Предмет международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет международного права



Предмет международного права

- международные отношения, регулируемые принципами и нормами международного права, т.е. правоотношения субъектов международного права, которые могут складываться в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. П.м.п. следует отличать от объекта международного права - всего того, по поводу чего субъекты могут вступать в правоотношения. П.м.п. лежит в основе деления международного права на отрасли. Так, различаются правоотношения в области дипломатических сношений {дипломатическое право), использования морей и океанов {международное морское право) и т.д. Отношения субъектов, не урегулированные международным правом, его предметом не являются (например, межпарламентские связи). Вместе с тем наличие в современном международном праве широких по содержанию общих принципов позволяет считать все международные отношения в определенном смысле П.м.п. Существует тж. понятие предмета науки международного права, т.е. того, что изучает эта наука.

Предмет регулирования международного права:

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

 

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

 

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.

 

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений — государствами. Собственно говоря, международное право складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно как межгосударственное.

 

Что касается отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.

 

Однако международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера — т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов государств.

Международными немежгосударственными являются отношения:

 

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

 

2) между международными организациями;

 

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;

 

4) между физическими и юридическими лицами.

Каким образом происходит развитие международного права?

В эпоху Римской империи (международное право называлось «правом народов» (jus gentium). Как отмечал Эмер дс Ваттель (Швейцария), римляне часто смешивали право народов с правом природы, называя право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется вообще всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве. Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода. Дела людей и их потребности вынудили все нации создать для себя некоторые нормы права, ибо вспыхивали войны, которые приводили к пленению и к порабощению, что является противным естественному праву, так как в силу естественного права все люди рождаются свободными. Таким образом, римляне считали право народов частью естественного права. Но так как под термином «gentes» понимались только народы, И. Кант предложил переводить этот термин как «право государств» (jus publicum civitatum). Однако еще до И. Канта межгосударственное право называли международным правом (international law, droit international, diritto internationale).

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 г. В преамбуле этой резолюции указывается на необходимость тщательного и всестороннего изучения всего, что было уже достигнуто в области развития международного права и его кодификации, а равно «изучения проектов и деятельности официальных и неофициальных учреждений, направляющих свои усилия для содействия прогрессивному развитию и формулировке публичного и частного международного права. Однако и самом Уставе ООН применяется термин «международное право» (ст. 13).

 

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН.

 

Таким образом, источниками международного права являются:

 

Основные (первичные):

· международный договор

· международно-правовой обычай

· общие принципы права

 

Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой - нормы договоров действуют только в отношении государств—участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права.

 

Вспомогательные (вторичные):

· судебные решения

· правовая доктрина

 

 

Устав ООН и общепризнанные принципы международного права.

Устав ООН — международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав.

Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

Как следует из определения, Устав ООН обязателен к исполнению всеми странами участниками и прямо запрещает некоторые действия: угроза силой. С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или ее применение были запрещены за исключением случаев: Индивидуальной или коллективной самообороны. Применения по решению Совета Безопасности ООН.

 

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

· Принцип неприменения силы и угрозы силой;

· Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

· Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

· Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

· Принцип равноправия и самоопределения народов;

· Принцип суверенного равенства государств;

· Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

· Принцип нерушимости государственных границ;

· Принцип территориальной целостности государств;

· Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 

 

Правовой режим Арктики

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на т.н. "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов, все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства.

СССР закрепил свои права в полярном секторе в 1926 г: все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

В 1996 г. в Оттаве была подписана Декларация об учреждении Арктического Совета - новой региональной международной организации, куда вошли 8 арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция). Среди целей Арктического Совета:

- осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам;

- контроль и координация выполнения экологических программ;

- разработка, координация и контроль выполнения программ устойчивого развития;

- распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой. Арктический Совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики.

Особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе «постоянных участников» представителей неправительственных организаций коренных народов Севера.

 

Приобретение гражданства

Основные способы приобретения гражданства:

1. по рождению,

2. натурализация (прием в гражданство)

 

1. Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы».

Право крови: ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство государств, в том числе Россия.

Право почвы: ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства, раньше США.

Если родители из разных государств: гражданство ребенка определяется родителями по обоюдному согласию.

Смешанный принцип, который сочетает оба вышеназван­ных. Ребенок получает гражданство государства его родителей независи­мо от места рождения; ребенок иностранных родителей, который родил­ся на территории страны, применяющей принцип «права почвы», авто­матически становится гражданином государства места рождения. Смешанного принципа придерживаются многие страны мира, в том чис­ле Великобритания, Индия, США, Франция.

 

2. Натурализация.

- Приобретение гражданства в порядке натурализации происходит пу­тем подачи ходатайства лица, достигшего совершеннолетия и обладаю­щего дееспособностью.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основаниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательством государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, президент) либо исполнительные органы власти (правительство, министерство внутренних дел и т.п.).

Чтобы получить гражданство, необходимо выполнить определенные условия:

- ценз оседлости (постоянное проживание на территории государства в течение определенного времени, 5-10 лет)

- доп. требования (знание языка, постоянный источник дохода, принесение присяги в верности гос-ву, признание конституции, так же возможно при вступлении в брак с иностранцем и при усы­новлении ребенка, когда он имеет гражданство другого государства или является лицом без гражданства.)

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. Например, отклоняются ходатайства о приеме в гражданство лиц, которые:

- выступают за насильственное изменение конституционного строя;

- состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами;

- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

 

Другие способы приобретения гражданства:

3. Признание (так, гражданами России были признаны граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве);

4. Регистрация (например, при усыновлении, установлении опеки признании отцовства);

5. Реитеграции - восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявших в гражданстве; может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;

6. Международный договор - при территориальных изменениях, в результате оптации (лица, проживающие на территории, меняющей государственную принадлежность, имеют право на выбор (оптация) гражданства в порядке и сроках, установленных международным договором).

7. Пожалование - например предоставление гражданства за особые заслуги перед государством. Эта практика началась в конце ХУШ в., когда Франция предоставила гражданство выдающимся иностранцам, отличившимся в защите завоеваний Великой французской революции.

При трансферте (переходе территории от одного государства к дру­гому) население не спрашивают, хочет ли оно выбрать гражданство. На­селение просто передают другому государству вместе с территорией.

 

 

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Решение о приеме в гражданство принимают компетентные органы государства, в том числе ведомство иностранных дел (Великобритания), президент страны (Российская Федерация).

Нередко государства предусматривают упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории граждан.

Утрата гражданства

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие во­леизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Следует отметить, что в рамках ООН в 1961 г. была принята Конвен­ция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 13 декабря 1975 г., в которой Российская Федерация не участвует.

1) Экспатриация – оставление отечества добровольно или по принуждению. Временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряженное с лишением гражданства.

2) Денатурализация - отмена решения о натурализации, т.е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства. Причиной денатурализации могут послужить сообщение заведомо ложных сведений при натурализации, грубое нарушение прав гражданина и другие причины.

3) Добровольный выход из гражданства (Cвободная или разрешительная - заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица, причем в некоторых государствах требуется подтверждение того, что лицо приобретает новое гражданство.)

Чаще всего г-во обуславливает выход из своего гражданства, приобретением гражданства другой страны.

 

В ряде случаев государство может запретить утрату/смену гражданства, если:

- гражданин не выполнил обязательств перед г-вом (военная служба)

- на него завели уголовное дело,

- приговор суда

- не имеет другого гражданства и гарантии его приобретения

Сейчас по всему миру принимаются все возможные меры, чтобы безгражданство было искоренено.

 

Двойное гражданство

- двойное гражданство подразумевает наличие у лица гражданства двух или более государств. Этот термин включается и множественное гражданство – тройное и т.д. Как правило, государство, гражданин которого по каким-либо причинам имеет гражданство другой страны, должно рассматривать его исключительно как гражданина своей страны, независимо от того, как данное государство относится к институту двойного гражданства в целом.

Два гражданства можно получить:

по праву рождения, если твои родители – граждане разных государств;

по праву почвы (по факту места рождения), которое действует в довольно-таки небольшом количестве стран – США, Уругвай, Перу, Пакистан, Колумбия, Мексика, Ямайка, Канада, Бразилия, Аргентина и некоторые другие страны.

Кроме того, можно приобрести дополнительно гражданство в ходе натурализации, на основании заявления. Многие государства (например, Германия) требуют от гражданина другого государства, который желает получить германское гражданство таким способом – натурализацией – отказаться от прежнего гражданства. «Лица, приобретающие германское гражданство, должны, как правило, отказаться от иностранного гражданства. Как и прежде, делаются исключения, если отказ от гражданства невозможен или связан с особыми трудностями». В США также действует подобная процедура, но при этом реальность отказа нет необходимости удостоверять: например, нет требования сдать свой старый паспорт. А вот, например, в Турции, Италии, Израиле не нужно отказываться от своего первого гражданства. В Российской Федерации законодательно разрешено наличие двойного гражданства.

Среди основных проблем, которые могут возникнуть у бипатрида – так именуется лицо с двумя и более гражданствами, можно упомянуть следующие: оказание этим лицам дипломатической защиты и прохождение ими военной службы. В обоих случаях нет какого-то определённого и закреплённого порядка решения вопроса: как правило, всё решается, исходя из конкретной ситуации и конкретного человека. Одним из таких способов является заключение международного соглашения, чтобы, например, не считать отдельно взятое лицо мужского пола, прошедшего службу в одной стране, уклонистом, из-за того, что он не прошёл её в другой стране, гражданином которой он также является.

 

ЗАЩИТА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ

предоставление государством в основном своим гражданам, находящимся за границей, защиты в случаях ущемления или нарушения (либо попыток ущемления или нарушения) их конституционных или конвенционных (закрепленных международными соглашениями) прав и свобод.В отдельных случаях по специальной договоренности между заинтересованными государствами допускается также З.д. граждан (физических и юридических лиц) третьих государств ("делегированная защита"). •

З.д. является дискреционной (лат. discretio - благоусмотрение, воля победителя) функцией государства: она может быть оказана гражданам по их воле-, независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованного лица. Однако для приведения в действие механизма оказания З.д. необходимо: во-первых, поступление достоверной информации компетентному государственному органу (внешнеполитическому ведомству, зарубежному органу внешних сношений и т.д.) о реальных обстоятельствах ущемления (нарушения) прав и свобод конкретного лица,причинах и юридических основаниях соответствующих акций со стороны властей государства его пребывания; во-вторых, принятие указанным органом решения о производстве адекватных дипломатических шагов и правильный выбор процедурных или иных средств, которые могут быть применены в данном случае, - протест, требования, просьбы и другие формы дипломатического демарша.

Своеобразной формой оказания З.д. является институт экстерриториальности, означающий пользование полным иммунитетом от юрисдикции иностранного государства..

 

Если лицо, обладающее двумя и более гражданствами, находится на территории одного из государств, гражданством которого оно обладает, то оно рассматривается как гражданин только этого государства. В Конституции России говорится: “Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации” (п. 2 ст. 62). Практическое значение последней фразы трудно определить.

В силу сказанного другое государство, гражданством которого лицо также обладает, не может оказывать ему дипломатическую защиту. В Гаагской конвенции 1930 г. соответствующая норма сформулирована достаточно четко: “Государство не может предоставлять дипломатическую защиту одному из своих граждан против государства, гражданством которого такое лицо также обладает” (ст. 4).

Сложные проблемы возникают, когда лицо с двумя или более гражданствами находится на территории третьего государства, т.е. государства, гражданством которого оно не обладает. Третье государство вправе определить, какое из имеющихся у лица гражданств является эффективным. На этом основании будет приниматься во внимание только это гражданство. В Гаагской конвенции 1930 г. сказано: “В пределах третьего государства лицо, имеющее более одного гражданства, пользуется таким режимом, как если бы оно имело только одно гражданство”. Признаваться должно либо гражданство государства, в котором лицо постоянно или преимущественно проживает, либо гражданство государства, с которым оно фактически более тесно связано (ст.5). Иначе говоря, вопрос должен решаться путем определения эффективного гражданства.

 

Проблема дипломатической защиты неграждан
В настоящее время в некоторых странах проживает значительное число лиц без гражданства (апатриды). В соответствии с внутренним и международным правом им в большинстве случаев предоставляется национальный режим, т.е. они в значительной мере приравниваются в правах к местным гражданам. Согласно Конституции России, “лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации” (п.3 ст.62).

Новый статус такого рода лиц в национальном праве пока не нашел должного отражения в международном праве. Продолжает существовать издавна утвердившееся правило, что лица без гражданства не пользуются правом на дипломатическую защиту. Это правило в международной практике обычно формулировалось следующим образом: государство “не совершает международного правонарушения, причиняя вред лицу, не обладающему гражданством, и соответственно ни одно государство не вправе вмешиваться или ходатайствовать о нем до или после причинения вреда”. (Решение международного арбитража 1931 г. по делу компании Диксон.16) Приведенное положение служит свидетельством бесправного и беззащитного положения апатридов. Его трудно совместить с современной концепцией прав человека.

 

Одна из главных проблем дипломатической защиты — круг мер, которые могут предприниматься в порядке ее осуществления. В этих целях используются прежде всего дипломатические меры — действия дипломатических и консульских учреждений, переговоры, обращения к международным судебным органам и т.д.

Несущее ответственность за правонарушение государство обязано после соответствующего представления прекратить неправомерные действия и дать заверения в том, что они больше не повторятся. Оно должно восстановить положение, существовавшее до правонарушения (реституция), например вернуть незаконно конфискованное имущество. Если это невозможно, то пострадавшему лицу должна быть предоставлена компенсация. При нарушении личных прав иностранца обычно речь идет о компенсации. Наконец, во всех случаях пострадавший иностранец и его государство должны получить моральное удовлетворение (сатисфакцию) в виде принесения извинений, а иногда и материального возмещения.

Если это не сделано, то заинтересованное государство вправе применить меры воздействия на правонарушителя. В этих целях могут быть использованы реторсии, которые представляют собой меры, не выходящие за пределы международного права. Они обычно применяются в ответ не на неправомерные, а на несправедливые, дискриминационные действия. К таким мерам относятся, например, снижение уровня дипломатического представительства, сокращение экономических, транспортных, культурных связей.

Защищая права гражданина, государство может прибегнуть к предусмотренным правом международной ответственности контрмерам. Под этим понимаются меры, которые были бы квалифицированы как нарушение международного права, если бы они не предпринимались в ответ на правонарушение другой стороны. Так, серьезные нарушения прав граждан иностранного государства дают последнему основание приостановить действие того или иного соглашения с государством-правонарушителем.

 

Уголовная юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрисдикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства пребывания, по законам этого государства.

В некоторых случаях, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются.

Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основе договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.

ЕКПЧ: запрет пыток

Классификация по объекту

  • договоры по политическим вопросам
  • договоры по правовым вопросам
  • договоры по экономическим вопросам
  • договоры по гуманитарным вопросам
  • договоры в области безопасности и т.д.

Общее правило толкования

1. Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

2. Для целей толкования договора контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу, и приложения:

a) любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора;

b) любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору.

3. Наряду с контекстом учитываются:

a) любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений;

b) последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования;

c) любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками.

4. Специальное значение придается термину в том случае, если установлено, что участники имели такое намерение.

ГЛАВА II: Компетенция Суда

 

Статья 34

 

1. Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

 

2. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

 

Статья 35

 

1. Суд открыт для государств, являющихся участниками настоящего Статута.

 

2. Условия, на которых Суд открыт для других государств, определяются Советом Безопасности, с соблюдением особых постановлений, содержащихся в действующих договорах; эти условия ни в коем случае не могут поставить стороны в неравное положение перед Судом.

 

3. Когда государство, не состоящее Членом Объединенных Наций, является стороной в деле, Суд определяет сумму, которую эта сторона должна внести на покрытие расходов Суда. Это постановление не применяется, если данное государство уже участвует в расходах Суда.

 

Статья 36

 

1. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

 

2. Государства — участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

 

a) толкования договора;

 

b) любого вопроса международного права;

 

c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

 

d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

 

Статья 38

 

1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

 

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

 

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

 

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

 

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

 

Функции консульства

· Консульский учёт граждан РФ

Консульский учет проживающих и временно пребывающих в консульском округе граждан РФ

 

· Вопросы гражданства

Приобретение, прекращение, определение наличия либо отсутствия гражданства РФ

 

· Оформление паспортов

Оформление и выдача паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ

 

· Оформление свидетельств на въезд (возвращение)

Выдача временного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ и дающего ему право на въезд (возвращение) в РФ

 

· Выдача виз

Оформление и выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства

 

· Вопросы регистрации актов гражданского состояния

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ

 

· Нотариат

Совершение нотариальных действий от имени РФ на территории других государств должностными лицами консульских учреждений РФ, уполномоченными на совершение этих действий

 

· Легализация документов

Консульская легализация документов, совершенных в иностранных государствах и предназначенных для использования в РФ

· Истребование документов

Истребование личных документов из РФ, составленных в отношении граждан, проживающих на территории иностранного государства, компетентными органами РФ

 

· Вопросы пенсионного обеспечения

Вопросы пенсионного обеспечения

· Содействие в случае задержания, ареста или смерти

Содействие в случае смерти

 

· Информационно-консультационные услуги

· Выборы в органы государственной власти РФ

 

 

ВСЁJ

В качестве доп. Инфы:

Среди консульских функций, выполняемых почетными консулами, весьма актуальными становятся услуги в следующих вопросах:

  • оказание консультационных услуг в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами в стране пребывания, информирование о законах страны пребывания в сфере экономической деятельности, о правилах оформления документов, связанных с такой деятельностью;
  • оформление документов для осуществления экспортно-импортных операций (лицензий, сертификатов и т.д.), таможенных документов, а также легализации их в случае необходимости;
  • оформление статуса пребывания в стране, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство;
  • содействие в приобретении или продаже движимой и недвижимой собственности, другого имущества, найм квартир и помещений, оформление необходимых для этого документов.

- заявления (о выплате пенсии, о назначении пенсии, о переводе назначенной пенсии заграницу и др.),
- справки (свидетельство о нахождении в живых, справка о пересечении границы и выписка из заграничного паспорта),
- доверенности (на распоряжение пенсионным счетом в Сбербанке России и других финансовых учреждениях, а также на представление интересов по оформлению пенсии).

 

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нор­мы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, со­держатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В Российской Федерации эти вопросы регламентируются также Положением о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства "в случае по­жара или другого стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер зашиты".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.134 с.)