Педагогической (преддипломной) практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогической (преддипломной) практики



ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

 

По направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование,

профилю подготовки 050708/65 – Начальное образование

 

Набережные Челны, 2012г.

Программа педагогической (производственной) практики

 

Н.А. Павлова – Набережные Челны: НИСПТР, 2012. С. 15

 

Программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г.№788.

 

 

Составитель _________________ Н.А. Павлова

23.08.2012г.

 

 

Программа практики одобрена на заседании кафедры

подготовки 050100 – Педагогическое образование.

Профиль подготовки 050708/65– Начальное образование.

«__»______________2012г., протокол №____

 

Зав. кафедрой

_________________________________________________

 

 

Утверждена на заседании совета____________________ факультета

«____»_____________2012г., протокол №_____

 

Председатель совета факультета

_________________________________________________

 

 

Набережные Челны, 2012г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) ПРАКТИКА

 

Педагогическая (преддипломная) практика является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, получен­ных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности. Практика позволяет последовательно и в определённой системе соединять тео­ретическую подготовку студентов с их практической деятельностью в образовательных учреждениях, реализует задачи профессиональной подготовки, воспитывает и развивает педагогические способности бу­дущего учителя.

Цели и задачи практики

Производственная (квалификационная) практика (8 семестр, 6 недель) является завершающим этапом практической подготовки студента к будущей профессии, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность педагога начального образования. К работе допускаются студенты, успешно выполнившие все предшествующие виды педагогической практики. Данный вид практики проводится с целью усовершенствования у студентов сформированных на предыдущих этапах профессиональной практики педагогических умений и навыков и определения степени их готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Задачи практики:

· организация учебно-воспитательной деятельности учащихся на основе знаний современных образовательных технологий в системе начального образования;

· формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности;

· создание благоприятной педагогической среды для развития и образования учащихся;

· проведение самодиагностики уровня сформированности педаго­гических знаний и умений в процессе практической деятельно­сти студента;

· осуществление сотрудничества с родителями по вопросам обра­зования и воспитания;

· развитие и совершенствование у будущих учителей педагогиче­ских умений, педагогического сознания и профессио­нально-значимых качеств личности.

В ходе практики студенты должны овладеть следующими уме­ниями:

· методикой планирования и проведения учебной, воспи­татель­ной работы;

· методикой анализа урока и воспитательного мероприя­тия;

· методикой определения образовательных, воспитатель­ных, развивающих целей урока (внеклассного мероприятия) на основе изу­чения уровня воспитанности и обученности учащихся;

· умением выбрать оптимальное сочетание различных форм ор­ганизации учебного процесса;

· умением дать комплексную оценку результатов педаго­гиче­ского процесса;

· умением реализовать дидактические принципы обуче­ния во внеклассной работе с учащимися по предмету;

· умением выбрать оптимальное сочетание методов обуче­ния и методов воспитания исходя из конкретных условий;

· умением увидеть и установить межпредметные связи;

· умением изучать личность школьника с целью управле­ния про­цессом его воспитания;

· умением вести индивидуальную работу с учащимися.

 

В результате прохождения данной производственной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК): (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1); готов к операции с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства (ОК-6) и др. в соответствии с ФГОС ВПО);

б) профессиональных (ПК): способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Структура и содержание практики

  № п\п Курс (семестр) Вид практики Форма практики Длительность База практики
  4 (8) Педагогическая (преддипломная) Практика в школе – 6 недель   9зач. ед.   324ч. Учреждения среднего общего образования (основная школа)
           

 

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля
  Структурные элементы практики Формат деятельности   Тру до- ёмкость   Самостоят. работа Трудо- ёмкость  
1. Подготови- тельный этап 1.Проведение консультаций методистами 2.Проведение тренинга психологической службой НИСПТР по преодолению психологических барьеров в школе 3.Проведение установочной конференции   4.Знакомство с УМК базовых школ (по предметам подготовки) 5. Просмотр и обсуждение видеозаписей уроков из методической копилки с пошаговым многовариантным проигрыванием профессионально целесообразного ведения урока. 6. Ролевая игра «Трудная ситуация на уроке: пути разрешения»     Подготовка презентации по обзору сайтов:   Составление сравнительной таблицы по УМК разных авторов    
    3. Основной этап     Заключительный этап 1.Знакомство с нормативно – правовой основой деятельности образовательного учреждения 2. Знакомство с нормативно – правовой основой деятельности учителя – предметника, классного руководителя 3.Работа со школьной документацией (инструктивные требования к их заполнению): - рабочая программа по предмету; -журналы (инструктаж о ведении журнала; нормативные требования к оцениванию учащихся, выставление оценок в классные (электронные) журналы, дневники, тетради обучающихся 4. Посещение уроков, мастер - классов опытных учителей, специалистов с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом (например, наблюдение за коммуникативным поведением учителя) 5.Моделирование и проведение уроков по освоенным технологиям под руководством методиста, учителя – наставника. 6.Посещение уроков однокурсников по целевой установке методиста, учителя – наставника 7.Моделирование и проведение внеклассного мероприятия по предмету 8.Выполнение функциональных обязанностей классного руководителя: -ведение классной документации; - контроль за посещаемостью учащихся; - контроль за успеваемостью учащихся; - охват горячим питанием; 9.Выполнение заданий по педагогике (по плану методиста):   10. Выполнение заданий по психологии (по плану методиста): 11.Итоговая конференция «Я презентую «педагогическое открытие»   Комплектование папки по нормативно – правовой основе деятельности учителя – предметника (Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ФГОС, примерные программы по учебным предметам, др.)     4.Самостоятельное посещение уроков опытных учителей по собственной целевой установке     5.Самостоятельное моделирование уроков по освоенным технологиям   6. Запись анализа урока по предложенной схеме   7.Аназиз внеклассного мероприятия по предложенной схеме     8. Подготовка сценария (программы) проведения классного родительского собрания   11.Составление отчёта по практике     8.Составление памятки, правил проведения классного собрания   Комплектование методической копилки классного руководителя

Преддипломная педагогическая практика проводится в течение 5 недель.

В процессе практики студенты знакомятся с организацией сис­темы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения: учебно-материальной базой школы; деятельностью педагогического коллектива; работой учителя начальных классов. Изучают планирова­ние учебно-воспитательного процесса школы, класса; личность уча­щегося и коллектива класса; систему учебной и внеурочной работы по предметам; систему внеклассной воспитательной работы; передовой опыт лучших учителей школы.

Самостоятельно разрабатывают и проводят учебную и вне­классную воспитательную работу; планируют внеклассную работу по предметам; посещают и проводят все уроки; проводят внеурочные за­нятия по предмету; изготавливают дидактического материала; органи­зуют внеклассную и внешкольную воспитательную деятельность; ди­агностируют уровень развития учащихся и классного коллектива; ве­дут школьную документации; проводят педагогический эксперимент (микроисследования) для использования его результатов в выпускной квалификационной работе.

Осуществляют самоанализ и самооценку своей деятельности.

Для прохождения практики учебная группа направляется в школу в полном составе; по согласованию с администрацией школы руководитель группы прикрепляет практикантов по одному-два сту­дента на класс.

До начала и по окончании практики проводятся установочные и итоговые конференции в институте и на базе образовательного учре­ждения. Ответственным за их проведение является факультетский ру­ководитель. На конференциях присутствуют студенты, декан факуль­тета и групповые руководители, представители администрации и пе­дагоги базовых школ.

 

Содержание установочной конференции

1. Ознакомление студентов с «Положением о педагогиче­ской практике».

2. Краткое изложение программы практики.

3. Распределение учебных групп по школам и классам.

4. Представление администрации и педагогов базовых школ.

Содержание итоговой конференции

1. Впечатление студентов о практике.

2. Выступление с докладами по итогам учебно-воспита­тельной деятельности.

3. Организация выставки.

4. Творческий отчёт в форме КВНа, деловой игры, презен­тации.

5. Анализ и оценка педагогической практики студентов группо­выми руководителями, представителями администрации и пе­дагогами базовых школ.

6. Выступление факультетского руководителя.

 

Выполнение программы преддипломной педагогической прак­тики предполагает:

Руководство практикой

а) Факультетский руководитель практики:

· обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету;

· устанавливает связь с базами проведения практики, распреде­ляет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики в школе;

· проводит учебно-методические конференции, организует вы­ставки по педагогической практике;

· контролирует работу групповых руководителей, администра­ции и учителей по руководству школы практикой;

· выборочно посещает мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;

· проводит установочные и итоговые конференции, организует подведение итогов практики;

· составляет общий факультетский отчет об итогах практики.

б) Групповой руководитель практики:

· распределяет совместно с администрацией и педагогами школы студентов по классам;

· помогает студентам конкретизировать в соответствии с про­граммой практики содержание внеклассных занятий, мероприятий по классному руководству;

· консультирует и оказывает помощь при подготовке к внекласс­ным занятиям и мероприятиям;

· проверяет и утверждает планы и конспекты практикантов, при­сутствует на мероприятиях и оценивает их;

· собирает и анализирует документацию, представленную студен­тами, составляет отчет по итогам практики и представляет их факультетскому руководителю;

· принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике.

в) Педагог школы:

· знакомит студентов с планом своей учебно-воспитательной ра­боты, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организует их обсуждение;

· совместно с руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы уроков и внеклассных мероприятий;

· помогает наметить и реализовать учебно-воспитательные за­дачи;

· консультирует студентов при подготовке их к проведению уро­ков и внеклассных мероприятий, просматривает и утверждает планы-конспекты предстоящих уроков и мероприятий;

· оказывает помощь студентам в проведении уроков, работе с от­стающими учениками, проверке тетрадей и т.д.

· посещает и анализирует все уроки и внеклассные мероприя­тия, проводимые студентом;

· дает характеристику студентам и оценку их работы.

 

г) Руководитель образовательного учреждения или его замес­ти­тели:

· обеспечивает необходимые условия прохождения практики;

· знакомит студентов системой работы образовательного учреж­дения, составом педагогов начальной школы, документацией, планом учебной и воспитательной работы на период практики;

· совместно с групповым руководителем закрепляет студентов за классами;

· выборочно посещает уроки и воспитательные мероприятия, уча­ствует в их анализе;

· вносит предложения по совершенствованию практики.

 

д) Методист по специальности:

· принимает участие в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике в институте и в образовательном учреж­дении;

· оказывает помощь студентам в составлении индивидуального плана работы по предмету и утверждает его;

· консультирует студентов при подготовке к урокам по пред­мету, проверяет планы-конспекты уроков;

· присутствует на уроках, участвует в их анализе;

· анализирует отчётную документацию по итогам практики;

· оценивает работу каждого студента по предмету;

· составляет отчёт о проделанной работе и представляет его груп­повому руководителю.

е) Педагог-психолог:

· принимает участие в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике в институте и в образовательном учреж­дении;

· консультирует студентов по вопросам психолого-педагогиче­ского изучения личности школьника и коллектива учащихся;

· присутствует на уроках и внеклассных воспитательных меро­приятиях, участвует в их анализе;

· анализирует и оценивает, составленные студентами психо­лого-педагогические характеристики личности школьника и коллек­тива учащихся;

· оценивает работу каждого студента по выполнению задания по психологии;

· составляет отчёт о проделанной работе и представляет его груп­повому руководителю.

 

Содержание педагогической практики

В ходе практики студенты выполняют следующие виды дея­тельности:

· Составление календарно-тематического плана учебной ра­боты на период практики.

· Ежедневное проведение уроков по всем предметам.

· Проведение внеклассных занятий по предметам.

· Составление перспективного плана воспитательной ра­боты на период практики.

· Проведение воспитательной работы в соответствии с планом.

· Проведение работы с родителями (участие в родитель­ском соб­рании).

· Психолого-педагогическое исследование классного кол­лек­тива.

· Проверка и оценка письменных работ и устных ответов уча­щихся.

· Ведение школьной документации.

· Участие в оформлении класса, изготовление наглядных и ди­дактических средств обучения.

· Ведение дневника педагогической практики с выполне­нием различных видов психолого-педагогического анализа.

· Исследовательская работа по теме выпускной квалифи­кацион­ной работы.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Основная литература

1. 1. Летний лагерь / Арсенина Е.Н., Гурбина Е.А. [Электронный ресурс]. Волгоград. Учитель, 2007 (CD ROM) [Серия «Школьные каникулы и праздники»].

2. Летний лагерь. (Электронный ресурс). Волгоград. Учитель, 2008, – 1 электрон. Опт. Диск (CD ROM) (100 мин): 3В.; 12 [Серия Школьные каникулы и праздники].

3. Производственная практика на факультете «Педагогика и методика начального образования». Учебно-методическое пособие / Сост. Е.Н. Галиуллина, А.Р. Батыршена, Л.В. Рахматуллина, А.Р. Гарифуллина, Р.И. Исмакова, Н.В. Кагуй, Г.Р. Ганиева.– Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 2010. – 127 с.

4. Чепиков, В.Т. Педагогическая практика: Учебно-практическое пособие / В.Т. Чепиков – М.: Новое знание, 2004. – 204 с.

Дополнительная литература

1. Вульфов, С.Н. Словарь педагогических ситуаций / Б.З. Вульфов. – М.: 2001. – 192 с.

2. Клушина, Н.П. Организация практики студентов по специальной работе: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Н.П. Клушина, В.С. Ткаченко. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 127 с.

3. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности (Электронный ресурс).: Электронный учебник / В.Ю. Микрюков. – М.: КНОРУС, 2011. 1 электрон. Опт диск (CD ROM): 3В; 12. (Серия «Среднее профессиональное образование»).

4. Педагогическая практика в начальной школе/ Учебное посо­бие под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой - М: Академия, 2000.

5. Организация педагогической практики в начальных классах: Пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. П.Е. Решетникова. М.: Гуманит изд центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с. (Педагогическая мастерская).

6. Педагогическая практика (психология) Учебно-методическое пособие для студентов 4 и 5 курсов педагогических высших учебных заведений очной и заочной форм обучения / Сост. И.Г. Нохрина, Л.Р. Муртазина. – Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 2008. – 99 с.

7. Педагогическая практика: программа и методические рекомендации. Для студентов, обучающихся по специальности 030900 – дошкольная педагогика и психология / Сост. Т.Ф. Бабынина, Н.З. Хабибуллина. Изд-во 2, доп. и испр. – Набержные Челны: НГПИ, 2007. – 98 с.

8. Сысоева, М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ.2002 – 128 с.

9. Учебная практика по психологическому консультированию. Учебно-методическое пособие. Для студентов педагогических институтов по специальности 050706 «Педагогика и психология», 030301 «Психология» / Сост. И.Г. Нохрина, Н.Г. Хакимова. – Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 2007 – 172 с.

10. Учебно-полевая практика по туризму 1 сост. Т.В. Гайфутдинова, А.М. Гайфутдинов; НГПИ. Набережные. 2007 – 43 с.

11. Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу программ / И.Б. Шубина. – М.: 2003. – 352 с.

Приложение

Примерная форма отчета студентов о проведении пед. практики в школе

УЧЕБНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

1. Сколько уроков и по каким предметам посетили за время педпрактики. Какую пользу принесло вам знакомство с методикой работы учителя. Какие ценные методические приемы были заимствованы вами и использованы при проведении своих уроков.

2. Сколько вы уроков дали, в том числе с применением технических средств обучения. Какие наглядные пособия были изготовлены вами или учащимися под вашим руководством. Перечислите.

3. Какие трудности испытывали вы при подготовке и проведении уроков и какая помощь была оказана вам методистами педпрактики и учителем.

4. Как осуществлялась на ваших уроках связь обучения с воспитанием, классной работы с внеклассной.

5. Какую работу проводили вы с отстающими учениками на уроке и вне его и каковы результаты.

6. Какова степень овладения вами методикой преподавания своего предмета (качество ваших теоретических знаний по педагогике, психологии, методикам и по специальности: умение использовать их на практике школьных учебных программ и учебников по предмету, практическое владение методикой изложения нового материала и организации самостоятельной работы учащихся, методами закрепления, проверки и оценки знаний, задавания уроков на дом, умение следить за дисциплиной, умение использовать приемы активизации деятельности учащихся на уроке и т.д.).

7. Каковы ваши пожелания по организации и проведению педпрактики.

 


ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

 

По направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование,

профилю подготовки 050708/65 – Начальное образование

 

Набережные Челны, 2012г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.068 с.)