Морфологический разбор частицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфологический разбор частицы



Частицы разбираются по следующей схеме:

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

 

— неизменяемая,

— разряд по значению.

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разо­браны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом гла­гольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убе­дился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский). Не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная. Лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выдели­тельная.

Только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выдели­тельная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разо­брать частицу бы следующим образом:

Бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образова­ния формы условного наклонения глагола.

Разбор междометий ни в одном из учебных комплексов не производит­ся.

Литература


Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.

Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Ба­ранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2003.

Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Ба­ранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2003.

Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Ба­ранов, Л. А. Тростенцова и др. М., 2002.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. М., 2003.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя. М., 2003.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. М., 2001.

Гдалевич Л. А., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учите­ля: Из опыта работы. М., 1991.

Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Книга для учителя. М., 1995.

Соколова Г. П. Уроки русского языка в 6 классе: Из опыта работы. М., 1993.

Федорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе. М., 2000.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 клас­сов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

5 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. А. Ю. Купалова.
10-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

6 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Г. К. Лидман-
Орлова. 11-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

7 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. С. Н. Пимонова.
11-е изд. М., 2004.

Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 5 класс / Купалова А. Ю., Ере­меева А. П., Лидман-Орлова Г. К. и др. М., 2001.


Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 6 класс / Пименова С. К, Купа-лова А. Ю., Лидман-Орлова Г. К. и др. М., 2002.

Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 7 класс / Пименова С. Н., Ере­меева А. П., Купалова А. Ю. и др. М., 2002.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2004.

Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Книга для учи­теля. М., 1989.

Домашенкина Г. П., Иванов Т. Б. Грамматический разбор в вузе и в школе. М., 1987.

Дудников А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. М., 1977.

Иванова А. И. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку: Посо­бие для учителей. Киев, 1988.

Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. М., 1980.


ГЛАВА 17. Теория и методика

Изучения синтаксиса

§61. Цели и принципы

обучения синтаксису

Синтаксис как раздел языкознания изучает соединение слов в син­таксические конструкции на основе синтаксических связей. Основные единицы синтаксиса — словосочетание, предложение, текст8.

Прежде всего необходимо отметить место рассматриваемого раздела в школьном курсе русского языка. Это иерархически самый высокий языковой уровень, изучением которого заканчивается курс русского языка в основной школе.

Изучение синтаксиса имеет следующие цели:

1) дать учащимся представление о словосочетании и предложении
как основных единицах синтаксиса;

2) дать представление о видах синтаксической связи слов в словосо­
четании и частей сложного предложения;

3) дать представление о членах предложения и средствах их выра­
жения; о главных членах предложения (грамматической основе) и вто­
ростепенных членах предложения;

4) научить характеризовать предложения по следующим парамет­
рам:

а) цель высказывания: повествовательное, вопросительное, побу­
дительное;

б) эмоциональная окраска (интонация): невосклицательное, вос­
клицательное;

в) количество грамматических основ: простое, сложное;

г) состав грамматической основы: двусоставное, односоставное;

д) наличие второстепенных членов: распространенное, нераспро­
страненное;

е) наличие пропущенных членов: полное, неполное;

ж) наличие осложнения однородными, обособленными членами и
не являющимися членами предложения элементами;

5) показать связь синтаксиса с пунктуацией;

6) научить правильно употреблять синтаксические конструкции в
создаваемых текстах разной стилистической и функциональной направ­
ленности (в собственной устной и письменной речи).

Текст является важнейшей коммуникативной синтаксической единицей, но изучает­ся он не в разделе синтаксиса, а в ходе уроков по развитию речи и поэтому в данном раз­деле нами не рассматривается.


Методика обучения синтаксису основывается на следующих част-нометодических принципах: грамматическом, логическом (смысло­вом), интонационном.

Грамматический принцип реализуется в регулярном и системати­ческом сопоставлении. Сопоставление, или сравнение, являясь универ­сальным приемом в дидактике вообще, особенно полезно для осоз­нанного восприятия материала. «Сравнение есть основа всякого понимания», — писал К. Д. Ушинский. Сопоставление используют для сравнения члена предложения и части речи, словосочетания и предло­жения, односоставного и двусоставного предложения, типов сказуемо­го, членов предложения и типов придаточных предложений и др.

Логический (смысловой) принцип играет первостепенную роль при определении главного и зависимого слова в словосочетании, выделении главных и второстепенных членов предложения, главной и придаточной части в сложноподчиненных предложениях, при нахождении приложе­ния и определяемого существительного и т. д. Правильное смысловое понимание, например, бессоюзного сложного предложения необходимо для его верного пунктуационного оформления. Здесь уместно сказать, что точно так же как в курсе морфологии параллельно изучаются и за­крепляются различные виды орфограмм, в курсе синтаксиса изучаются правила пунктуации, относящиеся к каждой конкретной синтаксической теме. Так, например, умение оперировать такими логическими катего­риями, как «причина» и «следствие», поможет учащемуся правильно выбрать один из двух знаков препинания — двоеточие или тире.

Анализ интонации и правильное интонационное оформление син­таксических конструкций (например, использование перечислительной интонации при однородных членах простого предложения, в некоторых бессоюзных сложных предложениях и т. д.) оказывается крайне важной при изучении некоторых синтаксических тем. Это относится и к рас­смотрению видов простых предложений по цели высказывания и по интонации (эмоциональной окраске), и при разграничении, например, однородных и неоднородных определений, и при изучении сложносо­чиненных и бессоюзных сложных предложений, когда от разного пони­мания смысла предложения и от соответствующей интонации будет зависеть пунктуация. «Установление отношений между знаками препи­нания и интонацией и, наоборот, между интонацией и знаками препи­нания является главным направлением в организации работы учащихся над интонацией»9. Учитель постоянно должен обращать внимание уча­щихся на правильность интонации (помогая «услышать» наличие или

9 Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973. С. 197.


отсутствие пауз, повышение или понижение голоса) и на соблюдение логических ударений, добиваясь выразительного чтения текста.

Раздел синтаксиса имеет большое теоретическое и практическое зна­чение. Предложение — основная синтаксическая единица — является минимальной единицей коммуникации, и правильное построение и ин­тонирование предложения является условием грамотной речи. Без по­нимания синтаксического строения предложения невозможно и его пра­вильное написание: если при изучении многих орфограмм вырабатыва­ется навык, а слово и морфема может храниться в памяти человека как «картинка», определенная последовательность букв, то постановка зна­ков препинания требует постоянного осознанного анализа синтаксиче­ской структуры предложения.

§ 62. Содержание

раздела «Синтаксис»

С основными единицами и понятиями синтаксиса (члены предложе­ния, простое и сложное предложение) учащиеся знакомятся уже в на­чальной школе и используют эти знания в младших классах средней школы, но систематическое изучение синтаксиса осуществ­ляется в 8 и 9 классах. В 8 классе это словосочетание, простое предло­жение, прямая и косвенная речь. В 9 классе — сложное предложение и его виды. Отметим при этом, что объективная трудность в усвоении синтаксиса как наиболее сложно организованного языкового яруса усу­губляется ситуацией, диктуемой базисным учебным планом. На изу­чение простого предложения (со всеми видами осложнения) отводится в 8 классе102 часа (или три урока в неделю), а в 9 классе на изучение всех видов сложного предложения, сложных синтаксических конструк­ций и строения текста — 68 часов (или 2 урока в неделю), из которых 16 часов — это повторение изученного в 5-9 классах.

В школьном курсе осуществляется структурно-семан­тический подход для описания явлений синтаксиса в ли­нейном, систематическом изложении (от словосочетания к слож­ному предложению). Так, словосочетание изучается и с точки зрения его формального строения, способов связи слов в словосочетании, и с точки зрения его грамматического значения. При изучении простого предложения рассматриваются порядок слов, логическое ударение, зна­чения и способы выражения главных и второстепенных членов, значе­ние и строение двусоставных и односоставных простых предложений. Сложное предложение и его виды также описываются исходя не только из особенностей их устройства, но и с учетом смысловых отношений между частями. Кроме того, обращается внимание на сферу употребле-


ния (стилистические условия) той или иной синтаксической конструк­ции.

Все три комплекса предполагают параллельное, в отличие от дру­гих разделов, изучение синтаксиса (то есть синтаксис словосочетания и простого предложения является содержанием обучения в 8 классе во всех трех комплексах, а синтаксис сложного предложения — содержа­нием курса 9 класса) и включают одни и те же понятия, однако рас­сматривают некоторые из них различно. Особенностью изучения син­таксиса является и то, что в пределах комплекса 1 существуют аль­тернативные учебники по синтаксису, составленные различными ав­торскими коллективами. Во-первых, это переживший более 20 изданий учебник С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и Л. А. Чешко (этот учебник мы будем для краткости называть «учебник С. Г. Бархударова и др.»). Во-вторых, это начавший выходить в 2002 году учебник Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и О. М. Александровой (этот учебник мы в дальнейшем будем называть «но­вый учебник комплекса 1»). Эти учебники различаются в подходе к не­которым синтаксическим понятиям в пределах одного учебно-дидактического комплекса.

§ 63. Изучение теоретических понятий синтаксиса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.028 с.)