Социально-психологическая сущность семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая сущность семьи.



Социально-психологическая сущность семьи.

 

Семья – система, находящаяся в сложных динамических обменах с окружающей средой и характеризующаяся функционированием, обусловленным ее структурной организацией, специфической динамикой и историческим контекстом.

Важными являются два момента.

Во-первых, семья как социальный институт соответствует нормам и ценностям общества, то есть семья, условно говоря, выполняет заказ общества на формирование личности для данного общества (причем это относится как к детям, так и к взрослым членам семьи).

А во-вторых, членов семьи объединяет совместная деятельность, и это ее отличает от простого сожительства разных людей на общей территории.

 

Социально-психологическая сущность брака.

Брак – это социально одобренный союз одного или более мужчин с одной или более женщинами.

Общество регулирует семейные отношения через брак как социальную форму отношений (систему норм морали и права) между супругами, или, другими словами, брак — это признание, закрепление и регулирование отношений между мужчиной и женщиной для наиболее полного удовлетворения их материальных, духовных, сексуальных и других потребностей.

Задачи брака:

-регулирование семейных отношений через социальную форму;

-установление норм морали и прав между мужем и женой.

 

Исторические формы брака и семьи

Прошли путь от полигамии до моногамии.

Промискуитет- в стадах, родовом племени.

Экзагамия- партнер только из чужой группы.

Эндогамия- из своей группы- групповой брак- стали возникать сожительства- парный брак., непарный брак, брак без совместного имущества. С развитием нравствености, эстетики, культуры- равноправный, личный выбор. В социализаци- добровольный, равноправный.

Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология семей по структурным основаниям.

1. Количество брачных партнеров:

а) моногамия;

б) полигамия (союз одного мужчины с несколькими женщинами. Первая жена - старшая обладает привилегиями)

- полигиния

- полиандрия

2. Пол брачных партнеров:

а) гетеросексуальность;

б) гомосексуальность;

в) транссексуальность.

3. Юридическое оформление брачных отношений:

а) официально зарегистрированные брачные союзы;

б) сожительства;

4. Структура власти в семье

а) патриархатная;

б) матриархатная;

в) неоматриархальная, неопариархальная;

г) эгалитарная, или биархатная.

5. Количество поколениий в семье:

а) нуклеа́рная семья́;

б) расширенная (многопоколенная, сложная).

6. Наличие родителей

а) полная;

б) неполная,

в) функционально неполная;

г) особая (сложноорганизованная, смешанная)

7. Количество детей в семье

а) бездетная,

б) однодетная,

в) малодетная (2),

г) многодетная.

8. Открытость брачных отношений:

а) осознанное единобрачие;

б) открытый брак;

в) семья-конкубинат.

9. По критерию профессиональной занятости:

а) семья полной занятости; (муж и жена зарабатывают вдвоём)

б) семья частичной занятости;(зарабатывает 1 супруг)

в) бикарьерная.

Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология, построенная на учете особенностей функционирования семьей.

1. По выполнению функций;

а) нормально функционирующая;

б) дисфункциональная семья.

2. По уровню благополучия, способности решать семейные проблемы

а) благополучная;

б) устойчивая;

в) проблемная;

г) конфликтная семья.

Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология семей по исторической динамике.

1. Патриархальная, или традиционная, семья.Главенствующ место занимают отношения родства, все остальные отношения (супружеские, отношение к детям и т. д.) определяются интересами расширенной семьи.

2. Детоцентрическая, или современная, семья Главенствующее место занимают отношения родителъства; все остальные отношения (супружеские, отношение к родителям и т. д.) определяются интересами детей.

3. Супружеская, или постсовременная, семья появилась в последние 20—25 лет, в настоящее время продолжает формироваться как ведущий тип семьи. Главенствующее место занимают отношения супружества; все остальные отношения (отношение к детям, родителям и т. д.) определяются удовлетворенностью супружескими отношениями, личностными интересами супругов.

Основные функции семьи

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контакта, сфера духовного общения, социально-статусная, дос у говая, эмоциональная, ссексуальна

Последствия функциональной дезорганизации семейной жизни

(самостоятельная работа)

Психодинамическая теория семьи.

Методологические основания

Зигмунд Фрейд, теория объектных отношений (Фейербейрн, 1954; Мелани Кляйн, 1932, 1957; Шандор Ференци и др.)

Что влияет на выбор партнера

Неосознанная тенденция к повторению в главных чертах модели родительской семьи

Что приводит к супружескому конфликту

Актуализированный из прошлого, неразрешенный конфликт детства. Это повторение конфликта детско-родительских отношений.

Благоприятно влияет на супружеские отношения

1.Близость моделей родительских семей.

2.Благополучие сиблинговых отношений.

3.Комплементарность брачных пар

Теория семейных систем М. Боуэна.

Методологические основания

Мюррей Боуэн

Что влияет на выбор партнера

Люди предпочитают вступать в брак, имея схожий уровень дифференциации, который определяется паттернами жизненных стилей и уровнями дифференциации, созданными в их родительских семьях.

Что приводит к супружескому конфликту

Чем ниже уровень дифференциации супругов, тем больше возникает у них эмоциональных проблем в межличностных отношениях. Супруги с невысоким уровнем дифференциации имеют сильную потребность в слияний. Для снятия тревоги в отношения двоих включают третий объект (триангуляция).

Благоприятно влияет на супружеские отношения

Повышение профиля дифференциации

11. Рационально-эмотивный подход к семье Методологические основания

Альберт Эллис

Что влияет на выбор партнера

Наши мысли о браке, о семье, партнере, о себе, о детях определяют чувства по отношению к ним. Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности:

*мысли и чувства по поводу собственного брака;

*образ идеального брака;

*информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей.

Что приводит к супружескому конфликту

Несоответствие представлений об идеальном супружестве и собственным браком становится стрессом, разрушающим супружеский союз. И, напротив, идеализированный брак теряет свою привлекательность и не возводится в ранг абсолюта после осознания той роли и места, которое он занимает в обществе.

Благоприятно влияет на супружеские отношения

Замена иррациональных суждений на рациональные.

Бихевиористическая теория семьи.

Методологические основания

Б.Ф.Скиннер, А.Бандура, Д.Роттер, Д.Келли

Что влияет на выбор партнера

Прошлое супругов, их поведение в родительской семье не имеет существенного значения для объяснения текущих взаимоотношений. Главное - настоящее. Объект наблюдений - диадное взаимодействие: муж - жена, родитель - ребенок.

Что приводит к супружескому конфликту

Предшествующие стимулы могут провоцировать определенное поведение. Супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия.

Благоприятно влияет на супружеские отношения

Поддержка желательного поведения.

При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением.

Формирование навыков и умений социального взаимодействия.

 

Гуманистическая теория семьи.

Методологические основания

Карл Роджерс. В основе брачного выбора лежит мотив поддержания конгруэнтности (соразмерный, соответствующий, в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо) или неконгруэнтности.

Ролевая структура семьи

Семейные роли устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом. Показателем дисфункциональности семейной системы служит появление патологизирующих ролей.

Коммуникация

- Паттерны (стандарты, стереотипы) взаимодействия это устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются. Некоторые из них приводят к нарушениям психического и соматического здоровья и тогда их называют патогенными стандартами взаимодействия:

Регуляторы семейной системы

- Семейные правила – это те основания, на которых строится жизнь семьи.

- Семейные ценности идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами.

- Традиции и ритуалы повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл.

Задачи

1.Формирование идентичности.

2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей.

3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса.

4. Коррекция представлений об идеальном брачном партнере в реальных отношениях.

5. Развитие навыков ухаживания и привлечения партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

6. Выбор брачного партнера

Задачи

Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу:

1.Формирование внутренних границ семьи, определяющих отношение супругов друг с другом.

2. Формирование внешних границ семьи, регулирующих общение с друзьями и родственниками.

3. Достижение гомеостаза основных структурных параметров.

4. Сексуальная адаптация супругов.

5. Согласование системы ценностей супругов, выработка семейных традиций и ритуалов.

6. Подготовка к рождению ребенка (актуализация репродуктивной функции семьи).

 

Задачи

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Реорганизация структуры семьи в связи с включением ребенка во внешние социальные структуры (детский сад, школу).

2. Поощрение развития ребенка и обеспечение его безопасности и родительского авторитета.

3. Адаптация семьи к потребностям ребенка.

4. Расширение взаимодействия между семьей и обществом.

5. Поощрение и поддержка детей в получении образования.

6. Совладение с недостатком личного и времени (уединенности) и супружеских отношений.

7. Развитие воспитательной функции семьи

 

Задачи

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Реорганизация структуры семьи в связи с достижением ребенком подросткового возраста и необходимостью поддержания его автономии.

2. Подготовка подростка к началу самостоятельной жизни (поддержание его стремления включаться в другие референтные группы, помимо семьи, строить дружеские и романтические отношения и т. п.).

3. Начало реорганизации отношений в супружеской подсистеме («оживление»)

 

Задачи

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Реорганизация структуры семьи в связи с сепарацией выросшего ребенка и началом его самостоятельной жизни (поступление в учебное заведение, начало трудовой деятельности, отдельное проживание и т. п.).

2. Принятие вернувшихся (по каким-либо причинам) взрослых детей

 

Задачи

Реорганизация семьи для выполнения новых задач:

1. Реорганизация отношений в супружеской подсистеме («второе рождение» супружества).

2. Принятие в семью супругов детей и внуков.

3. Адаптация к физиологическим изменениям в организме (к старению).

4. Адаптация к завершению трудовой деятельности и выходу на пенсию.

5. Забота о престарелых родителях и переживание их смерти

Задачи

Реорганизация семьи:

1.Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству.

2. Поиск новых связей с семьей.

3. Реорганизация расширенной семьи для оказания помощи овдовевшему супругу.

Любовь как способность

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Сензитивным периодом для развития способности любить является ранний возраст. На протяжении всего детства способность любить продолжает свое развитие. В период полового созревания не полюбив, не приняв самого себя, молодой человек не сможет безоценочно, безусловно любить другого человека. Описанные три этапа можно обозначить как латентное (скрытое) развитие способности человека любить.

В раннем юношеском возрасте (14—16 лет) молодой человек впервые влюбляется, сталкивается с необходимостью завоевывать любовь, отстаивать и сохранять ее. Таким образом, первая любовь носит функцию обучения, «черновика», пробного камня в проявлении способности любить.

В дальнейшем человек может развивать и совершенствовать свою способность любить. А, как известно, это возможно только в деятельности.

Любовь как деятельность

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Но есть, по мнению Э. Фромма, и особые условия овладения именно искусством любви. Это смирение; вера и активностькак внутренняя мобильность, сознательное использование своих сил, направленный активный интерес к любимому, способность не скучать самому и не быть скучным для другого.

Понимание любви как деятельности можно найти и у отечественного психолога Ю. Орлова. Психолог подчеркивает, что в отношениях любви важен момент действия: любовь, не проявляющаяся в действиях, внутри нас, никого не может осчастливить и тем более вызвать чувство или поддержать имеющееся.

Современные теории любви

Роберт Стернберг- триада: интимность(не секс. отнош.),страсть(секс. влечение),ответсвеность. В зависимости от этого описвал 7 видов любви: симпатия- интимность; страстная любовь- есть только страсть; придуманая -есть решения обязательности; романтическая- есть интимность, страсть; любовь-товорищество; слепая любовь- страсть и решение; современная любовь(интимность, страсть, ответственность).

Э. Фромм- 5 типов любви: братская, материнская, эротическая, любовь к самому себе, любовь к богу.

Ли- рассматривал по цветам: эрос, людус(любовь игра), сторге(любовь- дружба), агапе.

Стадии разводного процесса.

1. Эмоциональный развод.

2. Время размышлений и отчаяния перед разводом.

3. Юридический развод.

4. Экономический развод.

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода.

7. Психологический развод.

Теории привязанности.

(самостоятельная работа)

Социально-психологическая сущность семьи.

 

Семья – система, находящаяся в сложных динамических обменах с окружающей средой и характеризующаяся функционированием, обусловленным ее структурной организацией, специфической динамикой и историческим контекстом.

Важными являются два момента.

Во-первых, семья как социальный институт соответствует нормам и ценностям общества, то есть семья, условно говоря, выполняет заказ общества на формирование личности для данного общества (причем это относится как к детям, так и к взрослым членам семьи).

А во-вторых, членов семьи объединяет совместная деятельность, и это ее отличает от простого сожительства разных людей на общей территории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.057 с.)