является неотъемлемой частью исторического процесса развития всего человечества.

Исторический процесс представляет собой последовательное развитие общества и выражается в смене способов производства, обновлении общественных структур, политических систем и духовно-нравственной культурной жизни. Но полностью понять все условия жизни социума, как и последствия действий людей в их ближайшем или отдаленном будущем, весьма сложно. Поэтому, в общественном развитии присутствуют элементы стихийности. Их количество может уменьшаться по мере развития науки и увеличения социального опыта. Так, общество получает возможность шире осмысливать различные актуальные процессы в экономической, политической и духовной жизни. Но полное избавление от элементов стихийности никоим образом не представляется возможным.

Следует обратить внимание на то, что речь идет о правильном соотношении стихийности и сознательности в обществе на всех этапах его развития. Суть в том, чтобы до минимума уменьшить стихийные проявления и расширить область проявления сознательного начала в жизни и деятельности людей и, как следствие, в развитии общества. К этому, бесспорно, стремятся все цивилизованные общества. Большую роль в этом процессе играют новейшие достижения научно-технического прогресса, в том числе информационные технологии. Продвижение в этом сфере некоторые исследователи определяют как достижение современной «компьютерной революции».

В своем развитии общество подчиняется определенным законам. Есть особые закономерности развития политической, экономической и духовной жизни общества. Закономерным является взаимодействие общественного бытия и общественного сознания, которое по своей природе является отражением социального бытия, тем самым активно воздействуя на него. Работа данной закономерности увеличивается с развитием общества.

В XXI веке в науке и политике часто упоминают человечество как самостоятельный субъект исторического процесса. Бесспорно, для этого есть серьезные основания. В нынешних условиях человечество становится единым целым в связи с расширением и упрочением международных экономических, политических и культурных связей, усилением их взаимовлияния и взаимозависимости. Только в рамках представления человечества как единого целого, как совокупности обществ всех народов должны решаться актуальные проблемы обеспечения всеобщей безопасности, мира, сохранения и развития природной среды, а также создания выгодных условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. Благодаря этому будет найдено решение проблемы выживания и дальнейшего развития всего человеческого рода.

 

 

Введение

Развитие человеческого общества берет свое начало в глубокой древности. В VI в. до н.э. появляются первые философские представления об этом феномене. На протяжении многих лет и по сей день у исследователей-философов, социологов, культурологов, политологов и др. не иссякает устойчивый интерес к проблемам общества по причине того, что все связанные с ним концепты являются многоаспектными и многосложными. Этим обусловлен выбор мною темы «Общество как предмет философского анализа».

Важность исследования общества в философском контексте обусловлена, прежде всего, необходимостью философского понимания бытия человека как личности, которая становится таковой только лишь в процессе социализации.

Для представления общества во всем многообразии его процессов и явлений, а также описания различных подходов к его изучению, в своем исследовании я считаю необходимым указать основные положения и понятия, с помощью которых можно объяснить структуру самого общества, т.е. характер взаимосвязей его сторон, а также механизмы его развития и функционирования.

Сложность и противоречивость развития общества, его способность к трансформациям под воздействием различных факторов обусловили необходимость теоретического исследования данного феномена.

Объектом исследования выступает общество как феномен многоаспектной реальности.

Предметом исследования является общество с позиций социально-философского подхода.

Целью исследования является раскрытие сущности понимания общества в контексте социально-философского анализа.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- проанализировать различные подходы к понятию «социальное»;

- проанализировать специфику общественных отношений;

- проанализировать сферы общественной жизни;

- рассмотреть генезис представлений об обществе в истории философии;

- выделить основные характеристики современного общества с позиций философии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили произведения классиков мировой философии, начиная с древнейших времен, а также труды современных философов, в которых исследована сущность феномена «общество».

Представленные в исследовании теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем общества в социально-философском контексте.

Результаты работы могут позволить проследить тенденции развития представлений об обществе на современном этапе, выявить новые особенности трансформирующегося общества.

На пути осмысления данной темы я познакомилась с концепциями наиболее значимых философских течений, направлений и школ, внесших большой вклад в понимание проблем развития общества.

 

 

1 Общество как центральная проблема социальной философии

Анализ различных подходов к понятию «социальное»

 

Перед началом анализа общества как социальной системы, имеющей целостный характер, необходимо определить основные значения понятия «социальное». В социально-философской литературе вышеуказанное понятие употребляется как в узком, так и в широком смыслах.

Термин «социальное» в узком смысле понимается как существование отдельной сферы общественных явлений, которые входят в контекст социальной сферы жизни общества, где решается спектр проблем, затрагивающих определенные интересы людей[1]. Эти проблемы относятся к их социальному статусу, условиям труда, их положения в системе общественного разделения труда, перехода из одних социальных групп в другие, их уровня жизни, образования, социального обеспечения и др. Все эти социальные проблемы решаются в рамках социальных отношений, которые понимаются и в узком смысле. Их содержание состоит из вышеуказанных проблем, из-за которых они появляются. И в этом состоит их отличие от других общественных отношений, например, таких, как нравственные, правовые, политические, экономические и др.

В широком смысле термин «социальное» является синонимом термина «общественное», которое совпадает с ним по смысловому содержанию. В этом случае понятие «социальное» («общественное») будет обозначать все происходящее конкретно в обществе.

Общество – предмет социальной философии, которая занимается его анализом как целостной социальной системы и изучает законы ее функционирования и развития. Это означает, что социальная философия рассматривает и объясняет различные социальные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как многосложной саморазвивающейся социальной системы. Социальная философия изучает также взаимодействие между собой различных общественных типов. В рамках ее интересов находятся и такие явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. Здесь предметом социальной философии является исторический процесс, взаимодействие его объективных и субъективных сторон и закономерности его развития.

Представители различных школ социальной философии определяют общество как «социальный организм» и рассматривают его как систему отношений ее членов. При этом они расходятся в понимании его сущностной базы. Одни выделяют духовные основы деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности и ценности и др.), другие же берут за основу материальные потребности и условия жизни социума.

Таким образом, общество представляет собой совместную жизнь активно взаимодействующих друг с другом людей, удовлетворяющих свои потребности, которые жизненно им необходимы. В итоге между ними складываются специфические отношения, которые касаются средств и различных способов удовлетворения их потребностей, исходящих из реальных жизненных условий. С течением времени такие отношения приобретают стабильный характер и общество становится совокупностью общественных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.04 с.)