Предыстория новеллистического жанра и творческое новаторство Боккаччо в «Декамероне». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предыстория новеллистического жанра и творческое новаторство Боккаччо в «Декамероне».



Классической форме новеллы предшествовали фаблио и шванки – средневековые предновеллы. Цель их по преимуществу была дидактической, а материал интересовал как повод для морального наставления. Персонажи фактически были безличны, как и сам рассказчик. Чтобы предновелла стала настоящей новеллой, она должна была синтезировать высокие и низкие жанры (которые разделены в средневековой жанровой системе), преодолеть «ситуативность» (сюжет сводится к созданию некоей трудной или парадоксальной ситуации и к оригинальному выходу из нее) и остатки дадактизма, отказаться от социальных масок в пользу инициативной индивидуальности, ввести элемент драматизма, украситься риторической стилистикой.

Письменная форма культуры стремилась сохранить сам момент общения. Вместе с тем сохранялся эффект личного присутствия. Новый повествовательный жанр моделировал индивидуальное речевое сознание, воспринимающее всю культуру в целом, не делая различия по характеру источников знания. Таким жанром стала новелла, возникшая на перекрестке культурных пластов, сочетающая в себе черты нескольких повествовательных форм. Новелла стремилась подавать сюжет как новость.

Новелла родилась, когда рассказывающий человек стал непременным участником повествования, когда сам стал персонажем, а значит предметом внимания. Первым сборником ренессансных новелл стала книга Боккаччо «Декамерон».

Новизну «Декамерона» отмечают ряд понятий: книга-автор-рассказчик. Все новеллы собраны воедино композиционно, объединены одной обрамляющей ситуацией. Герои выключены из социальной структуры и сами являются рассказчиками. Боккаччо разрушил принятую жанровую иерархию, объединив высокие и низкие сюжеты. Большинство сюжетов Боккаччо – это так называемые «бродячие сюжеты», но он решил прикрепить их к современной истории. Это не изменило степень исторической подлинности сюжета, но ввело в него установку на подлинность, заставляя рассматривать все происходящее не как назидательный пример, а как событие человеческой истории. Боккаччо сместил повествовательный акцент на то, как люди действительно поступают (а не как следует).

В руках Б., типичного горожанина-республиканца, новелла отчеканилась как литературная форма, отвечающая классовым интересам республиканской буржуазии.

7. Рамочная композиция «Декамерона» и фигуры рассказчиков.

Обрамляющим сюжетом новеллам служит описание чумы: близость смерти на время выключает из сословной структуры общества персонажей. Всего рассказчиков 10: 7 девушек и 3 юноши. Все они представлены в авторском вступлении к первому дню, также относящемуся к «раме». Стоит отметить, что «рама» пластично охватывает не только сам сборник, но и переходит на каждую отдельную часть: описание каждого дня начинается и заканчивается описанием природы, общества и др.

Рассказчики имеют имена, но еще почти не имеют характеров, в них трудно увидеть личности. Он не заостряет внимание на сословной принадлежности героев. Рассказчики увлеченно слушают, рассказывают сами, но не более того, они далеки и не похожи на своих героев. Это литературный, а не реальный пир во время чумы, торжество не тела, но духа, смеющегося над смертью. Рассказчики «Декамерона» забывают о чуме, они беспечно проходят мимо ужасов смерти. В этом проявляется ренессансная жизнерадостность произведения.

Покидая город на десять дней, рассказчики «Декамерона» говорили о чуме со страхом, но в начале девятого дня Боккаччо говорит о них, «что смерть их не победит, либо сразит веселыми». С этим новым бессмертием общество и возвращается в мир.

Самих рассказчиков Боккаччо сделал божественно прекрасными, и внешне и внутренне. Их образ жизни идеален, утопичен. Если верить значениям их имен, то большинство так или иначе, связано с любовью и красотой.

 

8. Проблема «Ренессанса» в Англии XIV в. и в творчестве Дж. Чосера в частности. Сходства и различия Англии и Италии XIV в.

Четырнадцатое столетие в истории Англии было периодом бурной ломки и глубоких изменений во всех областях экономической и общественной жизни. В этот век сложилась английская нация; в кровавых боях и тяжелой борьбе окреп и осознал себя народ. Новые экономические и политические отношения, многолетние войны, восстания невиданной прежде силы, опустошительные эпидемии - все это видоизменило социальный облик страны и соотношение ее важнейших общественных сил. Культурное развитие Англии пошло по новому пути; сложился ее национальный язык; ее искусство и литература приобрели новые черты. Вместе с формированием нации в Англии образуется и национальный "общий" язык. Во второй половине XIV в. соотношение между языками французским и английским резко меняется. Французский язык, хотя и остается в употреблении, но становится языком меньшинства.

Последующими успехами английская ренессансная литература в значительной мере обязана Чосеру. В 1370 г. Его фигура ознаменовала в истории литературы Англии переход от эпохи средневековья к Возрождению, утверждение новых принципов изображения жизни и раскрытия человеческого характера. Во многом связанное с традициями культуры средних веков, отразившее ее лучшие достижения и особенности, творчество Чосера несет в себе идеи гуманизма и вольномыслия, характерные для приближающейся эпохи Возрождения, предвестником которой этот писатель и выступил в английской литературе. Для него неприемлем средневековый схематизм. Он утверждает за человеком право на земное счастье, восхищается его умом и энергией, славит его находчивость и жизнелюбие. Для Чосера характерно чувство жизни в любых формах ее проявления, постоянное стремление к жизненной правде. Для Чосера узки каноны средневековой поэзии. Отказываясь от аллитерационного стиха, он разрабатывает основы английского силлабо-тонического стихосложения. Чосеру тесно в пределах существующих жанровых форм и, используя опыт современных ему итальянских и французских писателей, он обогащает английскую литературу новыми жанрами, внося в их разработку много самостоятельного и оригинального. Чосер закладывает основы сатирической традиции в литературе Англии. Если смотреть на Чосера со стороны национального возрождения, то он следует первоначальной установке Ренессанса – возрождение национального языка, английского. Для англичан в роли возрождения античности выступает возрождение своего прошлого.

После поездки в Италию в творчестве Чосера наступает глубокий перелом, он отходит от традиций средневековой литературы, и если впоследствии и возвращается к аллегорическим мотивам, то разрабатывает их в совсем новой свободной манере.

Начинается новая - ренессансная - английская литература со сборника стихотворных новелл "Кентерберийские рассказы" (1387- 1400). Это было сознательным подражанием Боккаччо. Однако Чосер рисует совершенно иную обрамляющую ситуацию: оно идеалистическое и его герои не теряют своей социальной принадлежности, они безымянны и истории, которые они рассказывают, соответствуют их сословию. В обширном прологе Чосер дает то, чего мы почти не находим у Боккаччо, а именно обширную галерею мастерски выполненных портретов богомольцев. Перед нами возникает вся средневековая Англия, да и самое обрамление новелл - путешествие богомольцев в Кентербери - является характерной бытовой деталью, почерпнутой из житейского обихода тогдашней Англии.

«Кентерберийские рассказы» передают атмосферу переломной эпохи, современником которой был Чосер. Феодальный строй изживал себя. Потрясения, пережитые Англией на протяжении XIV в., заставляли задумываться над их причинами.

Феодальные междоусобицы XV в. надолго задержали развитие английского гуманизма. В литературной жизни периода войны Алой и Белой розы преобладают богословские сочинения и эпигонские рыцарские романы. Сртвнительно высокого уровня достигает лишь устная народная поэзия. В начале XVI столетия снова оживает гуманистическая литература.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.)