Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президента Российской Федерации



Порядок избрания Президента РФ и прекращение его полномочий. Институт Президента впервые был учрежден в России в 1991г. 12 июня 1991 года первым президентом России был избран Борис Николаевич Ельцин. С принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента значительно изменился.

Основные положения о выборах Президента РФ содержатся в ст. 81 Конституции РФ, а их детализация осуществляется в Федеральном законе от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначает выборы Президента РФ Совет Федерации РФ или, если он эту обязанность не выполняет, Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ). Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие общие выборы Президента РФ четыре года назад, а в случае досрочных выборов последнее воскресенье перед днём, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президентом РФ.

Активным избирательным правом на выборах Президента обладают граждане, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения по приговору суда. Каждый избиратель имеет один голос.

Кандидат на должность Президента РФ должен соответствовать следующим требованиям:

Ø иметь гражданство РФ;

Ø быть не моложе 35 лет;

Ø постоянно проживать на территории РФ не менее 10 лет;

Ø не имеет права быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

Ø не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд;

Ø не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства (т.е. имеющий двойное гражданство), либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Ø Президентом РФ не может быть избран гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать определенные государственные должности в течение определенного срока и этот срок ко дню голосования не истек;

Ø на досрочных выборах – гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Других ограничений пассивного избирательного права на выборах Президента РФ законодательство не устанавливает.

Выдвижение кандидатов возможно следующими субъектами:

Ø политическими партиями – одного кандидата. Партия не вправе выдвинуть гражданина, являющегося членом иной политической партии;

Ø в порядке самовыдвижения, т.е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Регистрацию кандидатов осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) после проверки собранных в поддержку кандидата не менее чем 2 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей, т.е. предварительную поддержку кандидат должен получить как минимум в 40 регионах России.

От сбора подписей освобождаются политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов на ближайших предшествующих выборам Президента РФ выборах депутатов Государственной Думы РФ. Регистрация кандидатов на должность Президента РФ на основании избирательного залога не предусматривается. Выборы Президента РФ могут быть только альтернативными: если за 35 дней до голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, то выборы по решению ЦИК РФ откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. По одной кандидатуре возможно повторное голосование, если после выбытия всех зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат, но в этом случае единственный кандидат будет и избран Президентом РФ при условии получения не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу. Результаты выборов определяет ЦИК РФ. Для определения результатов выборов используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, т.е. победившим на общих выборах будет тот, кто наберёт более 50 % голосов. Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил более половины поданных голосов, через 21 день проводится повторное голосование (второй тур) по двум кандидатам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Если ко дню повторного голосования один из них выбывает, то в борьбу за пост Президента РФ включается следующий по числу полученных в первом туре голосов кандидат. Обязательного порога явки при повторном голосовании не устанавливается, и победитель определяется по мажоритарной системе относительного большинства. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом он будет считаться избранным, если он получит не менее 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы Президента РФ признаются не состоявшимися:

1) если при повторном голосовании после выбытия остался только один кандидат, и голосование проводилось по одной кандидатуре, а за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

2) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

3) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвёртую часть от общего числа избирателей, включённых в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, либо если оба кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, то назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее, чем через четыре месяца.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК результатов выборов. При вступлении в должность в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ Президент РФ приносит народу присягу, текст которой закреплен в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. С момента принесения присяги избранный Президент России приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение прежний Президент РФ.

Срок полномочий Президента РФ составляет четыре года, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более двух сроков подряд. Для Президента РФ, которого мы будем впервые избирать после принятия поправки в Конституцию – после 30 декабря 2008 года – срок полномочий – шесть лет.

Президент РФ может прекратить исполнение полномочий досрочно. Основаниями досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ являются:

Ø смерть;

Ø отставка, т.е. добровольный уход с поста;

Ø стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

Ø отрешение от должности.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91), однако при определенных обстоятельствах он может быть отрешен от должности, а после этого – привлечен к ответственности. В Конституции РФ (ст. 93) установлена процедура отрешения Президента РФ от должности. В основе досрочного прекращения полномочий Президентом РФ в данном случае может лежать только государственная измена или совершение иного тяжкого преступления. Инициировать процедуру отрешения Президента РФ от должности может группа депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 установленного состава (не менее 150 депутатов). В случае поддержки предложения должным количеством депутатов Государственная Дума должна образовать специальную комиссию для установления обстоятельств совершения преступления, сбора доказательств и т.д. При наличии положительного заключения указанной комиссии, Государственная Дума квалифицированным большинством (2/3 от установленного числа депутатов, т.е. 300) голосов должна выдвинуть обвинение Президенту РФ в совершении государственной измены или совершении иного тяжкого преступления. Данное обвинение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ состава преступления и Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

При наличии положительных заключений высших судебных инстанций решение об отрешении Президента РФ от должности должен принять Совет Федерации. Это решение может быть принято квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа установленной численности палаты (119 голосов), причем решение Советом Федерации должно быть принято в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения Государственной Думой. Если в этот срок решение не будет принято, то обвинение считается отклоненным. Таким образом, в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и две высшие судебные инстанции.

Во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ их временно исполняет Председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92).

В целях обеспечения преемственности власти, устойчивости конституционного строя, социального спокойствия в обществе, сохранения государственной тайны, которой обладает Президент РФ, социальной справедливости, Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» устанавливается ряд правовых (иммунитет, особый порядок привлечения к юридической ответственности и др.), социальных (государственная охрана, специальная связь и пр.), материальных (пожизненное денежное содержание и пр.) гарантий.

Компетенция Президента РФ. Место Президента РФ в системе государственной власти России определяется возложенными на него Конституцией РФ функциями (ст.80):

Ø функции главы государства;

Ø функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности;

Ø обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

Ø определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

Ø представительская функция. Будучи главой государства, Президент РФ без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях в субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества и т.д..

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:

Ø полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц;

Ø полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти;

Ø полномочия в области внешней политики; полномочия в сфере обороны и безопасности;

Ø полномочия в сфере правового регулирования статуса личности и др.

Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством издания актов в двух формах: указ и распоряжение (ст. 90). Акты Президента РФ являются подзаконными актами, т.е. не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и обладают большей юридической силой по отношению ко всем остальным подзаконным правовым актам.

Президент имеет достаточно обширный аппарат, состоящий из органов и должностных лиц (Совет Безопасности РФ, Администрация Президента РФ, Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией и пр.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каков порядок избрания Президента РФ?

2. Каковы основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ?

3. Каковы функции и полномочия Президента РФ?

4. Акты Президента РФ: виды, юридическая сила.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.70 (0.018 с.)