Социопсихологическая поддержка 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социопсихологическая поддержка



Это направление предполагает координированное школой создание в семьях учеников эффективной образовательной среды. К средствам этой деятельности могут быть отнесены занятия с родителями нынешних и будущих школьников, распространение среди них учебных и методических материалов, видеокассет, учебных программ, которые помогут им в улучшении собственных представлений о современном образовании, нуждах и потребностях ребенка. Очень часто происходит так, что в семьях с невысоким собственным образовательным уровнем явно недостаточна или совсем отсутствует домашняя библиотека, родителям часто не с кем проконсультироваться по вопросам воспитания, возрастных и психологических особенностей их ребенка. В этом случае школа может и должна прийти на помощь семье.

Информационные обмены

Благодаря положению школы в микросоциуме, она обладает исключительными возможностями по налаживанию коммуникационных процессов между роди­телями, общественными и партнерскими организациями. В силу своего социального и культурного статуса школа обладает потенциально большими информационными возможностями, чем любая отдельная семья, проживающая на территории ее сообщества. Необходимо задействовать этот потенциал в полной мере для того, чтобы в сообществе сложилась необходимая для поддержки школы инфраструктура.

Добровольчество

Еще одним важным способом поддержки родите­лями школы, в которой учится их ребенок, является добровольчество. Родители добровольцы могут помогать школе в организации целого спектра деятельности - от помощи в организации прогулок младших школьников до проведения экскурсий по предприятиям района. Одним из наиболее прочных стереотипов, сложившихся в пост советском российском об­разовании, является то, что наиболее действенная помощь, которую следует добиваться от родителей -это помощь материальная. Поэтому задавая вопрос «Чем вы можете помочь школе?» родителям приходящего в школу ребенка, директор, как правило, ждет в ответ обозначения конкретных сумм. Забывается при этом то, что некоторые родители, не являясь людьми, процветающими материально, тем не менее об­ладают полезными знаниями, навыками, связями, или просто временем, которое они могут посвятить школе.

Домашнее образование

Это направление включает в себя все формы помощи, которые могут оказывать родители своему ребенку дома — от совместной работы родителя и ребенка над проектом до проведения семейных конкурсов и фестивалей по предметам в школе. Важно при этом, чтобы родитель не пытался подменять учителя, рассказывая за него то, что должно было быть усвоено в классе. Важен собственный, личностный и профессиональный опыт родителя, который он может передать своему ребенку в контексте тех «семейных» заданий, который задает ему учитель. Такие задания являются традицией американской школы. И учитель вправе рассчитывать на помощь родителей в самых различных внешкольных видах деятельности, таких, как, например, выезд в парк с семьей для наблюдения интересных астрономических явлений.

Принятие решений

Привлечение родителей к принятию решений на школьном и внешкольном уровнях, включая разработку местного законодательства, способствующего развитию школы. На примере этого направления наи­более ярко проявляется разница между образовательной системой со сбалансированным взаимодействием с местным сообществом и без таких связей. Школа обладает огромными возможностями по лоббированию своих интересов, созданию своего позитивного имиджа, обеспечению благоприятного законодательного климата на уровне местного сообщества. Необходимо, чтобы руководитель умел грамотно пользоваться открывающимися перед ним возможностями.

Сотрудничество с сообществом

Определение ресурсов, способствующих развитию школы на уровне местного сообщества. Понимание местного сообщества в качестве ресурса образовательной системы существенным образом меняет его роль во взаимоотношениях со школой. Из чего-то периферического, второстепенного, оно превращается в необходимое звено управления школой. Местное сообщество способно выступать как ресурс управления образовательным учреждением сразу в нескольких аспектах.

Управленческий

Члены местного сообщества, обладающие необходимым образованием, опытом и мотивацией в вопросах управления, могут принимать непосредственное участие в вопросах управления школой через административно-общественные структуры, такие, как попечительские советы, родительские комитеты, ассоциации выпускников и т.д. Активно действующий, компетентный попечительский совет сегодня может рассматриваться в качестве необходимого баланса в регулировании государственно-общественных отношений на уровне школы.

Социальный

Важным условием эффективной деятельности школы является ее высокий социальный статус в сообществе. Для этого могут использоваться местные, государственные и общественные органы управления, средства массовой информации, научные учреждения, находящиеся на территории сообщества. Как было показано на примере гимназии 67 Нижнего Новгорода, наиболее ощутимые результаты это дает в результате внедрения технологий PublicRelations в управление имиджем школы.

Культурный

Осуществление школой своей миссии как культур­ной организации должно осуществляться в ситуации диалога с другими культурными учреждениями - библиотеками, театрами, музеями, выставочными и концертными залами, творческими союзами, которые способны предоставлять школе свой потенциал для решения образовательных и управленческих задач.

Организационный

При хорошо организованном взаимодействии школы и местного сообщества у школы появляются дополнительные организационные возможности, прежде всего такие, как добровольное участие родителей в образовательном и воспитательном процессе, базу предприятий и организаций для практики школьников и т.д.

Информационный

На местном уровне реально решение задачи включения школы в современные информационные сети: использование телевидения, радио, компьютерных сетей для расширения информационного поля школы. Удачным опытом в использовании информационных ресурсов сообщества обладает, например, ярославский Лицей при Международном Университете Бизнеса и Новых Технологий. С помощью современных технологий в школе создана система оперативной связи с родителями по интернет, в результате чего они всегда оказываются в курсе дел в школе и имеют всю необходимую информацию об успеваемости своего ребенка.

Кадровый

Местные сообщества, как правило, обладают зна­чительным потенциалом для делегирования в школу с целью поддержки проектов специалистов с высоким профессиональным опытом, которым вполне по силам как проводить разовые акции, так и участвовать в долгосрочных образовательных проектах. В отличие от традиционного взгляда на управленческую систему, в которой, чем позиция человека выше, тем вклад его в процесс управления весомей, в сообщество-центрированном подходе главным критерием эффективности является не пост, занимаемый человеком, а степень его личного участия. Очень часто оказывается, что человек не занимающий высокого поста, гораздо больше переживает за дела школы и способен реально ей помочь, чем важный, но безразличный чиновник. Задача директора школы и ее попечительского совета состоит в том, чтобы найти таких людей, дать им понять, что их хотят видеть в школе, что школа ждет от них помощи. Вполне может статься, что для многих из них школа станет местом, в котором будут реализованы их скрытые таланты.

Консультационный

Получение необходимой информации по многим современным вопросам — экономическим, юридическим, техническим в нынешних условиях - это дорогостоящая услуга. Привлекая «своих» специалистов в этих областях школа может значительно снижать затраты на эти расходы.

Материально-технический

При осуществлении своего вклада в развитие сообщества школа имеет право рассчитывать на материаль­но-техническую поддержку своих начинаний со стороны местного сообщества. Это может, в частности, осуществляться в процессе административно-общественного распределения бюджетных средств на уровне местного самоуправления.

Даже самый общий взгляд на социальное и культурное окружение школы позволяет обнаружить в нем массу дополнительных возможностей, которые можно использовать для поддержки школы. Даже в нелегкое время социальных реформ местное сообщество является надежным партнером школы в организации эффективного образования.

Важным умением руководителя в такой ситуации является способность оборачивать кажущиеся минусы в их плюсы. Так, для известного французского педагога СелестенаФрене недостаточное оборудование школьного здания стало направлением учебной работы со своими учащимися по созданию учебных средств, а основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер, отталкиваясь от бедственного положения образования в Германии в начале двадцатого века, сумел создать принципиально новый учебный план и дидактические принципы. Как известно, отечественное образование в девятнадцатом веке во многом строилась на практике земских школ, явившихся образцом эффективного взаимодействия школы и местного сообщества. Возвращение к традициям отечественной педагогики в этом вопросе, наряду с использованием открывающихся сегодня новых возможностей, а также использование идей зарубежного опыта, способствуют созданию эффективной модели образовательного учреждения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.003 с.)